Кижское «восстание»
Почему назначение экс-главы Карелии директором музея «Кижи» стало скандалом номер один, который далеко вышел за пределы республики
Почему назначение экс-главы Карелии директором музея «Кижи» стало скандалом номер один, который далеко вышел за пределы республики
Назначение экс-губернатора Карелии директором музея-заповедника «Кижи» вызвало бурный протест в регионе. Минкультуры России явно не ожидало, что его решение достигнет размеров общефедерального скандала. А ведь такое развитие событий можно было предсказать. Достаточно было вспомнить о том, как непросто складывалась политическая ситуация в регионе накануне отставки Андрея Нелидова с поста главы республики.
На днях позвонил коллега из Москвы: «Слушай, ну хоть ты объясни, что уж такого плохого Карелии сделал Нелидов? Чего у вас на него так взъелись?» Такое же недоумение проскальзывало и в выступлениях многих других столичных СМИ. Да, Нелидов на губернаторском посту продержался всего около двух лет, но ушёл вроде без особо громких скандалов – то есть таких, за которые однозначно снимают и которые потом месяцами муссируются в федеральной прессе, становясь притчей во языцех. Как, например, массовые беспорядки в Кондопоге на межэтнической почве в 2006 году. Помнится, сам президент страны в прямом телеэфире жёстко раскритиковал тогдашнего главу республики Сергея Катанандова, и ничего. В том смысле, что Катанандов сохранял свою должность ещё на четыре года.
Причины же отставки Нелидова для многих за пределами Карелии так и остались не до конца понятными. Не справился с работой, не оправдал надежд на возрождение экономики? Объяснение слишком расплывчатое, ведь вряд ли кто-то ждал, что за пару лет депрессивный регион расцветёт, обильно орошаемый притоком инвестиций и инноваций. К тому же отставка Нелидова произошла на фоне общей чистки губернаторского корпуса, которую политологи связали с возвращением прямых выборов глав регионов. Мол, Кремль решил оттянуть применение этой системы в наиболее политически неустойчивых регионах.
Карелия на тот момент представлению о таком регионе соответствовала полностью. Всю вторую половину недолгого губернаторства Нелидова, успевшего насмерть разругаться с местными политическими и бизнес-элитами, республику сотрясали политические скандалы и информационные войны. Как уже было сказано, не настолько громкие, чтобы их эхо докатилось до пределов МКАД и обратило на себя пристальное внимание федеральных СМИ. Но в самом регионе очень и очень ощутимые. Крови противоборствующие стороны попортили друг другу много, и в итоге губернатор был вынужден сдаться.
Однако столь затяжные, масштабные и ожесточённые конфликты, вылившись в публичную плоскость, остаются в ней надолго. Даже сам Нелидов, очевидно, не предполагал, насколько стойкой окажется та чёрная краска, которой так щедро поливали друг друга оппоненты в недавнем противостоянии. В интервью журналистам о первом дне своей работы в качестве директора «Кижей» Андрей Витальевич назвал этот день самым кошмарным в жизни из-за приёма, который ему устроили коллектив музея и представители общественности.
«Он развалил Карелию, а теперь развалит Кижи, обведёт всех вокруг пальца и распродаст землю бизнесменам…» Это стало лейтмотивом обрушившегося на местные интернет-форумы и соцсети потока комментариев. Тон их был таков, как будто Нелидов уже вооружился бензопилой и начал лично распиливать по брёвнышку Преображенскую церковь, чтобы построить на её месте бордель с казино. В этих доходящих нередко уже и до абсурда обвинениях грозили потонуть действительно заслуживающие внимания аргументы. В первую очередь – можно ли назначать руководителем музея человека, ни дня в таких учреждениях не проработавшего? И, естественно, незнакомого со спецификой сохранения памятников деревянного зодчества. Допустимо ли ставить такие кадровые эксперименты, когда речь идёт об уникальном культурном достоянии, тем более когда идёт сложнейший процесс реставрации Преображенки, жемчужины острова?
Это, безусловно, очень серьёзные вопросы. Но всё равно не покидает мысль – а если бы назначили не Нелидова, а другого, не столь, скажем так, узнаваемого человека со стороны, человека не из среды музейщиков или иных деятелей культуры? Скорее всего, специалисты бы тоже возмущались, волновались и били тревогу. Но прокатился ли бы этот тревожный набат по республике и уж тем более по России? Стали ли бы обсуждать такое кадровое решение Минкульта в троллейбусах, поликлиниках и магазинах, как обсуждают сейчас назначение Нелидова? Почему-то думается, что вряд ли. Ведь хотя смена руководства в крупных учреждениях культуры, будь то театр, музей или что-либо ещё, вообще редко проходит гладко, но страсти если и кипят, то в основном внутри культурного сообщества.
Поэтому и приезжавший на прошлой неделе в Петрозаводск замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин, когда признался, что карельская реакция стала для Минкульта неожиданностью, тоже вряд ли покривил душой. В федеральном центре, видимо, считали, что назначение бывшего главы региона на столь политически нейтральную должность подобного отторжения вызвать не может. А некоторые столичные журналисты даже иронизировали: вот, мол, какие разные судьбы бывают у экс-губернаторов. Одни без сучка и задоринки перемещаются в кресла федеральных чиновников, а под другими и кресло директора музея горит.
Эта ирония, не слишком-то уместная в ситуации, тяжёлой для всех её участников – предыдущего и нового директоров, коллектива музея, представителей карельской интеллигенции, которые искренне и очень болезненно переживают за будущее Кижей, – говорит тем не менее о многом. Да, для Карелии Кижи не просто музей, а символ всего культурного и духовного наследия. Да, это памятник мирового значения, охраняемый ЮНЕСКО. Но журналисты федеральных телеканалов только спустя неделю, наверное, после «кижского бунта» наконец-то выучились правильно произносить название музея – с ударением на первом слоге, а не на втором. И перестали путать Заонежье, где находится архипелаг, с Прионежьем или, ещё того круче, «Петрозаводским краем» (в одной из передач прозвучало и такое).
Печально, но неудивительно. Потому что при всей своей мировой известности музей «Кижи» нечасто попадает в сферу пристального внимания «федералов». Только тогда, когда туда приезжает президент со своим журналистским пулом или если случается скандал.
…Так что можно хотя бы в одном согласиться с Андреем Бусыгиным, который на встрече с журналистами в Петрозаводске посетовал: видео, где работники музея устраивают обструкцию новому директору, в интернете просмотрело рекордное количество человек из разных регионов. А вот для того, чтобы увидеть проморолики или просто почитать о действительно интересных проектах коллектива, об истории появления деревянных шедевров, на сайт заходят… Ну, сами понимаете – очень немногие.
Конечно, это далеко не только проблема музея «Кижи» и продвижения его бренда. Это проблема более глобальная: культурной разобщённости российских регионов, которая имеет, в свою очередь, гораздо более приземлённые причины. Среди них и слабо развитая туристическая инфраструктура, и зашкаливающие цены на транспорт, и много чего ещё. Среднестатистический житель Карелии ведь тоже сегодня вряд ли променяет поездку в Египет или Турцию на путешествие в Алтайский край, волжские города или Калмыкию, чтобы познакомиться с тамошним культурным наследием. Путешествовать у нас по стране вообще дорого, неудобно, некомфортно, и Карелия тут не исключение, а правило. Хотя начинать менять эту ситуацию, безусловно, надо, и как раз с таких потенциальных точек роста в регионах, как Кижи. Но при соблюдении непременного принципа: не навреди. Потому что вторых «Кижей» при всех наших нанотехнологиях, айпэдах и айфонах мы уже не построим. Не получится.
что делать
Концепцию развития музея выберет советНа встрече в «Кижах» нынешний глава республики Александр Худилайнен пригласил представителей музея, и инициативной группы, созданной из числа общественности и депутатов Законодательного собрания Карелии, собраться в правительстве республики, чтобы совместно подумать над выходом из сложившейся ситуации.
На этом совещании Александр Худилайнен пообещал, что в ближайшее время встретится с министром культуры Владимиром Мединским и передаст ему предложения общественности. Среди них, в частности, предложение выбрать директора музея на конкурсной основе. Причём решение, по мнению Александра Худилайнена, должны принимать наряду со специалистами Минкультуры представители карельской общественности и деятели культуры республики.
Встреча с Владимиром Мединским состоялась 31 января. На ней удалось договориться, что до конца февраля будет создан общественный совет по «Кижам», куда войдут представители от Минкультуры и от Карелии. Осенью совет проведёт конкурс концепций развития музея.
– Мы говорили о том, что желательно провести его весной. Но Владимир Ростиславович (Мединский. – Прим. ред.) настоятельно рекомендовал проводить конкурс не весной, а в сентябре, пообещав, что это будет очень широкий, открытый конкурс, в котором смогут принять участие десятки желающих и который решит окончательно кадровый вопрос по музею-заповеднику «Кижи», – рассказал глава Карелии.
Он также добавил, что сейчас внести изменения в устав музея, согласно которым директор учреждения выбирался бы на конкурсной основе, не представляется возможным.
– Мы предлагали это сделать, но Минкультуры утверждает, что федеральное законодательство не позволяет такую норму прописывать в уставе. Я дал поручение минюсту Карелии проработать возможность изменения устава для того, чтобы в будущем эта вакансия замещалась только на конкурсной основе, – пояснил Александр Худилайнен.
прямая речь
Андрей Нелидов, директор музея-заповедника «Кижи»:
– Через полгода я хочу поменять настроение коллектива. Если это не удастся, я уйду. Уверен, инфраструктура должна развиваться, но, разумеется, с соблюдением всех требований ЮНЕСКО и законодательства России, об ином речи идти не может. Моя роль координатора-администратора – понять, где у нас интересы музея, где – республики, и совместить их таким образом, чтобы это не было во вред музею и во вред республике.
Михаил Гольденберг, директор Национального музея Карелии:
– Диагноз тому, что случилось, – ясен: это типичное администрирование. Обидно, очень обидно. И противно, когда к сфере культуры относятся так пренебрежительно. Я понимаю, человека надо трудоустроить. Но извините, музей «Кижи» – не место просто для трудоустройства. Получается, как в застойном анекдоте: сегодня его кинули на культуру, завтра – на сельское хозяйство.
Андрей Бусыгин, заместитель министра культуры РФ:
– У нас не было практики, чтобы музей возглавляло бывшее высшее должностное лицо субъекта Федерации. Министр руководствовался тем, что есть бывший руководитель республики, он имеет опыт хозяйственной работы, есть человек с государственным мышлением, который сможет привлечь средства на развитие музея из внебюджетных источников. Я встречался с Эльвирой Валентиновной Аверьяновой, потом с коллективом. Постарался развеять опасения коллектива в связи с тем, что с приходом Нелидова будет покончено с «Кижами», что туда ринутся бизнесмены, которые начнут застраивать охранные зоны. Ничего подобного не будет, музей находится под глубоко эшелонированной защитой как объект, охраняемый ЮНЕСКО и защищённый федеральным законодательством.
Из обращения Союза архитекторов Карелии:
«Как очевидно из предпроектных соображений новой администрации музея, главной целью «переустройства» будет пересмотр охранных зон территории музея. Система железобетонных автострад-мостов между островами, новое строительство в зоне видимости ансамбля Кижского погоста полностью разрушит сложившуюся веками уникальную ландшафтную ситуацию… Не менее важный вопрос – желание новой администрации любым способом добиться максимально возможного увеличения посещения музея туристами. При этом никто не пытается вникнуть в серьёзнейшую проблему антропогенной нагрузки на остров или хотя бы ознакомиться с разработками специалистов по этому вопросу, приведёнными в технико-экономическом обосновании развития музея-заповедника «Кижи».