Похозяйничали – и баста!

Что выигрывают и что теряют люди, отказывающиеся от права собственности на жильё

 

 

 

Что выигрывают и что теряют люди, отказывающиеся от права собственности на жильё

 

Длившаяся 22 года и завершающаяся уже меньше чем через месяц, 1 марта, бесплатная приватизация «советских» квартир являлась и благом, и ловушкой. Благом, потому что 80 процентов граждан стали собственниками жилья (или членами семей собственника). А ловушка в том, что и государство, и созданные по его инициативе органы жилищного самоуправления сейчас могут требовать с собственника любые деньги – и он вынужден платить.

Поэтому появился, а в 2012 году стал уже заметным обратный процесс – расприватизации жилья. За год на этот шаг пошли (по данным московского Юридического центра адвоката Олега Сухова) около 7 процентов собственников. Бесплатная расприватизация окончится вместе с приватизацией, хотя некоторые депутаты Госдумы, в частности Галина Хованская, предлагают сделать её – в отличие от приватизации – бессрочной. Просто потому, что в обозримом будущем бремя собственника может стать неподъёмным для нижней трети среднего класса и тем более малоимущих.

 

Итак, часть наших граждан так и не пошла на приватизацию своего жилья, а часть его расприватизировала. Что им это даёт?

Как отмечают специалисты по недвижимости, в прошлом десятилетии мотивом расприватизации была в основном попытка защиты от криминала. Чёрные риэлторы брали в оборот одиноких людей с приватизированными квартирами, уговаривая или вынуждая их написать генеральную доверенность, договор мены, дарения и т. п. В этой ситуации расприватизация была спасением. Аналогичные ситуации возникали, когда квартиру грозили отобрать за долги – реальные или мнимые (отбирать жильё любили, например, автоподставщики). Реже на отказ от права собственности люди шли, чтобы лишить квартиры недостойных наследников. В нынешней же волне расприватизации главную роль играет денежный фактор.

Точные суммы экономии, которую имеют наниматели, если сравнивать их с собственниками, назвать трудно – они зависят от многих факторов. Так, человек, проживающий в государственной квартире, не обязан оплачивать дополнительные услуги, предлагаемые ТСЖ, – установку и обслуживание домофонов, видеокамер, охраны, консьержа, а также самого ТСЖ – то есть его штатных работников. Может – но не обязан. Многие считают, что это нечестно – ведь наниматель пользуется этими благами наравне со всеми. Но с другой стороны, наниматель отказался от приватизации тоже не от хорошей жизни, как правило, ему просто не по карману то, что могут себе позволить более состоятельные соседи.

Ещё больше наниматель сэкономит, когда будет введена плата за капитальный ремонт. В Петербурге был пример, когда, посчитав стоимость капремонта здания-памятника, собственники выяснили, что каждая квартира должна будет выложить на это дело по миллиону рублей. В целом по городу до таких сумм дело не дойдёт, но всё зависит как от состояния того или иного дома, так и от аппетитов ТСЖ. Даже если по графе капремонта собственникам квартир добавят по несколько сотен рублей в месяц, не для всех эти деньги будут незаметными. Вообще же в большинстве домов данный тариф будут назначать, исходя в первую очередь из платёжеспособности жильцов – где 200 рублей в месяц, где тысяча. Нанимателям же до этого не будет никакого дела: собственник их жилья – государство, вот пусть оно и платит.

И ещё одной графой экономии станет налог на недвижимость, который планируется ввести с будущего года. Пока он планируется небольшим – одна десятая процента от кадастровой стоимости, то есть от двух до нескольких тысяч рублей за квартиру в год. Но это только начало. Никто не запретит местным властям ежегодно его повышать, ссылаясь на то, что в Европе именно налог на имущество служит главным источником доходов муниципалитетов.

В общем, те, кто не участвовал в приватизации или расприватизировал своё жильё, будут экономить на обязательных платежах от нескольких тысяч рублей до 10–20 тысяч в год. При этом ни их право на квартиру, ни права наследников, которые в этой квартире официально прописаны, никем не оспариваются. К минусам найма жилья можно отнести только запрет на его продажу, которая зачастую бывает необходима для приобретения более качественной квартиры. Ну и психологический фактор – ощущать себя собственником всё же приятно.

К слову, в Европе и США множество людей живут всю жизнь в съёмном жильё не только потому, что не в состоянии купить его в собственность. Съёмная квартира при всех её минусах – залог мобильности. Если человека не устраивает жизнь или работа в одном городе, он без проблем устраивается в другом, благо снять квартиру в большинстве стране не проблема.

В России пока нет класса домовладельцев, предоставляющих съёмное жильё по разумным ценам. По мнению ряда специалистов, таким домовладельцем должно стать государство, ведь именно оно заинтересовано в свободной миграции рабочей силы. Но это дело будущего. В итоге, думается, Россия придёт к таким же пропорциям количества собственников и нанимателей жилья, как в западноевропейских странах.

Владимир Владимиров

 

Отказ – дело хлопотное

Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» устанавливает для граждан возможность отказа от квартир, комнат или домов, которые они бесплатно приватизировали. Для этого, во-первых, жильё должно быть единственным местом постоянного проживания. Во-вторых, это помещение должно быть свободным от обязательств (не в залоге, не под арестом и т. д.). Получив одобрение своей заявки на «расприватизацию», гражданин лишается права собственности и заключает с государством (или муниципалитетом) договор социального найма помещения.

Подробный механизм этого процесса должны устанавливать власти на местах. Однако далеко не во всех регионах приняты соответствующие нормативные акты. А там, где приняты, часто они настолько несовершенны, что только запутывают весь процесс. И даже те, кто рискнул «расприватизировать» жильё, вынуждены доказывать своё право на это через суд.

Три причины вновь стать нанимателем жилья

1. Споры и конфликты, возникшие после совместной приватизации жилья, например, когда один из собственников части квартиры решает продать или сдать свою долю посторонним людям. В этом случае расприватизация жилья возможна по решению суда, где необходимо доказать, что, принимая решение о приватизации, человек не осознавал всех возможных последствий. Поскольку государство действительно не проводило работу по разъяснению издержек и опасностей приватизации, суды нередко становятся на сторону граждан.

2. Рост финансовой нагрузки на собственников, особенно в домах, где правление товарищество собственников жилья контролируется небольшой группой состоятельных жильцов. В этом случае расприватизировать квартиру можно и без суда.

3. Перспектива расселения дома, в котором проживает собственник. При расселении владелец жилья получит такое же количество квадратных метров, какие имел в старом доме, а вот нанимателям новое жильё дадут по социальным нормам и, если в квартире проживало несколько семей, каждой обязаны предоставить отдельную квартиру.

Бывали также случаи, когда люди, стоящие в городской очереди на улучшение жилищных условий и имеющие шанс этой очереди дождаться, приватизировали своё нынешнее жильё – не сознавая последствий, и потом отказывались от собственности и добивались восстановления в очереди.

Константин Волкогонов, директор проекта «Единая служба немедленного юридического реагирования»

 

репортаж из очереди

«Нужно успеть, пока бесплатно»

Корреспонденты «НВ» убедились: чтобы успеть до 1 марта (даты окончания бесплатной приватизации) оформить квартиру в собственность, нужно изрядно потрудиться.

В Петербурге подать документы на приватизацию можно в нескольких местах – в горжилобмене, в его районных подразделениях (райжилобмене) и многофункциональных центрах. Мы начали свой поход с центрального офиса горжилобмена на Бронницкой, 32. На входе останавливает охранник:

– Подавать документы можно только по предварительной записи, живой очереди у нас нет!

Всё же следуем в отдел «приватизация». На стульях сидят несколько человек, все они – в окошко за уже готовыми договорами по приватизации.

– Вы давно подавали документы? – спрашиваю одну из ожидающих женщин.

– В конце ноября, – охотно отвечает она, – как только стало известно об окончании бесплатной приватизации 1 марта.

– А почему только в ноябре, ведь бесплатная приватизация квартир длится вот уже 22 года?

– Всё было не до того. А тут, когда узнала, что бесплатная приватизация заканчивается, решила довести дело до конца. У меня двое взрослых детей, которые тоже зарегистрированы со мной в квартире. Но случись что со мной, неизвестно, как они будут её делить. Вот я и решила приватизировать квартиру, чтобы потом спокойно написать завещание и разделить квартиру между детьми пополам.

Подача документов в горжилобмене протекает спокойно. Люди, записавшись на сайте или по телефону, приходят к назначенному времени, толкучки нет. Мы решили сами проверить, насколько легко записаться на приём к специалисту. Увы, но телефоны, указанные на сайте горжилобмена и на информационном стенде, упорно молчали. А в интернет-записи на приватизацию расписано всё время на каждый день вплоть до 1 марта. Поэтому выход один – нести документы в райжилобмен и стоять в живой очереди. Мы так и сделали.

В райжилобмене Петроградского района на Каменноостровском, 26–28, документы на приватизацию принимают лишь по понедельникам и четвергам. Люди занимают очередь с 7 часов, хотя приём начинается только в 10. Такой ажиотаж наблюдается уже с декабря.

Ветеран Игорь Тимофеев пришёл сюда впервые, увидев длинную очередь, стоять не стал.

– Да не отменят бесплатную приватизацию, уж сколько пугают, и на этот раз не отменят, – заявил он, махнул рукой на очередь и направился к выходу.

А вот молодая пара Семёновых из очереди решила всё же приватизировать квартиру, пока действует бесплатная приватизация. Говорят:

– Ну, если 80 процентов россиян (люди владеют именно такой статистикой. – Прим. авт.) решили приватизировать квартиры, то, значит, это зачем-то нужно!

Многие отстаивают очередь уже не в первый раз. Пенсионерка Ирина Вешнева приходила сюда уже дважды – в декабре и январе. Всякий раз специалисты райжилобмена заворачивали её документы из-за неверно оформленных справок или отсутствия каких-то бумаг. Но сейчас женщина уверена: с третьего раза у неё всё получится. Потому что бог троицу любит.

Опрос людей показал: большинство из них толком не знают, зачем им нужен документ о праве собственности. В основном гражданами движут три мотива: «все приватизируют, значит, и я должен», «чтобы квартира была моя» и «нужно успеть, пока бесплатно». Но про так называемые минусы этой процедуры – налог на имущество, оплату капитального, косметического и текущего ремонта и так далее – многие слышат впервые.

 В этом году, говорят сотрудники СПб ГБУ «Горжилобмен», приватизация проходит гораздо активнее, чем раньше. Так, за 2011 год приватизировано 12 397 жилых помещений, а за 2012 год – больше 26 тысяч. За первые месяцы 2013 года число приватизированного жилья тоже зашкаливает. В горжилобмене даже увеличили время работы окон, выдающих готовые документы.

– Всё это объясняется тем, что сроки бесплатной приватизации заканчиваются, – пояснили в горжилобмене. – Информация о том, как она будет проходить далее, сколько будет стоить, станет известна после окончания бесплатной приватизации в марте.

Между тем можно и не тратить время на волокиту с документами и очереди, а приватизировать жильё через агентство по недвижимости. Их в Петербурге – тьма. Правда, подобная услуга обойдётся минимум в 15 тысяч рублей, верхняя планка может достигать 25–30 тысяч – всё зависит от квартиры, необходимости сбора документов и прочих условий.

Софья Прокошева

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.