Реагент или жизнь?

Петербуржцы ополчились на противогололёдные материалы, но без них, как уверяют дорожники, в большом городе не обойтись

 

Петербуржцы ополчились на противогололёдные материалы, но без них, как уверяют дорожники, в большом городе не обойтись

Эксперты так и не смогли прийти к общему мнению, стало ли причиной локального блэкаута, произошедшего утром 1 февраля, облако реагентов, поднявшееся в воздух после обработки кольцевой автодороги (КАД) и Западного скоростного диаметра (ЗСД) противогололёдными материалами. Энергетики продолжают обвинять в аварии дорожников, те, в свою очередь, заверяют, что не меняли систему обработки трасс. Чёткого ответа пока не могут дать и привлечённые аналитики.

Пока эксперты спорят, петербуржцы решили вынести проблему реагентов на другой уровень. В интернете некая инициативная группа уже начала сбор подписей за максимально открытую экспертизу применяемых во время обработки дорог материалов, которая наконец даст ответ, насколько сильно они влияют на здоровье горожан, детали автомобилей, одежду и так далее. До её результатов активисты предлагают вообще запретить посыпать трассы солью и реагентами на её основе. Корреспондент «НВ» выяснял, насколько реально отказаться от использования реагентов в Петербурге и к чему это может привести.

Главный аргумент противников используемых сегодня на городских улицах противогололёдных материалов – они крайне негативно влияют на здоровье людей. Это корреспонденту «НВ» подтвердила и известный петербургский иммунолог, доктор медицинских наук Людмила Комарова. По её словам, пары используемых на трассах соляных смесей могут привести к обострению различных болезней дыхательных путей, дерматитов, аллергических реакций. Особенно страдают от этого астматики. А учитывая, что полностью здоровых жителей в Петербурге почти не осталось, так или иначе последствия обработки магистралей реагентами должно на себе ощутить подавляющее большинство горожан.

При этом медики оговариваются, что всё здесь зависит от конкретного организма и даже имеющий хроническое заболевание человек может совершенно не почувствовать «ядовитых паров». Дело в том, что до сих пор никто так и не сумел доказать, что они реально вредны.

– Все реагенты, которые применяются на петербургских дорогах, сертифицированы, они прошли не одну проверку и получили все необходимые разрешения, – рассказала официальный представитель комитета по благоустройству Елена Комарова. – По сути, все смеси, которыми обрабатывают трассы, созданы на основе обыкновенной соли, там нет химических веществ. Кстати, у нас каждый год горожане просят отлить им немного водно-соляной смеси, чтобы самостоятельно сдать её на экспертизу. И никто так и не выявил, что в ней есть какая-то вредная отрава.

Опасное влияние реагентов на здоровье человека действительно может быть сильно преувеличено, но вот о вреде технической соли для обуви или деталей машин спорить бессмысленно – как быстро она приводит в негодность новые ботинки, колёса или двигатели, не понаслышке знает каждый петербуржец.

– Единственный способ сберечь машину зимой – поставить её в гараж до наступления тепла, – сетует заместитель руководителя общества автомобилистов «4 колеса» Семён Авдеенко. – Соль въедается в детали автомобиля и начинает разрушать его изнутри. Особенно страдают крылья, колёса и днище. Вся беда в том, что полностью отмыть машину от соляной пыли почти невозможно.

С одной стороны, недовольство автовладельцев можно понять. Неприятно, когда срок службы даже самого надёжного и качественного автомобиля сокращается на 3–4 года из-за соли, разъедающей металлические детали кузова и двигателя. Но с другой – дорожники утверждают, что сейчас заменить противогололёдные материалы какими-то аналогами или полностью отказаться от них нереально.

– Давайте вообще перестанем посыпать дороги солью или обрабатывать реагентами, – продолжает Елена Комарова. – Только тогда придётся учесть, что количество аварий и погибших в них людей увеличится в разы. Кому это нужно?

С такими аргументами водители спорить не готовы. В беседе с корреспондентом «НВ» Семён Авдеенко признал, что единственная альтернатива технической соли и растворам на её основе сегодня – так называемый «скандинавский» способ защиты от гололёда. В северных странах (например, в соседней Финляндии) дороги посыпают гранитной крошкой, обеспечивающей надёжное сцепление колёс с полотном. Но в Петербурге это возможно только на тех улицах, где по регламенту трассу не обязательно чистить до асфальта, а часть выпавшего снега разрешается просто сдвинуть к обочине грейдером (именно так поступают и в Скандинавии). Таких магистралей в городе около 400, большинство в Курортном районе и пригородах. Нынешней зимой здесь проводят эксперимент по внедрению гранитной крошки, и пока жители очень довольны. Но на центральных магистралях от неё больше вреда, чем пользы.

– Мы не спорим с тем, что реагенты помогают уменьшить число ДТП, – говорит Семён Авдеенко. – Но хотелось бы, чтобы водителей предупреждали о том, что дорогу обработали ими. На въезде в тоннель под Литейным мостом недавно появился специальный знак, оповещающий автомобилистов о распылении ПГМ. Почему бы не установить такие знаки на всех трассах?

Как выяснил корреспондент «НВ», желание представителя автомобильного сообщества города вряд ли осуществится. Дело в том, что в тоннеле под Литейным мостом установлена специальная система обработки трассы реагентами, а другие городские дороги поливают или посыпают ими со спецмашин. Кстати, на работу системы уже поступили сотни жалоб от водителей. Автовладельцы жалуются, что после проезда по тоннелю на кузове машины появляется толстая плёнка, которую очень тяжело смыть. Поэтому остроумные автомобилисты уже прозвали новый знак «Осторожно, реагенты!» и советуют коллегам выбирать в зимний период другие маршруты.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.