«Раньше почётным донорам не пробиться было!»
Корреспонденты «НВ» побывали на Городской станции переливания крови и убедились: люди не хотят сдавать свою кровь безвозмездно
Корреспонденты «НВ» побывали на Городской станции переливания крови и убедились: люди не хотят сдавать свою кровь безвозмездно
Со вступления в силу скандального донорского закона не прошло и трёх недель, однако эффект отсутствия компенсации в 524 рубля уже ощутим. Число доноров, говорят врачи СПб ГКУЗ «Городская станция переливания крови», сократилось в разы. Если раньше новички составляли более половины ежедневных посетителей станции, то сейчас их можно пересчитать по пальцам.
В десять часов, в самый разгар сдачи крови, на городской станции, что на Московском проспекте, 104, непривычно тихо и малолюдно. На всех информационных стендах висят объявления о том, что питание по талонам (взамен денежных выплат) доноры могут получить в ресторане на Московском, 97, с 11.30 до 16.00. Напротив кабинета терапевта, осматривающего будущих доноров, ожидают своей очереди всего несколько человек. Один из них внезапно громко интересуется у проходящей медсестры:
– А кадровым донорам выплаты тоже отменили?
– Кадровым – нет, – поясняет она, – им по-прежнему положено 524 рубля, два отгула и талон на питание, а вот первичным – только питание и два отгула.
– Ну и хорошо, что новичкам отменили, – хоть очереди на сдачу не стало, а то почётным донорам и кадровым не пробиться было! – вставляет реплику крупный мужчина, судя по всему регулярно сдающий кровь.
– Ничего не правильно, – вступает в спор женщина, – донорство надо поощрять! Ведь мы стали кадровыми донорами только после третьей сдачи, а когда-то тоже были первичниками и сдавали кровь в том числе и за деньги!
– А я верующий, – подключается к спору тихий паренёк, стоящий неподалёку, – и выплаты обычно жертвую. И я не за ними прихожу сюда, а чтобы помочь людям. И правильно отменили компенсации, нельзя превращать донорство в зарабатывание денег!
– Ладно, хоть кадровикам пока платят, – удовлетворённо резюмирует спор разговорчивый мужчина. – Хотя от нашего государства всего можно ожидать – я не удивлюсь, если и у нас компенсации отнимут. Но я без 524 рублей сдавать кровь не пойду – мне одна еда не нужна!
Тут остальные участники спора разгорячились не на шутку – люди из очереди готовы были заклевать разговорчивого кадрового донора, сдающего кровь «исключительно ради компенсации». Возможно, спор и перерос бы в потасовку, если бы мимо не проходил главврач Городской станции переливания крови Владимир Красняков.
– Молодёжь, чего спорите? – совершая свой обычный обход, спросил главврач осипшим голосом. – Тут всё однозначно: кадровых доноров без первичных быть не может, поэтому добровольную сдачу крови надо поощрять!
Осипший голос главного трансфузиолога Северо-Запада не случаен. В последнее время Владимира Краснякова, как ответственного за донорство в Петербурге, кто только не просит – от журналистов до чиновников – прокомментировать скандальный закон.
– Я уже осип, сорвал глотку, объясняя людям, под какой удар поставил новый закон всю городскую донорскую службу, – пояснил Владимир Красняков. – Мы и раньше, собирая по 50 тысяч литров крови в год, не удовлетворяли потребности города, а что будет теперь – страшно представить. Вместо того чтобы стимулировать людей к кровосдаче, у них, наоборот, отняли все поощрения.
Хотя, вспоминает главврач, через подобные трудности он проходил и раньше – в 2004 году, когда вступил в силу федеральный закон № 122, отменивший для доноров все льготы. Тогда почти месяц обиженные доноры не сдавали кровь, но потом часть льгот им вернули, и люди оттаяли.
– Сейчас мы переживаем тяжёлое время, – признаётся главврач, – конечно, в последние недели невооружённым глазом видно уменьшение числа доноров. И мы не можем осуждать людей, что они не хотят сдавать кровь без денежного поощрения, – это нормальный опыт любой цивилизованной страны. Чтобы даже добраться до станции, людям нужно заплатить за проезд в транспорте как минимум 100 рублей. Так почему они должны сдавать кровь и ещё платить за это?! Ведь московские власти смогли сохранить все выплаты для доноров, а мы почему нет?
Цифры, предоставленные Владимиром Красняковым, говорят сами за себя: на конец января из 60 доноров, пришедших за один день сдавать кровь, только 10 первичных доноров, 10 – родственников-доноров и 40 – повторных.
Но, стоит отдать должное, на Городской станции переливания крови донорский кризис предвидели ещё до Нового года. Именно поэтому сбор крови, говорит Владимир Красняков, вёлся все новогодние праздники – станция делала стратегический запас. При всём при этом главврач не вешает нос и делает всё, чтобы наладить работу по сбору крови в новых условиях. Например, нашёл напротив здания станции ресторан, где доноров согласились кормить с 11.30 до 16.00. А чтобы люди успевали пообедать, даже сдвинул время сбора крови.
Корреспонденты «НВ» решили посмотреть, каким питанием заменили 524 рубля, из-за которых разгорелся весь сыр-бор. В ресторане отеля, что напротив станции, донорам предлагают достойный шведский стол – салаты, горячее, гарниры, десерт – на выбор.
– Еда нормальная, – поделилась своим мнением одна из первичных доноров, – но вот больше я за неё сдавать кровь не пойду – скоро пост, и мне этот рацион не подходит.
– Проблема в том, что к моменту вступления закона в силу не было проработано ни одного законодательного акта, уточняющего рацион питания доноров, мы всё делали на свой страх и риск, – сетует Владимир Красняков. – Где и чем кормить доноров на мобильных станциях переливания? Выплаты убрали, но при этом осталось очень много нерешённых вопросов. Конечно, к новым правилам нужно адаптироваться, а на это требуется время. Но беда в том, что больные люди, нуждающиеся в крови, не могут ждать.
комментарий
«Не думаю, что у нас будут большие потери в количестве доноров»Людмила Косткина, председатель комиссии ЗС по социальной политике и здравоохранению:
– После изменений в федеральном законодательстве в нашем, городском законе «О социальной поддержке доноров» ничего не изменилось – мы так же, как и раньше, выплачиваем им по 524 рубля, на тех же условиях – после трёх кровосдач. Допустим, статистика по России говорит о том, что только ради денег кровь сдавали всего 8 процентов доноров. У нас, честно говоря, таких людей больше. Однако мы вернулись к теме обязательного питания доноров, заменив им федеральные денежные выплаты обязательным питанием. И я лично, и петербургские медики поддерживаем это направление двумя руками. Почему?
Я когда-то сама сдавала кровь достаточно регулярно и в последний раз, когда выходила со станции переливания крови, ощутила сильное головокружение. Поэтому мы не можем допустить, чтобы люди сдавали кровь за деньги в ущерб своему здоровью. Я не думаю, что в итоге у нас будут большие потери в количестве доноров, ведь одно дело разговоры, прогнозы и совсем другое – реальная жизнь.
Но меня сегодня не устраивает, что вопрос питания доноров решается так: «через дорогу в ресторане» или «в столовой через два квартала». Я настаиваю на том, что человек, сдавший кровь на благо других, должен сразу получать горячий сладкий чай, качественную еду. Поэтому правительство должно утвердить «рацион донора», и он должен выдаваться им прямо в местах сдачи крови. Для этого, я считаю, комитет по здравоохранению должен рассмотреть меню для доноров, а затем провести конкурс и отобрать организации, которые будут привозить еду и кормить доноров.
Сегодня работа с донорами по новой системе только началась, и делать какие-то выводы достаточно трудно. Конечно, мы эту тему не оставим – если мы реально почувствуем, что донорам надо платить больше, мы увеличим выплаты. Но это не значит, что мы пойдём на отмену этого федерального закона, потому что это – правильный закон.