Ведь завтра в поход?
Легендарный крейсер «Аврора» уже в августе могут снять с вечной стоянки, а через год он станет действующим кораблём
Легендарный крейсер «Аврора» уже в августе могут снять с вечной стоянки, а через год он станет действующим кораблём
Пока «Аврора» отправится в ремонтные доки «Северной верфи». Специалисты должны восстановить непотопляемость корабля и функциональность его систем, оснастить судно дизель-электрической энергоустановкой, средствами связи, навигационным и радиотехническим оборудованием. Обратно на своё место крейсер вернётся летом 2014 года, а общую стоимость восстановительных работ в Минобороны предварительно оценили в 400 миллионов рублей.
В последние дни сотрудники музея на крейсере «Аврора», ветераны флота, прослужившие несколько десятилетий, испытывают душевный подъём. Их обрадовало заявление министра обороны Сергея Шойгу о возвращении корабля в состав ВМФ России – именно за это ветераны боролись последние два года после того, как моряки покинули крейсер и передали его на обслуживание гражданских служб.
Музейщики считали кощунством то обстоятельство, что на старейшем сохранившемся корабле русского флота, участнике Цусимского сражения, не исполняются ежедневные ритуалы подъёма и спуска флага, не отбиваются склянки, не проходит построение личного состава. За то время, что экипаж покинул «Аврору», музейщики написали множество писем, обратились во все инстанции и даже рассказывали экскурсантам о горестной судьбе корабля-раритета. Похоже, сейчас они всё-таки победили.
Новость о том, что «Аврора» отправляется на капремонт, музейщики тоже встретили с одобрением. Корабль простоял на набережной уже 25 лет, и многие его механизмы, которые, кстати, всё это время работали, нуждаются в обновлении. Однако идею главы Минобороны «поставить «Аврору» на ход» (что, по разным данным, может влететь в 7–8 миллиардов рублей) в музее не поддержали – на «Авроре» должны оберегаться славные традиции русского флота, но не более того.
– Недавно приходила комиссия из чиновников и конструкторов, они составляли перечень необходимых работ, – рассказал «НВ» сотрудник музея, капитан I ранга Георгий Мамзиков. – Меня спросили: нравится ли вам идея поставить «Аврору» на ход? Я ответил: тогда уж можно приделать крейсеру крылья, и пусть он летает над городом.
Как удалось выяснить «НВ», пока что речь не идёт о возвращении «Авроре» мореходных качеств. По словам источника газеты на Ленинградской военно-морской базе, в этом году планируется лишь капитальный ремонт узлов и механизмов, работающих на «Авроре». И, хотя официальное решение о том, где будет ремонтироваться корабль, ещё не принято, специалисты сходятся во мнении, что он отправится на завод «Северная верфь».
Именно там четверть века назад «Аврору» подготовили к стоянке на Петроградской набережной. В распоряжении корабелов «Северной верфи» есть вся необходимая документация. А вот во что обойдётся обновление легенды, пока неясно – специалисты радикально расходятся в оценках. Источники на «Северной верфи» говорят, что «400 миллионов рублей будет совершенно недостаточно», и упирают на цифру в 8 миллиардов рублей. В свою очередь, Игорь Курдин заверяет, что «сумма будет в разы меньше и никакой коррупционной составляющей в деле «Авроры» не будет».
Когда корабль отправится в док, военные также ещё не решили. Как рассказал нам советник губернатора Петербурга Игорь Курдин, это может произойти «уже в августе-сентябре». Однако буксировка раритетного корабля – задача куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Для этого необходимо исследовать фарватер Невы и учесть такие обстоятельства, как ремонт Дворцового моста и летний туристический сезон. Снятие «Авроры» с металлических распорок, которыми она прикреплена к набережной, – тоже сложнейшая операция.
По словам Курдина, на заводе крейсер проведёт около года. За это время старые системы демонтируют, заменят их на новые, а вернуться на привычное место «Аврора» должна к лету 2014 года.
«Сейчас мы занимаемся подбором этих систем. Кроме того, будет произведён ремонт и восстановление стоянки «Авроры», электроэнергетической системы, водоотливных средств и средств пожаротушения», – сообщил советник губернатора. Сейчас крейсер на 70 процентов состоит из оригинальных исторических деталей, и, по его словам, этот процент не уменьшится. Исторический облик «Авроры» будет полностью сохранён.
Как рассказали «НВ» на ЛенВМБ, возвращение военного экипажа на борт крейсера может произойти ещё до того, как крейсер уйдёт в док, но пока никаких распоряжений по этому поводу из Москвы не поступало.
– Нам всем немного боязно, ведь «Авроре» предстоит трудная буксировка на верфь, – говорит Георгий Мамзиков. – Но главное – корабль будет жить и напоминать всем, что русский флот имел славное прошлое и красивые традиции.