Льгот нам не надо, программу давай?
В Калининградской области бурно обсуждают, что нужно региону для экономического развития
Калининградская область ждёт от правительства России принятия целевой госпрограммы развития региона. Она должна стать заменой льготам, действующим лишь до 2016 года. Вот только большинство местных экспертов считают, что предложенный правительством анклава проект нуждается в существенных и даже кардинальных доработках.
Несмотря на стабильные показатели роста, российский анклав, как и раньше, требует к себе повышенного внимания. Да и нынешнее благосостояние Калининградской области основано именно на федеральной законодательной базе, точнее, на действующих в янтарном крае правилах свободной экономической зоны. Уже почти 20 лет регион компенсирует издержки собственной анклавности по особым канонам.
– Действие двух федеральных законов об особой экономической зоне дало области реальный шанс, которым она не преминула воспользоваться, – считает кандидат экономических наук Сергей Дроботов. – В первую очередь шансом воспользовались не чиновники, а представители бизнеса, очень чётко уловившие как преимущества закона, так и его недостатки. И тем и другим предприниматели пользовались и продолжают пользоваться, но сроки действия прописанных в законе об особой зоне основных налогово-таможенных льгот истекают уже в 2016 году. И если сейчас не ввести законодательных стимулов для сохранения экономической динамики, регион ожидают, мягко говоря, большие потрясения. Кстати, центр нередко попрекали остальные субъекты: мол, для Калининграда есть закон, а для нас почему нет? И сразу же выдвигали в качестве аргументов свои национальные особенности, свои экономические парадоксы. Поэтому Москва часто декларировала позицию: для нас все равны. Но всё-таки всегда считалась с оторванностью Калининграда.
Безусловно, экономику области, за десятилетия набившую руку на таможенных преференциях, в случае их отмены неминуемо ожидает глубокий кризис. И как следствие – резкий рост социально-экономической напряжённости в отдельно взятом изолированном регионе. Поэтому ещё несколько месяцев тому назад чиновники местного правительства наперебой не уставали рассказывать о своём видении нового варианта закона. Однако концепция неожиданно поменялась: заменить пролонгацию льгот на целевую госпрограмму развития Калининградской области. С завидной лёгкостью идею такого бартера поддержало и областное руководство.
– С точки зрения региона это большой минус, – считает член общероссийского политсовета «Гражданской платформы» Соломон Гинзбург. – Во-первых, программу в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств всегда можно свернуть. Во-вторых, любая программа носит срочный характер, например, сроки нынешней планируется ограничить 2020 годом. А что потом – опять суета? К тому же краткосрочные правила игры не способствуют долговременным финансовым вложениям.
Но у сторонников программы имеются на этот счёт свои аргументы.
– Если вспомнить, закон об особой зоне нередко купировали нормативные акты тех же таможенников и пограничников, – подчеркнул сенатор от Калининградской области Николай Власенко. – Ведь отменить и заморозить можно всё. И законы, и программы. Не спорю, прежний закон дал области большой импульс, более того, не требовал больших субвенций из центра, мы получали их напрямую за счёт льгот, но теперь пришло время для новых стимулов и приоритетов.
Впрочем, критику у местных экспертов вызывают и детали программы развития. Хотя сам губернатор неоднократно заявлял, что среди 2000 объектов, включённых в его видение развития региона, нет ни одного лишнего, многие специалисты с этим не согласны.
– Это не госпрограмма, это набор хотелок, ничем не связанных между собой, – выразил распространённое мнение Соломон Гинзбург.
Более сдержанно комментирует вариант госпрограммы, рождённый в недрах областного правительства, известный калининградский политолог Владимир Абрамов:
– Ассорти благих пожеланий, некоторые из которых из области ненаучной фантастики. Например, клич «Туризм – наше всё!». Но сегодня в этой сфере задействованы лишь два процента населения. Валовый доход отрасли максимально составляет 5 миллиардов. Откуда придумана цель 360 миллиардов дохода по туризму? Зачем в проекте значится строительство городка для работников Диснейленда или городка айтишников, если в правительстве не могут сказать о рентабельности этого самого Диснейленда или чем будут заниматься айтишники?
– По цифрам посмотрите, просто паноптикум! – резко высказывается местный лидер ЛДПР Александр Ветошкин. – Просим из столицы 600 миллиардов, а ежегодно не можем освоить 40. А привлечённые инвестиции… где губернатор собирается брать более 700 миллионов частных вложений и во что?
Действительно, судя по регулярным комментариям местных СМИ, точный объём средств, необходимых области, чтобы в одночасье стать янтарно-облепиховым раем, не знает и сам губернатор. Ещё два года назад из уст Николая Цуканова звучала цифра – 200 миллиардов рублей. В апреле прошлого года величина инвестиций, по версии главы региона, возросла вдвое. В отправленном на утверждение в Минрегион России проекте программы только прямая сумма госпомощи составляет более 600 миллиардов.
– Лично мне проект программы никто не показывал, – честно признался депутат областной думы Витаутас Лопата, – однако я думаю, что для работы над таким масштабным проектом привлечена группа экспертов. А они как минимум понимают, что выйдет в итоге.
Услышаны ли сомнения местных скептиков наверху, вопрос открытый. Кстати, изначально запланированное на начало января рассмотрение программы развития области, по мнению главы Минрегиона Игоря Слюняева, рационально перенести на третий квартал, что на бюджетном языке исключает поступление федеральных инвестиций даже в 2014 году. Однако идеологи «семилетки» российского анклава не сомневаются: проект, пусть и несколько секвестированный, уже в ближайшем будущем станет явью.
Как сообщил недавно в «Твиттере» калининградский губернатор, дано поручение федеральным министерствам и правительству региона завершить обсуждение госпрограммы до 28 февраля 2013 года. Смогут ли оппоненты найти за две недели компромиссный вариант? Пока многие эксперты такую возможность считают достаточно маловероятной. Но совершенно ясно одно – российский анклав остро нуждается в понимании путей долгосрочного развития своей экономики.
прямая речь
Николай Власенко, член Совета Федерации РФ:
– Надо понимать, что программа не сугубо экономическая, а социально-экономическая, поэтому так запросто выдать по ней предполагаемый эффект невозможно. Всем понятно, что ряд объектов из программы будет исключен. Тем не менее сам факт утверждения программы даст существенный импульс для развития региона. То, что документ с такими цифрами остался в Минрегионе, а не был отправлен обратно, вселяет определённый оптимизм.
Валерий Фролов, глава бюджетного комитета Калининградской областной думы:
– Нужно серьёзно подходить к таким вещам. Зачем просить триллионы, когда миллиарды рублей не осваиваются и повисают в воздухе. Можно и дальше рисовать радужные планы на будущее с перспективой увеличения объёмов финансирования в рамках новой госпрограммы, но сегодня мы с маленькими, с куда меньшими объёмами не справляемся. А кто же за нас будет увеличенные объёмы-то делать? В столице это чётко отслеживают.