Тепловой удар
Почему плата за отопление в квитанции коммунальных услуг увеличилась в несколько раз и к кому обращаться, если вам неправильно начислили квартплату
Почему плата за отопление в квитанции коммунальных услуг увеличилась в несколько раз и к кому обращаться, если вам неправильно начислили квартплату
В Петербурге не утихают коммунальные скандалы – суммы в квитанциях за коммунальные услуги повергли многих горожан в шок, превысив все разумные пределы. По оценкам жилищников, по сравнению с предыдущим месяцем реальный расход тепла в декабре вырос всего на 25–30 процентов, при этом счёт за отопление увеличился в два, три, четыре, а в некоторых случаях даже в одиннадцать раз. И так, по данным жилищного комитета, произошло с жителями 263 многоквартирных домов.
Но не исключено, что пострадавших от неправильных расчётов на самом деле гораздо больше. Чиновники объясняют: во всей этой неразберихе виноваты новые правила предоставления коммунальных услуг, вступившие в силу с 1 сентября 2012 года. Напомним: за горячие батареи петербуржцы теперь должны платить только в отопительный период, то есть с октября по май, а значит, ежемесячную плату за тепло нужно рассчитывать по-другому. Понять новые правила оказалось трудно не только петербуржцам, но и управляющим компаниям, которые эти платежи начисляют. Нововведение вызвало множество споров, разногласий, а главное – ошибок. «НВ» нашло три основные причины этих ошибок.
Причина № 1 – невнимательность сотрудников управляющих компаний, которые плохо изучили новые правила. Расход тепла меняется вместе с температурой воздуха, значит, и сумма платежа тоже. Из-за постоянных скачков возникают банальные описки, которые и становятся причинами неоправданно высоких цен. К примеру, в Кировском районе ошибку в расчётах заметили ещё до того, как квитанции оказались в почтовых ящиках, поэтому сотрудники управляющей компании успели исправить их вручную. Неправильные цифры зачеркнули, а другие вписали, и люди получили уже правильные счета.
Причина № 2 – начисление платы на несколько месяцев позже. К примеру, Жилкомсервис № 2 Пушкинского района не сделал этого в октябре и ноябре, зато в квитанции за декабрь попытался добрать нужную сумму, из-за чего квартплата возросла в два, три, а в некоторых случаях и в четыре раза.
Причина № 3 – изменение количества теплоносителя, говоря проще – горячей воды, которая поступает в дом. Простой пример: в подвале прорвало трубу, и работники ресурсоснабжающей организации на время ликвидации аварии слили всю воду из батарей. После ремонта протечки трубы вода снова поступит в дом и счётчик верно посчитает, что произошло. В таком случае ресурсоснабжающая организация должна провести сверку и откорректировать данные счётчика.
тем временем…
Коммунальщиков
научат правильно считать
В жилищном комитете отмечают, что ошибки – это временное явление. Как только сотрудники управляющих компаний и жители Петербурга разберутся во всех тонкостях новых правил, всё встанет на свои места, и уже весной подобные проблемы никого беспокоить не будут.
– Больше всего ошибок возникает при изменении принципов расчёта, – объяснил заместитель председателя жилищного комитета Валерий Вогачёв. – В 2006 году, когда вводились новые правила предоставления коммунальных услуг, каждый месяц в течение полугода возникали проблемы. С жителями работали и точно так же проводили мониторинг. Потом всё это улеглось. Я надеюсь, что в уже мартовских счетах всё будет отлажено и правильно посчитано.
На специальных семинарах по вопросам ЖКХ чиновники объяснят управляющим компаниям все тонкости расчёта квартплаты по новой системе. Занятия с общественными организациями и муниципальными образованиями, работа с гражданами, выпуск методических пособий – всем этим обещают заняться в жилищном комитете, чтобы избавиться от коммунального невежества.
– Мы заставим всех наших коллег из районных администраций, жилищных агентств, управляющих организаций досконально изучить новые правила, – заверил председатель жилищного комитета Валерий Шиян. – Жилищное просвещение нужно поднимать. Чем больше граждан будут разбираться в этой теме, тем лучше будут работать управляющие организации, а начисления за коммунальные услуги будут правильными.
прямая речь
Денис Шабуров, первый заместитель председателя жилищного комитета Петербурга:
– Самый примитивный вид общественного контроля – это контроль любого жителя за той квитанцией, которую он получил. Кроме того, есть Общество защиты прав потребителей, различные ассоциации ЖСК, ЖКХ и ТСЖ. Я вас уверяю, что общественный контроль, который сегодня существует, никогда не оставит без внимания подобные нарушения. Если во все эти инстанции обратиться с жалобами, они обязаны проконтролировать и исправить ситуацию.
Алексей Попов, юрист общественной приёмной по вопросам ЖКХ:
– В большинстве случаев граждане просто не знают, каким объёмом прав они наделены как собственники и какие обязанности возложены на обслуживающие организации, чем последние, безусловно, злоупотребляют. Жители должны активнее проявлять свою позицию и обращаться в суды с соответствующими заявлениями.
Сергей Фёдоров, заместитель генерального директора ООО «Жилкомсервис № 4 Приморского района»:
– Объяснять нововведения должны законодатели и средства массовой информации. На самом деле более 90 процентов расчётов сделано правильно, но городские власти подают эту ситуацию в ином свете.