Наркоденьги лёгкими не бывают

Позарившись на вознаграждение в 10 тысяч рублей, пособник наркоторговцев получил 5,5 года колонии

 

Позарившись на вознаграждение в 10 тысяч рублей, пособник наркоторговцев получил 5,5 года колонии

На прошлой неделе по приговору Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга за пособничество в незаконном сбыте наркотиков получил срок в 5,5 года в колонии строгого режима гражданин Таджикистана (и нелегальный житель Петербурга) Сухроб Шоев. 

Дело это, с одной стороны, банальнейшее: именно наркоторговцы составляют сейчас львиную долю тех, кого петербургские суды отправляют за решётку. К тому же Шоев никакой не криминальный авторитет, судимостей ранее не имел, партия героина, которую он пытался передать от поставщика покупателям, тоже далеко не рекордная – всего 500 граммов. Но, с другой стороны, дело это весьма поучительное. Оно опровергает бытующие в полукриминальных кругах – то есть среди публики, не склонной к явной уголовщине (насилию и кражам), но жаждущей лёгких денег, – представления, что такие деньги можно заработать на наркоте. Действительно, при каждой перепродаже наркотик поднимается в цене в полтора-два, а то и в три раза. Вложил в покупку, к примеру, сто тысяч рублей, договорился с нужными людьми, и через день-два можно получить двести тысяч. Именно поэтому стоит подробно рассказать о «деле Шоева». Чтобы ни один наркоторговец – ни опытный, ни новичок – не был уверен в том, что с ним не разыгрывается такая же оперативная комбинация, как та, что оперативники петербургского УФСБ провели в отношении Шоева и других фигурантов этого дела.

Сюжет уголовного дела достаточно прост. Гражданин Таджикистана Сухроб Шоев, больше десяти лет проживший в Петербурге нелегально (почему отсутствие регистрации не мешало ему иметь квартиру и работу – это вопрос к полиции и ФМС), не то чтобы остро нуждался в деньгах, но хотел лёгких заработков. Поэтому с охотой откликнулся на предложение своего знакомого, местного жителя Дениса Григорьева, оказать ему совсем небольшую услугу, за которую он получит десять тысяч рублей. Нужно было всего лишь найти среди своих земляков человека, который может продать Григорьеву пару килограммов героина. По оптовым ценам эта партия тянула на 560 тысяч рублей.

 Просьба, к сожалению, была вполне логична. Хотя сам Шоев, судя по материалам дела, раньше с наркотиками дела не имел, он, как оказалось, знал человека, у которого можно было достать нужный товар. Таджикистан – один из главных транзитных коридоров для афганского героина. А в таджикской диаспоре Петербурга если не все друг друга знают, то как минимум имеют общих знакомых и легко могут выйти на местных наркобаронов. Шоев без труда нашёл оптовика по кличке Камиль. К сожалению, следствию найти этого Камиля пока не удалось – диаспора умеет хранить свои тайны.

Оптовик сообщил, что двумя килограммами наркотика сейчас не располагает, свободного товара у него всего полкило. Впрочем, Григорьева и это количество устроило. Он в этой сделке был не конечным покупателем, а тоже перепродавцом. Достать наркотик его попросили люди, представившиеся крупными дилерами из другого города. В отличие от «простодушного» (иными словами – просто недалёкого) Шоева, Денис Григорьев является человеком достаточно опытным, осторожным и даже пуганым. Поэтому он предпринял все возможные меры конспирации, которые, по его мнению, сводили риск к минимуму. Так, для обмена денег от «иногородних покупателей» на героин он привлёк своего знакомого Романа Тимофеева. Мол, если что – сам он (то есть Григорьев) ни денег, ни наркотиков в руках не держал. Следующую подстраховку он устроил с деньгами. «Иногородние покупатели» хотели расплатиться рублями, но Григорьев заявил, что таджики якобы берут только евро – поэтому деньги срочно нужно поменять. На самом деле таджикские наркоторговцы охотно берут любые деньги. Но Григорьев опасался, что покупатели могут быть подставными, а рубли – мечеными. Поэтому он поехал с ними на биржу на углу Московского и Лиговского проспектов, где в его присутствии рубли поменяли на евро.

Перед тем, как ехать «на дело», Григорьев предпринял ещё одну меру предосторожности – дал своему приятелю Тимофееву два новых телефона, велев отдать один покупателям. Свои телефоны покупатели должны были выключить. 

Суета по поводу сделки развернулась нешуточная. Покупатели не захотели отдавать деньги заранее, не получив в руки товар, в результате Григорьеву пришлось срочно закладывать в ломбард свои золотые украшения, чтобы дать покупателям, пока они не получили в обмен на свои евро героин, в залог аналогичную сумму в рублях. Впрочем, он намеревался хорошо вознаградить себя за хлопоты: получив от покупателей пять с половиной тысяч евро, он отдал Тимофееву для передачи таджикам только три с половиной тысячи. А две тысячи «гонорара» оставил себе. Казалось, всё шло хотя и хлопотно, с массой предосторожностей, но гладко. Тимофеев передал деньги тому, кто пока что остаётся «неустановленным лицом» – то есть Камилю или его сообщнику. Поставщик наркотика заранее спрятал пакет с героином в кустах около автозаправки «ЛУКОЙЛа» на Пискарёвском проспекте, 42. Потом оптовик отзвонился Шоеву, указав место закладки. Шоев, желая показать свою старательность и то, что он не зря скоро получит деньги, зачем-то переложил пакет с героином в электрощиток у автозаправки. Новое место он сообщил Тимофееву, Тимофеев в свою очередь показал его одному из покупателей. Тот подъехал, взял героин и позвонил другому покупателю, которого «стерёг» Григорьев – мол, всё в порядке, товар у меня. На этом детектив закончился: сразу после указанного звонка Григорьев был задержан. Поняв это, Шоев и Тимофеев скрылись с места событий и были задержаны позднее.

Авторы детективных романов, наверное, постарались бы придумать захватывающую интригу – как благодаря какой-нибудь крошечной улике, оставленной преступниками, сыщикам удалось раскрыть и задержать с поличным всю их банду… Но на деле всё было проще, эффективней, а для наркоторговцев ещё и хуже: операция с самого начала проходила под контролем сотрудников ФСБ. Именно они и были «иногородними покупателями», которым потребовалось два килограмма героина. Располагая оперативной информацией, что Денис Григорьев может быть причастен к торговле наркотиками, к тому же планирует увеличить обороты – выйти на другие регионы, они обратились к нему с «деловым предложением», после чего Григорьев сам вывел их на остальных соучастников. Поэтому все меры конспирации, все предосторожности наркоторговцев были изначально бесполезными. К примеру, операция по обмену рублей на евро. Никакого обмена не было – у оперативников заранее были заготовлены и рубли, и евро, а в здании биржи просто был сыгран небольшой спектакль. Также игрой было нежелание «покупателей» отдавать деньги до получения товара – именно так вели бы себя реальные покупатели зелья. 

Тщательной проработки требовала юридическая сторона вопроса: адвокаты наркоторговцев нередко пытаются назвать разрешённое законом мероприятие под названием «проверочная закупка» «провокацией спецслужб». Поэтому постановление о проведении операции было утверждено – после тщательного анализа имевшихся материалов – начальником УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а каждый этап её проведения контролировался и оценивался на всех уровнях. 

Итак, Сухроб Шоев получил свой срок, но другие обвиняемые по этому делу ещё ждут суда – так что оно ещё не закрыто. И не удалось установить личность и задержать поставщика героина – известна только его кличка и словесное описание. Скорее всего, после задержания Шоева он сменил место жительства, возможно – вообще покинул Россию, а у себя на родине сменил документы. Отнюдь не оперативные сотрудники, работавшие по этому делу, виноваты в том, что зарубежные диаспоры, насчитывающие сотни тысяч человек, живут в Петербурге практически вне правового поля. Нелегальные мигранты, коих, по официальным данным, в городе намного больше, чем легальных, – это люди-невидимки. Они нигде не стоят на учёте, у них нет официального места жительства, при нужде они всегда могут укрыться у земляков в любой из тысяч съёмных квартир. И если этот «невидимка» совершил преступление – земляки его не выдадут. Во-первых, это противоречит их традициям и понятиям. А во-вторых, любой нелегал каждый день самим фактом нахождения на территории России нарушает закон – поэтому он никогда не будет помогать служителям закона. Но, несмотря на это, ни один наркоторговец в Петербурге не может быть уверен в том, что при очередной сделке на его руках не защёлкнутся наручники. Фигуранты «дела Шоева» в этом уже убедились. 

Материал подготовлен при участии пресс-службы УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.