Охота за «золотым тельцом»
Россия за минувшее десятилетие приобрела около 570 тонн золота, из которых можно отлить три американские статуи Свободы, да ещё и на четвёртую останется
Россия за минувшее десятилетие приобрела около 570 тонн золота, из которых можно отлить три американские статуи Свободы, да ещё и на четвёртую останется
Для среднестатистического немца Россия всегда была «золотым донором». Типичное суждение: «У вашей страны – огромные залежи, вот и распродаёте их, равно как и нефть с газом». Поэтому новость о том, что РФ, оказывается, не распродаёт, а активно скупает жёлтый металл, сначала удивила местных обывателей, а затем уже заставила призадуматься и немецких экономистов.
Конечно, неоспорим тот факт, что основной функцией золотого резерва является возможность молниеносно заложить его часть (или целиком) под кредит – в случае кризисной финансовой ситуации. Но разве не является фактом, что Россия может получить такие кредиты под те же нефть и газ, как и то, что в 2008 году, когда требовались триллионные суммы для спасения рынков, практически все государства мира обошлись без распродажи своих «золотых тельцов»?
По-видимому, лишь политкорректностью европейских аналитиков по отношению к заокеанскому «старшему брату» можно объяснить то обстоятельство, что никто из них, перелопатив сотни фактов, не осмелился озвучить два простых вывода. Во-первых, все последние события на «золотом поле» – от пристального внимания России и Китая к наращиванию золотых резервов до подковёрной битвы за «золотое наследие» Ватикана – свидетельствуют на фоне включения американского печатного станка, что не за горами как минимум глобальный финансовый кризис. Во-вторых, массив актуальных данных, исследованных, но так и не осмысленных экспертами, наглядно подтверждает тезис о нынешнем предельном ослаблении доллара как мировой резервной валюты.
Как раз не скупка ведущими мировыми игроками золота, а искусственное накачивание веса доллара и является большой политико-экономической игрой.
Россия не «просто разбазаривает свободные средства, вкладывая их в обесценивающийся финансовый механизм», а, во-первых, не первый год делает весьма удачные инвестиции в золото и, во-вторых, умело создаёт «подушку безопасности» на случай падения цен на нефть и газ (тут вспомнить хотя бы «сланцевые атаки» со стороны США, имеющие для некоторых покупателей российских энергоносителей большой психологический эффект).
информация к размышлению
Стабильный рост цен на золото наблюдается на протяжении последних 12 лет, и двухлетний зазор между этим ростом цен и вступлением нашей страны на золотой рынок в качестве ведущего игрока можно считать минимальным. Только в 2012 году прирост стоимости золота составил 12 процентов. Если сейчас тройская унция золота стоит средневзвешенно 1650 долларов, то к концу года может составить 1825 «зелёных».
В 1998-м соотношение цены тройской унции золота к цене барреля нефти было 1 к 28, к началу президентства Путина – 1 к 11,5, к 2005 году, когда глава России дал распоряжение Центробанку РФ о закупках золота, – уже 1 к 6,5.
Всего за месяц после упомянутого распоряжения Путина доля золота в общих резервах РФ возросла с 2,2 до 3,5 процента. Всего же с 2000 по 2012 год Россия вдвое увеличила свой золотовалютный запас. Да, мы пока ещё только вошли в десятку государств – крупнейших обладателей золотовалютных резервов. Однако вряд ли кто оспорит тот факт, что Путин принял страну с полуразорённой «бочкой» этого металла. И принял как данность, которую следует изменить.
Пусть эксперты от лукавого сколько угодно твердят о том, что золото-де фактический мёртвый, да ещё и затратный (свои Форт-Ноксы, складирование, охрана) груз для любого государства. Возможно, не все знают, что быстро отстроить разрушенную войной страну удалось в том числе потому, что СССР на 1941 год располагал рекордными запасами золота – 2800 тонн, часть которых и была использована на послевоенные реконструкцию и модернизацию. Не надо быть экспертом, чтобы экстраполировать ту разруху на сегодняшнее положение страны, заполучившей разрушительное наследие 1990-х годов.
информация к размышлению
В течение трёх ближайших лет в Германию вернутся 150 тонн золота, складированных в США, до 2020-го – 300 «заокеанских» тонн. Когда немецкий обыватель задаёт два вопроса: «Почему две трети из 3395,5 тонны золота хранятся не в ФРГ, а в банках Нью-Йорка, Парижа, Лондона и почему возвращение даже 300 тонн отложено на целых 7 лет?», то слышит лукавые, на мой взгляд, объяснения от записных экспертов. Дескать, в противном случае придётся тратиться на транспортировку и хранение золота, а лет за семь – соорудим свой «Форт-Нокс». Между тем за хранение золота, например в Англии, Германия и так платит 500 тысяч евро в год. Что же касается немецкого золота, складированного, например, в США, то ФРГ действительно не платит за это. Но если хранение стоит так дорого, получается, американцы не берут с немцев ни цента из братской любви к важнейшему европейскому партнёру? Сидят на золоте Германии себе в убыток? В среде инсайдеров существует другой ответ: «Если Германия заберёт своё золото из США сейчас, то в свете агрессивной политики закупок данного металла, проводимой Россией и Китаем, это не только вызовет биржевую панику, но и может похоронить всю Федеральную резервную систему США».
Получается, что Германия стремится как бы усидеть на двух стульях. С одной стороны, постепенно аккумулирует золотовалютные резервы на своей территории, с другой – делает это так неспешно, чтобы спасти «рядового по имени Доллар».
Что следует из всего сказанного? Как минимум два вывода. Один – для поклонников «теории заговора». Второй – относительно «золотой стратегии» РФ. Сейчас конспирологи любят порассуждать о том, что-де ещё в 1949 году было подписано некое тайное соглашение между Германией и западными странами-победительницами о том, что большая часть немецких золотых запасов должна вплоть до 2099 года храниться в банках Англии, Франции, США.
Конечно, ряд объективных фактов свидетельствует, что, скорее всего, это пугающее обывателя соглашение – не более чем миф. Однако, с другой стороны, есть субъективные моменты, работающие на этот миф. К примеру, поверить в то, что дотошные немецкие специалисты долгое время не только не проверяли на подлинность зарубежные золотовалютные резервы ФРГ, но и не осматривали их из одной лишь детской доверчивости к банкам США, Англии, Франции, столь же трудно, как поверить в бескорыстность деловитых американцев, бесплатно хранящих у себя немецкое золото якобы «просто так». Не вписывается в общепринятую практику и отказ хранителей продемонстрировать хранимое ими золото законному владельцу. И этот отказ опять-таки работает на злополучный миф.
Вы можете представить себе, что положили на хранение в банковскую ячейку деньги, а вас какой-то клерк даже не пускает взглянуть на них? Невероятно? Между тем именно это случилось с депутатом бундестага Филиппом Мисфельдером, которому так и не удалось посетить британские и французские сейфовые помещения банков, где хранится золото его страны. «Там комнат для посетителей нет!» – любезно пояснили ему…
Что касается «золотой стратегии» России, то все актуальные данные говорят в пользу правильности курса на наращивание страной «золотых мускулов». Мир знает сотни некогда могущественных влиятельных валют, обратившихся в фантики, ставших трухой. А золото, якобы перестающее быть финансовым инструментом (скорее ещё только готовящееся вновь стать не просто «инструментом», а мощнейшим из них), – ценность непреходящая. На века.