Век без царя
Династия Романовых – это 300 лет нашей истории
Династия Романовых – это 300 лет нашей истории
21 февраля (3 марта) 1613 года российским царём был всенародно избран Михаил Фёдорович Романов – первый в этой великой и трагической династии. Сто лет назад страна с невероятной пышностью отмечала трёхсотлетие этого события. Несмотря на множество пророчеств, редкие души посещало предчувствие, что это не день рождения династии празднуется, а справляется тризна по великой семье, столько сделавшей для России.
Сегодня о том, что 400 лет назад Земский собор вполне демократически избрал первого Романова, вспоминают как-то вяло. Между тем сделать это стоит хотя бы потому, что эта дата гораздо удачнее для дня народного единства, чем нынешняя. Монархия – это прежде всего система коллективной ответственности: народ кормит, солдат защищает, правительство правит. Можно, конечно, сказать это про любую форму правления, но коллективная ответственность монархии выше во много раз.
Династия Романовых была поистине даром Божиим для истощённой страны. Почти не было в ней царя, который честно и подчас самоотверженно делал бы своё царское дело, – каждый по-разному, но результат был один: в XVIII веке в мире явилась новая сверхдержава. Были поражения и ошибки, были предательства и преступления, но империя поднялась и стояла.
Романовы правили Россией чуть больше 300 лет. За это время на престоле сменились 18 официальных правителей, хотя за некоторых из них, слишком юных для государственной деятельности, управляли регенты. Двое из государей этой династии заслужили эпитет «Великий», среди остальных были «Освободитель» и «Миротворец». О большинстве из них историки отзываются очень по-разному, почти каждого и превозносят как идеального правителя, и нещадно критикуют. И поэтому говорить что-либо о династии Романовых в целом очень сложно. Она состоит из отдельных личностей, и правление каждой из них – это отдельная эпоха.
Основатель династии, Михаил Фёдорович, стал царём в один из самых тяжёлых для страны моментов. Ещё немного – и Русское государство вообще могло бы навсегда исчезнуть с карты мира. Но Михаил и его родители, патриарх Филарет и инокиня Марфа, сумели не допустить этого. Со вступлением Михаила на престол в России закончилось Смутное время и началось восстановление страны после всех войн, междоусобиц и голода, имевших место в предшествующие годы. И к концу правления Михаила Россия из почти полностью разорённой страны превратилась в сильную державу с прочной централизованной властью и первыми в её истории промышленными предприятиями. Шаг вперёд, который государство сделало за эти 32 года, был огромным.
Сын первого из Романовых, Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, а потом его сын Фёдор Алексеевич и дочь Софья, захватившая власть, продолжили политику Михаила. При них страна развивалась медленно и как будто бы незаметно, без резких скачков и потрясений. Однако в ней появилось первое высшее учебное заведение, смягчились излишне жестокие наказания для преступников, продолжилось освоение Сибири… И оказалось, что Россия сделала ещё несколько небольших, но важных шагов вперёд.
О Петре I и его реформах можно говорить бесконечно. Это, безусловно, самый известный из Романовых, и отношение к нему у историков противоречиво. Все ли его нововведения были полезными для страны, не слишком ли быстро он насаждал их, оправданы ли были те жестокие методы, которыми делались реформы, – эти вопросы, наверное, навсегда останутся спорными. Однако кое-что мы можем сказать о Петре Великом точно. При нём Россия стала империей и жизнь в ней изменилась до неузнаваемости. Новые учебные заведения и промышленные предприятия, новые законы и традиции, новая мода и язык, новая столица – перечислить всё, к чему приложил руку император Пётр Алексеевич, в рамках одной статьи невозможно. Зато можно с уверенностью утверждать, что за время его правления страна неслась вперёд в буквальном смысле семимильными шагами.
Наступившая после царствования Петра I эпоха дворцовых переворотов вновь замедлила развитие страны, но не смогла остановить его совсем. Так, например, при Екатерине I заработала основанная Петром Академия наук. Пётр II прожил слишком мало, Анну Иоанновну больше интересовали развлечения, а не политика, но сменившая её на престоле Елизавета, несмотря на то что ей тоже была не чужда любовь к роскоши и веселью, сразу же объявила, что будет продолжать дело своего отца Петра I. Она выполнила своё обещание, проведя несколько важных реформ в разных сферах жизни, однако при ней всё новое вводилось гораздо более мягкими методами, чем при Петре. Елизавета стала первой и единственной российской правительницей, ни разу не применившей смертную казнь, правда, следующие цари не смогли обойтись совсем без высшей меры наказания.
Пётр III сделал для страны немного, зато свергшая его Екатерина II по праву заслужила славу просветительницы.
Павла I постигла та же судьба, что и Петра III, – некоторые историки считают, что он мог бы сделать очень многое, особенно во внешней политике, если бы не оборвавший его жизнь дворцовый переворот. Александр I только задумывал реформы, в частности отмену крепостного права, но промедлил с их выполнением до самой смерти, хотя, возможно, в те годы это было действительно преждевременно для России.
А потом были Николай I, знаменитый множеством важных государственных дел, например основанием в России сети железных дорог, и Александр II, отменивший крепостное право, – они снова заставили Россию двигаться вперёд, всё быстрее и быстрее. Был Александр III, при котором страна не участвовала ни в каких войнах и который сохранил все достижения своих предшественников. И был Николай II, последний в династии Романовых, едва не выигравший Великую войну, но падший от внутреннего и внешнего предательства, а ныне прославленный во святых.…
Династия Романовых, начатая с почти святого Михаила, закончилась царём-страстотерпцем Николаем. Это значит, Романовы полностью отдали себя России – без остатка. И хотя бы поэтому надо вспомнить трагическое столетие, которое мы живём без них.
Павел Виноградов, Татьяна Минасян
как это было
И смута закончиласьЧетыреста лет назад, 21 февраля 1613 года, произошло уникальное для нашей страны событие. Земский собор, рассмотрев множество кандидатур, избрал русским царём Михаила Романова. До него московский трон или получали по наследству, или занимали силой. Дважды, при восшествии на престол Бориса Годунова и Василия Шуйского, захват власти сопровождался имитацией выборов. Однако в обоих случаях у участников процедуры не было возможности проголосовать за другого кандидата. Власти просто ставили делегатов перед выбором: одобрить коронацию действующего правителя или стать его смертельным врагом?
И лишь в 1613 году соборная интрига тянулась больше пяти недель. До последнего дня заседаний было неясно, кто же станет новым самодержцем… Да что там – дня? Ещё утром 21 февраля земские представители обсуждали список из семи кандидатур, среди которых не было Михаила Романова. А уже к вечеру на городских площадях шла присяга на верность юному государю.
Будущий царь не был фаворитом избирательной гонки. На всём её протяжении наибольшие шансы на победу, по мнению большинства, сохранял Дмитрий Трубецкой. Однако судьба распорядилась по-иному. Историки до сих пор спорят, была ли победа Романова случайностью, явилась ли она результатом казацкого мятежа или хорошо спланированной акцией романовской партии? Но в принципе это не имеет большого значения. Для истории гораздо важнее другое… Его избрание было на тот момент лучшим из возможных вариантов. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим имеющиеся альтернативы. Их не так уж много: либо иностранный принц, либо представитель династии Рюриковичей или Гедиминовичей. Нового самозванца, как показал недавний пример Лжедмитрия III, страна бы не приняла.
Начнём с зарубежного кандидата. Австрийский двор интереса к выборам не проявил, а значит, рассматривать можно лишь польского и шведского претендентов. Первый из них, Владислав, уже успел к тому времени походить в русских царях. И в результате столица страны превратилась в пепелище. Был ли лучше шведский кандидат Карл Филипп? Ситуация с его «избранием на новгородский престол» позволяет утверждать обратное. В Новгород «великий князь» так и не прибыл, в православную веру не перешёл. А значит, не только Пожарский морочил голову корою Швеции Густаву Адольфу, обещая его брату московскую корону. Шведские дипломаты, похоже, отвечали русским той же монетой. Король использовал переговоры об избрании Карла Филиппа лишь для того, чтобы понадёжнее закрепить за собой захваченные у России земли.
Что же касается князей Рюриковичей и Гедиминовичей, то основным их минусом была многочисленность этих разветвлённых княжеских династий. Любой кандидат в случае избрания его на трон вместе с короной получал сотни, а то и тысячи потенциальных соперников. Княжеские родословные к тому времени настолько переплелись, что стабильной власть такого царя не могла стать просто по определению.
При избрании Михаила Романова Собор фактически узаконил принцип, по которому кровное родство с последним царём стало считаться более важным, чем принадлежность к великокняжеской династии. Это положение автоматически делало нового самодержца и его потомков единственными законными кандидатами на трон. И выбивало почву из-под ног любителей переворотов. Страна получила возможность сплотиться вокруг новой династии. А следовательно, царь Михаил Фёдорович мог теперь править милостиво, не устраивая, подобно Василию Шуйскому, массовых опал и тайных казней.
Ещё одним бесспорным преимуществом новоизбранного царя был, как ни странно это звучит, его юный возраст. За время Смуты многие политики переходили из одного лагеря в другой, нарушали клятвы, врали и подличали. Романовы не были исключением. Отец Михаила, Филарет, долгое время служил у Лжедмитрия II «воровским патриархом». Дядя, Иван Никитич, был одним из лидеров семибоярщины. Новоизбранный царь тоже присягал Владиславу и сидел в Кремле с поляками. Но его это по молодости лет нисколько не компрометировало. Ведь, как и положено отроку, он лишь выполнял волю старшего родственника.
И наконец, что тоже немаловажно, Михаил Романов отсутствовал на Земском соборе. Во время избирательной кампании он никому ничего не обещал, а потому мог теперь вести свою политику разумно и целесообразно. Исходя в ней только из интересов страны и не из чего больше.
Конечно, все эти потенциальные преимущества нужно было ещё реализовать. Юного царя и его подданных ждали в скором будущем жестокие бои с внутренними и внешними врагами. Но Смута закончилась. В стране установилась твёрдая, законная власть. И постепенно Россия начала восстанавливаться после разрухи.
Александр Путятин
между тем…
Забытые Романовы – кто они?В последней династии российских императоров было и несколько правителей, хорошо известных только профессиональным историкам. Между тем жизнь малоизвестных Романовых тоже очень интересна.
Фёдор III был старшим из доживших до взрослого возраста сыновей царя Алексея Михайловича. За своё недолгое царствование этот правитель успел совершить не так уж мало важных для страны дел. Так, именно он отменил местничество – закон, по которому люди назначались на различные государственные должности в зависимости от их происхождения. Кроме того, при Фёдоре III завершилась русско-турецкая война, оставшаяся ему «в наследство» от Алексея Михайловича.
Фёдор Алексеевич – основатель первого в России высшего учебного заведения, Славяно-греко-латинской академии. А ещё именно он, а не Пётр I был первым правителем, заставившим бояр брить бороды.
Фигура Иоанна V интересна уже тем, что именно при нём в России в первый и единственный раз официально правили два царя одновременно – сам Иоанн и его сводный брат Пётр I. Правда, в действительности оба правителя в тот период не занимались государственными делами: Пётр был ребёнком, а Иоанн, как считалось, был тяжело болен и физически, и душевно. Однако некоторые историки сомневаются в его болезнях и считают, что они были как минимум сильно преувеличены матерью Петра I Натальей Нарышкиной.
Не исключено, что Иоанн V просто не стремился к власти. Его устраивала роль формального правителя при деятельной и властолюбивой старшей сестре Софье. В результате он вошёл в историю как «слабоумный царь».
Пётр II, внук Петра I, тоже не отличался хорошим здоровьем и прожил совсем мало, а на троне успел пробыть всего три года. Его принято считать недалёким легкомысленным ребёнком, за которого страной правил Александр Меншиков и другие взрослые приближённые Петра I и Екатерины I. Однако современники Петра II отмечали, что по характеру он был очень похож на своего царственного деда – был таким же упорным в достижении своих целей и умении настоять на своём, вспыльчивым и порой жестоким. Вполне возможно, что, если бы не ранняя смерть от оспы, в России было бы два императора по имени Пётр, прославившихся неожиданными реформами и резкими нововведениями.
Об Иоанне VI существует множество мифов, в которые нередко верят даже специалисты по истории XVIII века. Многие думают, что правнук Иоанна V в младенческом возрасте был заключён в крепость и прожил там всю жизнь в одиночестве и полной темноте, ни разу не увидев ни одного человека. На самом деле это не так, хотя судьба этого представителя династии Романовых всё равно сложилась трагично.
Иоанн VI считался российским императором в течение первого года своей жизни. Регентом при нём была его мать Анна Леопольдовна. Затем к власти пришла Елизавета, и мать свергнутого царя-младенца отослали вместе с ним в Холмогоры. Позже Иоанна отправили в Шлиссельбургскую крепость. Однако жил он там не в полной изоляции от людей: его обучили читать и писать, и он знал о своём царственном происхождении. Его считали сумасшедшим, но, возможно, он только притворялся больным, чтобы царствовавшая в то время Елизавета, а потом и Екатерина II не считали его опасным для собственной власти.
Сторонники Иоанна VI, желавшие посадить его на престол вместо Екатерины, попытались устроить ему побег из крепости, но во время этой попытки царственный узник погиб. Ему было тогда 24 года.
Татьяна Алексеева