Город и губернатор. Своевременные мысли

60-летие губернатора Петербурга Георгия Полтавченко стало для обозревателя «НВ» хорошим поводом поговорить о народе и власти, а для всей нашей газеты – открыть новую рубрику на первой полосе

 

60-летие губернатора Петербурга Георгия Полтавченко стало для обозревателя «НВ» хорошим поводом поговорить о народе и власти, а для всей нашей газеты – открыть новую рубрику на первой полосе.

Недоверие и раздражительность граждан в отношении органов власти достигли таких градусов, что все без исключения инициативы, исходящие от власти, охаиваются и по возможности торпедируются. Петербург же в этом отношении впереди России всей – ещё со времён, когда «прогрессивной общественности» удалось остановить строительство комплекса защитных сооружений в Финском заливе. С тех времён и по настоящий день критика власти по любому поводу считается своеобразным «кодексом чести» истинного петербуржца. 

Нынешний губернатор Георгий Полтавченко получил всё это в наследство вместе со своей должностью. Ему поставили в вину историю со сносом дома Рогова (продолжает разрушение города), дороговизну нового стадиона на Крестовском (не смог снизить цену до первоначальных 6 миллиардов), архитектурный примитив второй сцены Мариинского театра (ещё одна градостроительная ошибка), а также то, что он не поддержал идею разбить на месте «Набережной Европы» новый парк (идёт на поводу у застройщиков). Что же касается позитива в деятельности губернатора, то к нему отнесены, да и то с большими оговорками, только беспрецедентная по масштабам антикоррупционная кампания и качественная уборка города в минувшую и нынешнюю зимы.

Непрерывная фронда, ставшая чем-то вроде визитной карточки нашего города, казалось бы, вещь невинная – ведь, как считается, власть всё равно делает что хочет… Однако доверие и общественное согласие в регионе важнее даже многомиллиардных федеральных трансфертов. Петербург вот за последние восемь лет получил больше 400 миллиардов трансфертов и дотаций плюс совершенно не заработанные им налоги от крупных федеральных компаний, получивших питерскую прописку. И что, можно ли его назвать комфортным и благоустроенным городом? Увы, самым благоустроенным городом страны официально признан Саранск (так считает не только Жерар Депардье, но и Минрегион РФ, ежегодно проводящий соответствующий конкурс). Отличительная черта Саранска – дружная поддержка населением мэра города и губернатора Мордовии. А жители Белгородчины считают лучшим в России свой регион и лучшим губернатором – своего губернатора, который популярен в крае даже больше, чем Лукашенко в Белоруссии. Повезло им с губернаторами или это указанным губернаторам повезло с населением – вопрос философский. При всём уважении к землякам-петербуржцам нельзя не отметить, что каждый из нас просто по факту своего рождения (или длительного проживания) в городе на Неве считает, что власть перед ним в неоплатном долгу. 

Отчасти за это несут ответственность и городские СМИ – и даже не столько за критический настрой (против течения ведь не поплывёшь), сколько за поверхностный подход к работе той же власти. К примеру, нынешнему губернатору в скоромную заслугу ставится то, что на виду, – уборка города и борьба с коррупцией. Но ведь совсем не это главное – это так, выполнение текущих и не слишком приятных обязанностей. Принципиальное новшество губернатора, которое может вытянуть наш город из ловушки, в которую он попал в последние десять лет, и сэкономить сотни миллиардов бюджетных рублей, – это радикальная смена градостроительной политики.

Суть можно объяснить в нескольких словах. Действующий генплан Петербурга – это, извините за резкость, руководство по уничтожению города. В плане тщательно прописаны районы застройки – деловой, промышленной, жилой, на этом основании строителям выделяются участки, на которых они возводят гигантские дома-ульи. А что новый квартал сажается чуть ли не на проселочную дорогу с одной полосой движения в каждом направлении, поэтому изначально он обречён на пробки и на стоянку машин на газонах и детских площадках, – так об этом пусть город думает. Строить дороги, а также школы, детсады, поликлиники – его обязанность. Не хочу ни в чем обвинять авторов генплана – они просто руководствовались советскими нормативами, когда личную машину имела одна семья из двадцати-тридцати, а все деньги были не у строителей и не у предприятий, а у бюджета – потому он и мог всё строить. Но сейчас с таким подходом мы имеем, что имеем, и на Юго-Западе, и в Купчино, и в Приморском районе. Скоро будет ещё хуже.

Вот уже полтора года Георгий Полтавченко пытается изменить градостроительную политику. Участки под застройку нужно выделять только под уже имеющуюся дорожную сеть и коммуникации, в создание которых должны вложиться застройщики. Большую часть социальных объектов также должны взять на себя те, кто строит жильё, – город не может и не должен оплачивать сверхприбыли строителей. Губернатор подробно описал эту проблему и свои предложения по её решению в прошлом отчёте в Законодательном собрании Петербурга, несколько раз говорил об этом в интервью. И что – получили они общественную поддержку? Какое там – о них знают только специалисты. А общественность в прошлом году вовсю защищала и оплакивала несчастный дом Рогова.

К слову, об этом доме и ему подобных губернатор тоже не раз говорил. О том, что оте­чественное законодательство в этой сфере так хитро устроено, что недобросовестный застройщик может безнаказанно довести любой дом до аварийного состояния и снести его. И ему даже пальцем не погрозишь – по судам затаскает.

 Действительно, далекие от власти люди думают, что чиновник может принять любое решение. Ничего подобного – знающие законодательство коммерсанты без труда могут выкрутить руки любому чиновнику. К примеру, в прошлом году был сорван ряд важнейших дорожных строек. Их вела одна иногородняя фирма, которая не имела ни своих рабочих, ни техники, ни даже лимитов на асфальт. Единственное, что она умела, – это грамотно выигрывать конкурсы. А расторгнуть с ней контракты по инициативе города было невозможно – закон это прямо запрещает. Только через суд, который может длиться несколько лет. Вывод понятен – нужно совершенствовать, отчасти переписывать многие городские и федеральные законы. И если бы общественность эти идеи поддержала – их поддержали бы и петербургские депутаты, и Госдума. Но общественность в юридические тонкости вникать не любит – ей виновного подавай.

Губернатор за минувшие полтора года начал десятки важнейших проектов. По пунктам расписано, где взять 220 миллиардов рублей на реконструкцию первых семи кварталов исторического центра, на что они будут тратиться, как будут расселяться коммуналки, что получим в итоге. Почему из города ушла качественная архитектура. Дан ответ на вопрос, почему, несмотря на огромные затраты на здравоохранение (больше 70 миллиардов рублей в год), люди сидят в очередях в поликлиниках и как эту проблему решить. Есть решения, связанные с сохранением и развитием промышленности. В городе может возродиться малый бизнес, в том числе ларёчный, – есть программа выделения мест для независимой от сетевиков торговли. Открыта дорога и для малого бизнеса в строительстве, в дошкольном образовании и т. д. Даны мотивированные разъяснения по судьбе Орловского тоннеля и Ново-Адмиралтейского моста (к слову, претензии общественности и губернатора к этим проектам совпадают). Отработаны механизмы уборки снега, ремонта текущих крыш – причём сейчас снег и эти крыши не деньгами засыпают, как было в прошлые годы, а, напротив, каждый рубль заставляют отрабатывать.

Сказанное не означает, что все должны в едином порыве поддерживать любые начинания Георгия Полтавченко – право на собственное мнение, в том числе критическое, никто у нас не отнимал. В вышеупомянутых Мордовии и Белгородской области местная пресса, блогеры, депутаты тоже отнюдь не всегда одобряют работу первого лица региона. Но там, в отличие от нас, люди вникают в суть проблем. Им интересны градостроительные планы, планы ремонта дорог и прокладки коммуникаций, строительства поликлиник и проблемы миграции.Петербургу же только предстоит научиться обсуждать свои реальные, а не только «модные» проблемы. Георгий Полтавченко может нравиться или не нравиться – мнения всегда субъективны, но понимать его позицию, знать его предложения по новому устройству города стоило бы, наверное, каждому взрослому петербуржцу, который намерен в этом городе прожить жизнь. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.