«Мне скучно без партнёров на сцене»
Руководитель группы DEREVO Антон Адасинский объяснил, почему так часто бывает в Петербурге, как рождаются идеи и за что он так любит Лондон
Руководитель группы DEREVO Антон Адасинский объяснил, почему так часто бывает в Петербурге, как рождаются идеи и за что он так любит Лондон
Невозможно одним-двумя-тремя определениями обозначить то, чем занимается Антон Адасинский. Он продолжает быть руководителем группы DEREVO, ставит пластические спектакли, где в основе японская техника буто, элементы пантомимы, комедии дель арте. Антон продолжает сотрудничать с петербургским театром АХЕ, с музыкантами группы «АВИА» и Positive Band. У Адасинского множество учеников, которым он преподаёт пластику движений. В ближайших планах Антона снять своё кино под названием «Двойник». А 1 марта он выйдет на сцену петербургского Мюзик-холла в спектакле «Арлекин».
– Антон, столь частые приезды в Россию (15 лет Адасинский живёт в Дрездене. – Прим. автора) – это для вас своего рода допинг?
– Нет, никакого допинга я здесь не получаю. Да и экстрим не то, в чём я нуждаюсь. Но здесь есть зритель, который ждёт выступлений DEREVO. А в этот приезд приятно было встретиться с поклонниками, пришедшими на автограф-сессию в компанию «Бомба-Питер» по случаю выхода нового альбома. В моём родном городе живут ребята-музыканты, с которыми мне безумно нравится работать. Мне удобнее приезжать сюда, чем тащить всех в Германию.
– Кому-то в Германии скучно…
– Только не мне. Я там отдыхаю. Там такой вакуум. Никто тебя не грузит ничем. Конечно, и там не без проблем, но люди их обычно держат при себе, никто их не вываливает на тебя ни на улице, ни в магазине. И там мне очень легко работать, никто не мешает. Может, не помогает, но и не мешает.
– В клубе «Космонавт» на концерте с музыкантами «АВИА» и Positive Band вы представили саундтрек к фильму «Двойник», который ещё не сняли. Обычно снимается фильм, а потом альбом выходит...
– Да, мы сначала решили записать песни: а вдруг фильм не получится? Однако не все песни войдут в фильм. И потому нам важно было их представить публике.
– В альбоме много песен, которые написал музыкант театра АХЕ Андрей Сизинцев, которого уже нет...
– Да, смерть Андрея – огромная потеря для нас. Мы до последнего работали вместе, у нас были общие проекты, музыки много было. Но поверьте, у меня нет ощущения, что Андрей ушёл совсем. Семь песен, которые он написал, прозвучали в концерте. И это был такой радостный, лёгкий по атмосфере концерт, что вряд ли нашлись люди, которые бы ни разу не улыбнулись. Ни одной грустной песни! Мы решили: всё, хватит петь о тяжёлом, мрачном. У нас получился «детский» альбом. Это наш ответ царящему вокруг негативу.
– Почему «Двойник», да ещё по-итальянски – Doppio? О чём будет фильм?
– По-итальянски красиво звучит. А в общем это интернациональная история о двух жизнях одного человека: о реальной, с серыми, скучными буднями, и о той, что проходит в грёзах, снах, иллюзиях, которые делают его счастливым. Очень на самом деле простая история. Мы делали клип на эту тему: Новый год, актёры надели маски, атмосфера праздника, ностальгия, ёлочка, шарики… Но в фильме, мы поняли, нельзя в масках играть – история абстрактная, а лица должны быть живые. И начали искать актёров.
– Разве у вас нет актёров?
– Есть. Это студенты DEREVO, я лет двадцать уже как преподаю, но они рассредоточены по разным городам – в основном в Италии, Германии. У меня учатся в общей сложности 50 человек, они приезжают на занятия в Дрезден. Но кто из них может работать в одном с нами ритме, режиме – ещё вопрос. Актёров воспитываешь, много чего объясняешь, душу в них вкладываешь, а потом... остаёшься один. Путём сложной селекции в твоём окружении в течение нескольких лет остаются примерно 10–12 человек. А в самой группе DEREVO всего 5 артистов.
– Что в новых актёрах «не так», как бы вам хотелось?
– Пришло совсем другое поколение, у них иные скорости. В чём-то они меня опережают – у них правильная логика, им 25 лет, они мыслят цифровыми понятиями, а я, наверное, аналоговыми. Новые артисты не хотят тратить годы, чтобы добиться безумного качества исполнения. Хотят, чтобы всё случилось сразу. Но совершенно не поспевают за мной. Я работаю над собой каждый день, вхожу в определённые состояния. И я уже там, а они ещё здесь. В головах актёров группы DEREVO живут метафоры, а у новоиспечённых – что-то другое. И отсутствие абсурда, без которого нашего театра просто не может быть.
– И от этого разочарование?
– Никакого разочарования! Пусть они существуют в своей технике. Все должны делать своё дело. Пусть строят, делают свой театр. И пусть он существует так, как получается.
– Где будут проходить съёмки Doppio?
– Не знаю ещё. Но я не хочу живой природы, живых городов. Будет всё просторно и пустотно. Наверное, снимать будем в павильонах, но и искать места в городе. Сейчас можно застать такую пустотность на окраине Лейпцига ранними утрами. Там нет людей, машин – только огромные красивые улицы и фабрики.
– Что вас сегодня увлекает больше – музыка, кино, театр?
– Не знаю. Всё как-то параллельно развивается. Когда тебе предлагают хорошее место, интересный город, когда тебя зовут в классную компанию, ты идёшь к этому интуитивно, как к свету, как к теплу.
– А что такое – хорошее место?
– Клуб «Космонавт» – место прекрасное, живое, публика собирается наша. Там люди творческие работают, они понимают нашу технику, наш стиль. Но, наверное, самое любимое место для выступлений, и не только для выступлений, – это Лондон. Прихожу там в музыкальный магазин гитарки посмотреть, а мне говорят: «Не садись сюда». А передо мной ободранный такой стул стоит. – «Почему?» Мне объясняют: «Здесь Джимми Пэйдж играл в прошлую пятницу!» Ничего себе, лидер Led Zeppelin! Величайший рок-гитарист всех времён! В одном из рок-клубов я выбрался на крышу, вижу знакомую картинку – четыре заводские трубы… Где я их видел? Потом дошло: это же вид с обложки альбома Pink Floid! Трубы знаменитой электростанции Баттерси.
Я встретил в Лондоне Алана Прайса. Глыба! Знаменитый клавишник группы The Animals, автор саундтрека к фильму «О, счастливчик!». Лондонскими впечатлениями я могу делиться долго. На наше выступление пришёл сам Роберт Уайетт, музыкант группы Soft Machine. Я уж так выступал в этот день, так старался! Потом к нему толпа ломанулась за автографами! Про нас вообще забыли. Но Роберт ко мне подошёл, говорит: «Пойдём покурим куда-нибудь». Там же в Лондоне нельзя курить нигде в общественных местах. Мы нашли укромный уголок где-то рядом с помойкой. Курили, про музыку, про жизнь говорили. Фантастика!
– От таких встреч, наверное, можно получить немалый творческий заряд! Как вообще рождаются идеи?
– Это сложный и непонятный процесс! Иногда стакан вина или книга могут послужить толчком. Или сон. Сны я записываю. Но это совершенно отличается от того, что на сцене потом происходит. Однажды я сидел и слушал произведения Скрябина и Мусоргского. У этих композиторов такая тяжёлая музыка, у Мусоргского есть «Балет невылупившихся птенцов» или «С мёртвым на мёртвом языке». И я захотел сыграть Мусоргского. Надел парик, бороду, красную рубаху. И вот под его композицию «Быдло» сделал спектакль. Вторая часть была «Пляска смерти» на музыку Скрябина. Получилась отличная работа. Но мне вообще скучно без партнёров на сцене. Нужен обмен энергиями. Недавно в Кёльне я показал сольный спектакль, где были сакэ, лошадь и луна. И я – один. Честное слово, было непросто. Я очень люблю нашу самую последнюю работу, где заняты все актёры DEREVO, – «Мефисто-вальс». Идея мне пришла в голову, когда снимался у Сокурова в «Фаусте».
– Вы недавно стали отцом, у вас родилась двойня! Вроде не планировали?
– А разве такие вещи планируются? Для нас самих с Леной (жена, актриса DEREVO Елена Яровая. – Прим. авт.) всё это загадка и волшебство. И такие здоровые товарищи оказались! Артур и Давид уже в семь месяцев запросто двигают ногами обеденный стол, упираются и толкают. Давид, правда, более философичен и меланхоличен. Пока Артур на гитаре бренчит, Давид натягивает на себя шапку и смотрит на него задумчиво.
– На ваше творчество дети влияние оказывают?
– Ещё как! Такая чистота наступает в мыслях – о тяжёлом думать не хочется. И потом от недосыпа какие-то вещи – вот чемодан потеряли, клеточку не так заполнили в декларации, пришлось ехать за ним в аэропорт, – воспринимаешь спокойнее – ну, ерунда, мелочи. И, как оказалось, дети совсем не мешают в работе. Помощницы у нас нет, потому пришлось взять пятимесячных сынишек в Лондон, где Лена танцевала в «Арлекине». Весь самолёт нянчился с нашими малышами. Мне кажется, мы стали больше понимать, какую атмосферу создавать на сцене. Теперь мы знаем, что делаем наши спектакли, концерты и для наших детей тоже.