«Мне не хочется быть Чацким на балу»

Литератор Татьяна Москвина пишет для женщин разумных или пытающихся быть разумными. Но не только для них…

Литератор Татьяна Москвина пишет для женщин разумных или пытающихся быть разумными. Но не только для них…

Она – журналист, театровед, публицист, актриса… Но прежде всего, конечно, несмотря на театроведческое образование, писатель, драматург. Каждое её новое произведение широко обсуждается как на творческих встречах, так и в интернете. Вот, например, что написала одна читательница о самом, пожалуй, известном романе Москвиной «Смерть это все мужчины»: «Я бы не назвала эту книгу романом в привычном понимании жанра. Прелестная сатира на нынешнюю зависимость некоторой части телезрителей на «размыв мозгов». Местами смешная, но в глубинном смысле и по большому счёту – картина грустная... Скорее всего, я субъективна, ибо стиль и мировоззрение Татьяны МОСКВИНОЙ мне по-человечески более чем близки... Оценка: отлично!»

– Татьяна Владимировна, в одном из интервью вы сказали, что ваша аудитория – это в основном женщины. Вы намеренно пишете именно для них?

– У Николая Эрдмана в пьесе «Самоубийца» есть такой диалог: «Вот скажите, писатель, об чём вы пишете? – Обо всём. – Эка невидаль – обо всём. Обо всём и Толстой писал. Это нас не захватывает. Я курьер и хочу про курьеров читать». Или у Чехова в «Чайке» учитель Медведенко может говорить только о тяжёлом положении учителей и об их жалованье…. Я пишу для каких-то неведомых друзей, которые могут оказаться какого угодно пола и возраста. Но поскольку я думаю много о женщинах и персонажи у меня в основном женщины, то и аудитория соответствующая. Если я пишу для женщин, то, наверное, для разумных женщин или пытающихся быть разумными. Но, конечно, не хочется быть как Чацкий на балу: что-то он такое говорит, а все поворачиваются и танцуют.

– Женщине в литературе тяжелее, чем мужчине?

– В семидесятые годы XIX века в Петербург из западных губерний приехала писательница Александра Александровна Виницкая-Будзианик. Она была очень активной, вроде нашей современницы Юлии Беломлинской. Направилась со своей повестью прямо к Салтыкову-Щедрину в «Отечественные записки». Главный редактор «Отечественных записок» работал один, потому что все его сотрудники-разночинцы были люди пьющие. Он так за всех и трудился, страшно ругаясь матом, а тут эта дама со своей повестью. Она же ещё пыталась Михаила Евграфовича соблазнить, чем ввергла его в состояние кромешного изумления. Щедрин написал Тургеневу: дескать, приехала какая-то Виницкая и в то же время Будзианик, по всей видимости, дама не в себе, всё спрашивает, как ей умственно развиваться, что читать, я её к вам направил, Иван Сергеевич, вы уж ей дайте какой-нибудь список...

Повесть, кстати, напечатали. Щедрин, по его выражению, «вытравил» оттуда целое действующее лицо, что он очень любил делать. Так эта Виницкая-Будзианик и ходила от писателя к писателю по Петербургу. Этот сюжет меня страшно занимает. Я себе представляю конец 70-х годов XIX века в России. Что ей светило? Первый ряд весь занят большими бородатыми гениями, второй ряд забит не столь бородатыми, но тоже много пишущими и талантливыми людьми, третий ряд – тоже всё забито. А она хотела протыриться в русскую литературу. Не так было в английской литературе, где уже несколько веков есть место для пишущих женщин, по-другому было во французской, где тоже вакантных мест хватает. У нас вакансий не было. Они появились в начале XX века. Освободилось местечко в поэзии – взяли Ахматову, хотя в начале века было несколько изумительных женских поэтических голосов, более талантливых, нежели Ахматова в её юношеском виде. Появилось несколько мест в советской литературе. Потому что она была провозглашена литературой равенства и справедливости. Ну и были дамы откомандированы: Лидия Сейфуллина, Мариэтта Шагинян, позже к ним присоединилась совершенно чудесная Вера Панова. Но к тому времени женщины в русской литературе давно толкались в приёмных со своими повестями, свёрнутыми в трубочку. И что, Щепкина-Куперник хуже Боборыкина? Да нет, Татьяна Львовна и остроумнее, и занимательнее. Так сложилось.

Помню, я читала письма Чехова и вдруг нашла совершенно потрясающий пассаж в письме брату Александру. Чехов пишет, что эволюция человека не закончилась, но теперь она будет идти за счёт женщин. Мужчины, возможно, достигли уже пика своего развития. И именно женщины будут усиленно развиваться, и разумные люди должны способствовать этому, потому что так нужно мирозданию. И тут я поняла, почему Чехов так возился со всеми своими корреспондентками, почему писательниц начинающих поощрял, читал их произведения, давал советы…

– Вы говорили, что учились строить фразу у Щедрина и Островского. У вас есть учителя в литературе – женщины?

– Я всегда любила и люблю Петрушевскую с её чувством языка. Она им так овладела, будто знает ещё какие-то языки: птиц, рыб... Мне нравятся английские писательницы Мюриел Спарк, Айрис Мёрдок. Безусловно, фантастическая величина Агата Кристи: как она характеризует персонажей, как ведёт действие.

У нас главным писателем-женщиной был… Лев Толстой. Посмотрите всё, что написано про Анну Каренину и её переживания. Я представляла: а что если бы роман «Анна Каренина» написала сама заглавная героиня – она же писательница, сочинила «роман для детей». И издатель в салонах называет её книгу замечательной. Как бы выглядел роман Толстого в её исполнении? Ничего бы не осталось – только любовная линия…

Монолог Анны Карениной перед смертью: «Зачем эти церкви, зачем эта ложь?» – это же женская проза. Это написано женской частью сознания и природы Льва Толстого. Вот это на меня очень повлияло.

– С чем связана популярность женских детективов в нашей стране последние лет двадцать?

– Да вроде и мужчины-детективщики не жаловались.

– Если посмотреть данные Книжной палаты – только Акунин выдерживает конкуренцию с Донцовой, Марининой, Устиновой, Дашковой по тиражам...

– Маринина, Дашкова, Топильская – это всё прекрасные работницы, и на такую работу они очень хорошо годятся. Мужчины эту литературу читают меньше – так у них вообще меньше времени для чтения. У человека должен быть какой-то литературный курорт, какой-то отдых. А эти книги – то, чего в современной литературе не так много. Простая здоровая основа: быт, семья, нравы. Читатель с удовольствием это примет: и занимательно, и ясно. У женских детективов простые внятные послания: убивать и красть нехорошо, всё тайное становится явным, тебя найдут и накажут. В этих мирах есть герои, защищающие истину, добро и справедливость. Пусть герои китчевые и с привкусом «мыла», но они созданы по великим лекалам Конан Дойля и Агаты Кристи, которые тоже говорят: жить надо правильно, честно, крови не лить, чужого не брать. Люди хотели бы посмотреть на торжество добра – но такое редко бывает в жизни – и ищут это в литературе. Преступник будет найден, зло наказано – плохо ли?

– Мужчин читаете?

– Я много читаю. Всегда интересен Владимир Шаров – блаженный, думает о России и её духовной составляющей. По-прежнему с симпатией читаю Маканина. Вот как бывают пищевые привычки, так и Дмитрий Быков стал моей читательской привычкой. Сергей Носов, Александр Секацкий, Павел Крусанов – у них читаю всё, более интересных литераторов в Петербурге не знаю.

Есть группа писателей, которая мне неприятна: Прилепин, Садулаев, Шаргунов. Революционеры. Агрессоры. Никакого юмора, ни тени иронии и самоиронии. Прилепин, безусловно владеющий даром слова, очевидно, возбуждается, когда льётся кровь. И таких полстраны – и по ту, и по эту сторону баррикад. Одни у должностей, другие нет, но внутренне всё те же. Когда собираются на телевидении, начинают орать: «Что делать?» Якобы их это волнует. Как что делать? Подойдите к зеркалу. Возьмите сковородку и начинайте лупить себя этой сковородкой по голове, смотрясь в зеркало.

Вот старичок Лимонов, которому они все подражают, – при всём, что в нём есть, он нежный. Способный к чувствам большим. Он такой французский писатель, который хочет революцию, как любовь. Хочет, чтоб было красиво. Владеет словом, как никто другой.

Совершенно не нравится Александр Терехов. Уж очень неаппетитно изображены у него женщины. Помните, как Чехов ругал какую-то книгу: «Женщины непоэтичны, любовь неинтересна»? Всё же нам завещали другое отношение к женщине. Понятно, что в ходе эволюции многое меняется, но так-то тоже не надо. Не надо увеличивать количество грязи в мире, другое дело, если это твоя личная боль, но я у Терехова этой боли как раз не вижу. Что такого у тебя произошло? Был на войне, как Толстой, на каторге, как Достоевский? Что, мы плохо подготовили мир к твоему приходу? Так ведь, если порыться в дальней памяти, все сами соглашались родиться, быть здесь. Подписывали этот договор. А если ты даже и не подписывал – терпи…

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.