Никита Витюгов: «Даже когда не играю, занят шахматами»
Имя 26-летнего Никиты Витюгова в мире шахмат хорошо известно уже несколько лет. Впервые он заявил о себе в 2005 году, когда стал чемпионом России среди юношей до 18 лет. С тех пор Никита добился успехов в турнирах самого высокого уровня, а совсем недавно выиграл престижный турнир в Гибралтаре
Имя 26-летнего Никиты Витюгова в мире шахмат хорошо известно уже несколько лет. Впервые он заявил о себе в 2005 году, когда стал чемпионом России среди юношей до 18 лет. С тех пор Никита добился успехов в турнирах самого высокого уровня, а совсем недавно выиграл престижный турнир в Гибралтаре.
– Турнир в Гибралтаре, где я играл впервые, проводился в необычном формате: десять туров по швейцарской системе и без выходных, – рассказал «НВ» гроссмейстер. – Мне удался хороший старт, я выиграл первые пять партий. Затем сделал ничью с вьетнамским гроссмейстером Ле Куанг Льёмом. А ещё одна победа вывела меня в единоличные лидеры. Несмотря на упорную борьбу, три последние партии завершились вничью. В итоге я разделил 1–4-е места. Пришлось сыграть дополнительный турнир, и в финале я на тай-брейке нанёс поражение англичанину Найджелу Шорту, прошлогоднему победителю Гибралтара, и занял первое место.
– Среди ваших конкурентов был и Гата Камский.
– На финише он потерпел поражение и выбыл из борьбы за 1-е место. Мой рейтинг в этом соревновании был лишь 10-м. В турнире, кроме Шорта и Камского, выступали ещё такие сильные гроссмейстеры, как Василий Иванчук, Алексей Широв, Майкл Адамс, Давид Навара. Все боролись до последнего, поэтому случались и неожиданности.
– Выступая за сборную России, вы в 2010 году стали победителем командного чемпионата мира. Это пока наивысшее достижение в карьере?
– Трудно сравнивать эти успехи. Но, думаю, по значимости победа в командном чемпионате мира всё-таки выше. Личные достижения стоят, считаю, особняком.
– Вы много раз участвовали в суперфиналах чемпионата России, часто пробиваясь туда через трудные турниры высшей лиги, проходящие по швейцарской системе.
– Высшую лигу и суперфинал чемпионата России по силе не сравнить. В суперфинале рейтинг всех участников выше 2700. И, естественно, уровень игры там значительно лучше. В высшей лиге, как правило, соперничают гроссмейстеры примерно равного уровня.
– В 2011 году вы перенесли серьёзную болезнь...
– Это случилось на турнире в Саратове, пришлось из-за болезни уехать домой. И весь 2012 год был для меня непростым, неровным. Практически год ушёл на то, чтобы вновь почувствовать свою игру. В Гибралтаре после удачного старта появилась уверенность, и я оказался в неплохой форме. Главное – качество партий стало лучше.
– Тяжела ли в наше время жизнь шахматного профессионала?
– Основные турниры, в которых я участвую, входят в официальный календарь Международной шахматной федерации (ФИДЕ) – чемпионат России, чемпионат Европы, остальное как бы приложение к ним. Но даже когда не играю, тоже занят шахматами. Написал две книжки, публикую статьи. Периодически, по просьбе организаторов, комментирую некоторые турниры. Однако всё это возникает спонтанно. Основное внимание, конечно, игре. Но я всегда открыт для предложений.
– Довольны ли вы своими достижениями и к какой цели стремитесь в будущем?
– После успеха можно какое-то время порадоваться. Хочется прогрессировать, но определённой цели перед собой пока не ставлю. Улучшить качество игры – да, такое стремление есть. Когда качество партий радует, когда оно повышается, получаешь удовлетворение, а значит, придут и результаты.