Есть ещё кадры с Высоцким?..
В семейном альбоме петербуржца Виктора Алексеева более 40 лет хранится фотография Владимира Высоцкого – с автографом: «Всего! Доброго! Высоцк.». Такая же, только без автографа, есть в музее «Дом Высоцкого на Таганке» в Москве, она опубликована в фотоальбоме «Добра! Высоцкий»
В семейном альбоме петербуржца Виктора Алексеева более 40 лет хранится фотография Владимира Высоцкого – с автографом: «Всего! Доброго! Высоцк.». Такая же, только без автографа, есть в музее «Дом Высоцкого на Таганке» в Москве, она опубликована в фотоальбоме «Добра! Высоцкий».
Но до недавнего времени была известна только фамилия автора снимка – Николай Алексеев. И место съёмки – Казахстан, Чимкентская филармония. Дата события точно не установлена. В Чимкенте Владимир Семёнович выступал не раз. В семейном альбоме Николая Алексеева под снимком его женой карандашом написано: «1971 год». Во всех же остальных публикациях указан 1970-й.
Николай Васильевич Алексеев умер в 2003-м. Разыскать его сына оказалось делом непростым, потому что Виктор Николаевич человек не публичный. Тем более что «высоцковедам» и в голову не приходило искать его в Петербурге. Автору этих строк повезло, и он вознаграждён историей одной фотографии…
Виолетта Лаврова, театровед, Воронеж, специально для «Невского времени»
из первых уст
Виктор Алексеев:
– До переезда в Казахстан отец жил в Мордовии и учился на художника-оформителя. Он также занимался фотографией. Разной оптической аппаратуры у него было много и самого хорошего качества, денег на это не жалел. В 1964 году он переехал в быстро развивающийся промышленный город Чимкент. Работал во многих организациях. В основном в «Главриссовхозстрое» главным специалистом… по фото. Необычная была у него работа. Снимал, например, рисовые поля, да ещё с самолёта! В нашем доме всегда было много его «производственных» фотографий: трудовые будни, сельскохозяйственные объекты, праздничные концерты на предприятиях. Работал отец и художником-оформителем в Центральном парке. А в 1970 году – художником в кинотеатре им. Сейфуллина, рисовал там афиши, расписывал панно для эстрады. Часто отец отдавал свои фото в местные газеты, например в «Южный Казахстан», где подрабатывал как внештатный фотокорреспондент. Весь свой архив, то есть газеты, вырезки статей и фото, отец в 1974–1975 годах отправил в редакцию журнала «Журналист», куда собирался устроиться на работу. Высланные им материалы не вернули. Думаю, там было много интересного…
От родителей я слышал, что поначалу у них особой любви к Высоцкому не было. По-настоящему оценили, когда поехали отдыхать на родину, в Мордовию, и друг отца дал послушать ему записи концертов. Тогда и произошло понимание, полюбился его неповторимый тембр. Родители и меня с сестрёнкой приобщили к творчеству Высоцкого, любовь сохранилась у нас по сей день.
Приходит как-то отец и говорит: «Дядя Саша звонил из Алма-Аты, едет с Высоцким, сказал, готовь аппаратуру». Дядя Саша – это по-русски, а по-казахски – Сигабид Сигабатуллин, он был импресарио Высоцкого. Дядя Саша всегда обращался к отцу и просил фотографировать заезжих артистов. И кого только нет в папином чимкентском фотособрании: Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Лионелла Пырьева, Лариса Лужина, Олег Ануфриев, Владислав Дворжецкий, Валерия Заклунная, Кола Бельды, Ролан Быков, Василий Васильев (Яшка-цыган), Георгий Юматов, Михаил Пуговкин, Наталья Фатеева! Почти все фото с автографами, есть и такие, где знаменитости с нашей семьёй, с моей мамой Людмилой Евгеньевной и сестрёнкой Галей. Отец мой был человеком коммуникабельным, лёгким в общении, многие артисты оставляли ему свои домашние адреса, телефоны, приглашали к себе в гости. Однажды Евгений Леонов забрал его с собой в Москву погостить.
И вот в один из вечеров возвращается отец с работы и говорит: «В Филармонии сегодня выступает Высоцкий, пойдём на концерт». Про концерт мало что помню – мне было лет 12. Запомнил я только одну песню – «Жираф большой, ему видней…». Почему-то в зал мы зашли, когда концерт уже шёл. Зал – битком! Стояли в проходе. Отец фотографировал. После концерта отец пошёл в кабинет директора и там сделал это фото Высоцкого. Быстро напечатал фотографии, целую пачку, и, по-моему, на следующий день мы пошли в Филармонию за автографом Высоцкого, ну и передать ему фотографии. Наверное, они с дядей Сашей заранее договаривались и папа знал, что Высоцкий будет там. Отец заглянул в кабинет директора, увидел Высоцкого и зашёл, а я постеснялся и ждал около двери. Потом отец вышел с подписанным красной ручкой фото, отдал мне или маме, а сам остался с Высоцким и пришёл домой только под утро.
Надо сказать, что в Чимкенте артистов всегда встречали по-королевски, от души гостеприимно, с большим почтением, обязательно после концертов приглашали в гости, где не скупились на всевозможные восточные угощения. Так вот, они, видимо, в тот вечер хорошо посидели, отец пришёл в приподнятом настроении, сказал, что Володя пел такие «весёлые» песни, которые на концертах обычно не исполняет.
Ещё на моей памяти Высоцкий второй раз был в Чимкенте примерно в 1978–1980 году. Как раз я был в армии: то ли отец написал мне об этом в письме, то ли сказал по телефону, что «у нас опять был Высоцкий».
До сегодняшнего дня я не знал, что фото моего отца живо и даже где-то напечатано, осталось в истории. Если вы заметили, есть варианты. Одно – вертикальное: Высоцкий почти в полный рост, а на нашем, личном, горизонтальном, он по пояс, и здесь ближний план.
От отца осталось великое множество фотоплёнок, которые я бережно храню, мне предстоит приобрести необходимую аппаратуру, перевести на цифровые носители, и тогда, возможно, найдутся ещё кадры со всеми любимым Володей Высоцким.