Спектакля не будет?
Уход Темура Чхеидзе из БДТ стал поводом задуматься, остаётся ли Петербург театральной столицей России
Уход Темура Чхеидзе из БДТ стал поводом задуматься, остаётся ли Петербург театральной столицей России
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова – один из самых знаменитых в прошлом наших театров – остаётся без руководителя. На момент подписания номера в печать было известно лишь, что в заявлении, поданном художественным руководителем БДТ Темуром Чхеидзе министру культуры Владимиру Мединскому, содержится просьба об отставке.
Темур Чхеидзе проработал в БДТ больше двадцати лет. В 2004-м Темур Нодарович стал главным режиссёром, а после смерти Кирилла Лаврова – художественным руководителем.
Что теперь будет с БДТ? Оставшись без руководителя в это непростое время, сможет ли выплыть БДТ, который ещё недавно считался одним из символов культурной столицы – как Эрмитаж и Мариинка?
В последнее время избитое сочетание «Петербург – театральная столица» у профессионалов стало вызывать по меньшей мере улыбку. И на театральном пространстве нашего города ярких личностей становится всё меньше. Почему так происходит, «НВ» поинтересовалось у известных петербургских театральный деятелей.
Сергей Шуб, директор театра-фестиваля «Балтийский дом»:
– Я не считаю Петербург театральной столицей. В Москве намного более интересная творческая жизнь, и отрицать это глупо. У московских театров и мускулы более накачаны, и кровь быстрее журчит. В театре очень важен принцип единоначалия. Без яркого художественного руководителя, без хозяина, интенданта, как называют эту должность в Европе, театра нет. И потом, художественный руководитель не должен «обслуживать» труппу, работая в её интересах. Интересы зрителя, интересы времени и в конечном счёте искусства гораздо важнее. Театр – живой организм, он не обязан становиться музеем или памятником. Даже тому, кто его создал.
Рудольф Фурманов, народный артист России, художественный руководитель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова:
– С уходом личности театр теряет многое. Темур Чхеидзе, бесспорно, прекрасный режиссёр. Но знак равенства между режиссёром и художественным руководителем, между режиссёром и театральным менеджером ставить нельзя. Но поводов для пессимизма не вижу. Петербург был и остаётся театральной столицей, БДТ в Петербурге был, есть и будет. И люди, которые могут возглавить этот замечательный театр с богатыми культурными традициями, найдутся. Надо только не бояться открыть глаза.
Виктор Новиков, художественный руководитель Театра имени В.Ф. Комиссаржевской:
– На самом деле вопрос о дальнейшей судьбе одного или взятых всех вместе театров лежит в другой плоскости. Театру нужно помогать, авторский театр нужно поддерживать. Так делают везде, во всём мире. И у нас, казалось бы, тоже. Но вот кто эти люди, которые решают, каким именно театрам выдать помощь, а каких – этой помощи лишить? Почему руководители театров, придя на приём, должны перед ними дрожать и заискивать? Как получается, что могут давать оценку спектаклям, творчеству, когда даже опытные театроведы не осмеливаются делать это? У них нет ни специальных знаний, нет даже идеологии. Их задача – хозяйственная, например помочь театру с ремонтом. А задачи творческие оставьте тем, кто этим может заниматься.