«Я оказался заброшен…»
Через какие круги ада нужно пройти попавшему в аварию человеку, чтобы добиться правды и наказать виновника ДТП
Через какие круги ада нужно пройти попавшему в аварию человеку, чтобы добиться правды и наказать виновника ДТПСтатистика шокирует: в прошлом году в северной столице произошло больше 8000 дорожно-транспортных происшествий – в них пострадали около 10 тысяч петербуржцев. Да, цифры внушительные, но не это самое страшное. Гораздо хуже то, что автомобилисты, ломая жизни других, сами часто остаются безнаказанными. В ГИБДД признают: процент закрытых административных и уголовных дел по ДТП невысок. Зато лазеек ухода от правосудия сегодня немало: затягивание с экспертизами, нетщательное расследование, подкуп свидетелей… В результате этих обкатанных манипуляций многие виновники аварий остаются безнаказанными. Корреспонденты «НВ» не позволили замять одну из 8287 аварий, которые случились в прошлом году в Петербурге. С нашей помощью сотрудники ГИБДД разыскали пострадавшего в резонансном ДТП, которое произошло три месяца назад на пересечении Дунайского проспекта и улицы Ленсовета.
«Без ботинок – значит, труп»Морозным утром 7 декабря 2012 года в полдесятого утра 43-летний Сергей Батт направлялся привычной дорогой на работу. Выйдя из своего дома на Дунайском проспекте, он остановился на перекрёстке с улицей Ленсовета, ожидая зелёного сигнала светофора. Рядом с ним остановились ещё три человека – две женщины и мужчина.
– Случившееся до наезда на меня я помню с точностью до доли секунд, как в замедленном кино, – рассказал Сергей Батт. – Автомобиль марки BMW следовал на приличной скорости по Дунайскому проспекту, желая проскочить на зелёный сигнал светофора. В это время светлая «пятёрка» со встречки начала резко разворачиваться в неположенном месте, нагло подрезая иномарку. Водителю BMW ничего не оставалось, как взять резко вправо, прямо на тротуар с переходящими через дорогу пешеходами, – то есть наехать на нас.
Впоследствии оказалось, что за рулём сидела 28-летняя девушка, мать-одиночка. Видимо, у неё сработал инстинкт самосохранения. Спасая свою жизнь, молодая женщина перевернула с ног на голову жизни нескольких петербуржцев, по воле судьбы оказавшихся в то утро на перекрёстке. Основной удар машины пришёлся на Сергея Батта. Мужчина очнулся через некоторое время в сугробе рядом с перекрёстком, весь в крови, без ботинок и в чужой вязаной шапке. Видимо, какая-то сердобольная бабушка пожертвовала Сергею свою шапку, чтобы не замёрз в 12-градусный мороз. В памяти прочно засел диалог, брошенный проходившими мимо подростками:
– О, смотри, труп лежит!
– Откуда ты знаешь, что труп?
– Без ботинок – значит, труп!
Но Сергей был жив. Боли, холода, страха не чувствовал. Не чувствовал ничего, хотя пошевелиться не мог – малейшее движение доставляло нестерпимую боль. Смутные воспоминания о надвигающейся на него иномарке прервал странный вопрос:
– Мужик, скажи, ты ведь был пьян? – кто-то похожий на водителя светлой «пятёрки» тряс его, требуя утвердительного ответа.
– Нет… – еле выдавил Сергей, боль которому доставляло каждое прикосновение.
– Нет, ты был пьян и пошёл на красный свет! – не успокаивался навязчивый неизвестно откуда взявшийся «дознаватель» и тряс бедного потерпевшего.
– Да отстань… – отмахнулся Сергей.
От простуды спас пожарный гидрантСкорая помощь приехала только через один час и десять минут после аварии. Всё это время мужчина пролежал на снегу без ботинок в промокшей от снега и крови одежде. Возможно, его спасли проезжающие мимо сотрудники МЧС, которые подложили ему под спину рукав от пожарного гидранта. Прочная материя не дала пострадавшему замёрзнуть.
– Я удивляюсь, как я тогда не заболел – это какое-то чудо, – недоумевает Сергей сегодня, почти три месяца после аварии. – Врачи говорят, что меня спасло состояние шока.
Сергея госпитализировали в НИИ имени И.И. Джанелидзе. Кроме множественных ушибов, гематом и надрывов тканей врачи обнаружили трещину в тазовой кости и порванные связки в ключице. Вот так, в одно утро здоровый мужчина оказался выброшен на несколько месяцев за круг привычной ему жизни с работой, друзьями, увлечениями.
В больнице Сергея «собрали» заново – ключицу прооперировали (правда, при этом за платиновую пластину, нужную для операции, потребовали больше 30 тысяч рублей вместо настоящей её цены – 3 тысячи рублей), трещина в тазу, по словам врачей, волшебным образом заросла, ушибы и гематомы зажили. Не прошло у Сергея лишь желание восстановить справедливость и наказать истинного виновника ДТП. Но за две недели, проведённые в клинике, к нему так и не пришёл сотрудник ГИБДД или следователь. Правда, Сергея однажды навестила девушка, оказавшаяся в то утро в злополучном BMW.
– Нина пришла в больницу, на ней не было лица, – рассказал потерпевший, – плакалась, что воспитывает ребёнка одна и боится, что её посадят в тюрьму. Она оставила свой номер телефона, по которому потом я дозвониться уже не смог (корреспонденты «НВ» также не смогли связаться с водителем. – Прим. авт.).
Никто из ГИБДД не пришёл допросить Сергея и домой после выписки. Наконец, мужчина не выдержал и набрал номер отдела дознания отделения ГИБДД по Московскому району. Но пострадавшему сказали, что «ничего не знают и ничем помочь не могут». До сих пор Сергей находится на больничном – на службу (он трудится программистом) он не ходит. Передвигается с трудом, находясь на пороге получения инвалидности. Прооперированная ключица постоянно ноет и настойчиво напоминает о себе. Иногда мужчина не выдерживает физической боли и выпивает.
Когда выпьешь, признаётся Сергей, становится терпимо и можно жить дальше.
– Я не понимаю, почему до сих пор ГИБДД не заинтересовалось этим ДТП? – разводит руками Сергей. – Ведь после случившегося все ленты новостей и телеканалы пестрили сообщениями об аварии. А теперь я оказался заброшен.
«Откуда вы знаете Батта?»Мы направили запрос в ГИБДД, если честно, не надеясь на ответ. Но через неделю с нами связался инспектор Михаил Дроздов из отделения ГИБДД Московского района, который и расследует ДТП на Дунайском проспекте.
– Откуда вы знаете Батта? – с ходу строго спросил меня инспектор.
– Пострадавший обратился в газету за помощью, вот мы и… – начала объяснять ситуацию я.
– А почему он обратился к вам, а не к нам? – перебил инспектор.
– А почему вы сами не связались с ним, не допросили, ведь он же пострадавший в ДТП? – постаралась переломить диалог я.
Как рассказал Михаил Дроздов, сотрудники ГИБДД давно ищут Сергея Батта. Именно его показаний, как последнего из трёх пострадавших, не хватает для того, чтобы направить дело в Следственный комитет. По словам представителя ГИБДД, по адресу, оставленному Сергеем в больнице, его разыскать не смогли. Якобы сотрудники дорожной полиции несколько раз приходили к нему домой, но им никто не открыл двери. Я дала номер телефона Сергея, и его, спустя почти три месяца после ДТП, наконец допросили. По словам потерпевшего, сотрудники ГИБДД не отличались любезностью – записали его показания, а напоследок они заявили, что для составления дела им не хватает экспертизы тяжести полученных травм ещё одной пострадавшей. А сколько это займёт времени – неизвестно.
– При этом из слов сотрудников ГИБДД я понял, что виновной они считают водителя BMW Нину, – рассказал Сергей, – а про светлую «пятёрку», которая её подрезала, в ГИБДД не хотят и слышать. Она не фигурирует в деле вообще.
В «НВ» также пришёл официальный ответ за подписью заместителя начальника ГИБДД Петербурга и области Алексея Сумина. Он мало отличается от того, что сказали Сергею Батту. Вот выдержки из документа: «…в настоящее время проводится административное расследование, в ходе которого будут получены сведения о степени тяжести телесных повреждений, причинённых в результате ДТП пешеходам. По результатам заключения судебно-медицинского эксперта будет принято процессуальное решение в соответствии с законодательством». В заключение сотрудники ГИБДД привели выписку из главы 25 Кодекса РФ по административным правонарушениям: «Лица, пострадавшие в результате ДТП, могут решить вопрос о компенсации морального и материального вреда в порядке гражданского судопроизводства».
«Восстановление справедливости – дело рук самого потерпевшего»Сколько ещё должно пройти времени, пока в этой аварии сотрудники правоохранительных органов поставят точку, – неизвестно. Но теперь у Сергея Батта хоть появилась надежда, что виновного в ДТП всё же накажут, а ему возместят материальный и моральный ущерб. Кроме того, по закону за полученные Баттом травмы водителю грозит до двух лет лишения прав. Правда, для этого, говорят юристы, пострадавший не должен сидеть сложа руки.
– Если пострадавшему не удаётся договориться с виновником ДТП полюбовно, то, чтобы дело как-то сдвинуть с мёртвой точки, нужно нанимать адвоката и подавать иск в суд, – посоветовала юрист Елена Богданова. – Если не поможет – писать жалобы во всевозможные инстанции вплоть до прокуратуры. То есть восстановление справедливости – дело рук самого потерпевшего.
Практика показывает, говорит юрист, что в случае бездействия потерпевшего через год подобные дела попросту «заминают» за истечением срока давности аварии. Почему? Зачастую, как в нашем случае, транспортная полиция «не может найти пострадавших» и дело закрывают по причине отсутствия состава преступления. Ещё один распространённый способ избежать наказания – затянуть с проведением дорожно-транспортной экспертизы. Также наказания, как правило, удаётся избежать машинам с VIP-номерами. И всё же, почему многие виновные в ДТП так и остаются безнаказанными, мы спросили у сотрудников ГИБДД.
– Если в ДТП нет смертельного случая либо небольшое количество пострадавших, проводится административное расследование, – сообщили в пресс-службе УГИБДД МВД по Петербургу и Ленобласти. – Если же ДТП со смертельным исходом, заводится уголовное дело.
Разговор слепого с глухим.