Галина Волчек: «Театр не может существовать без риска»
Художественный руководитель театра «Современник» рассказала «НВ», когда ей будет пора уходить на пенсию
Художественный руководитель театра «Современник» рассказала «НВ», когда ей будет пора уходить на пенсию
В Петербурге с огромным успехом прошли гастроли московского театра «Современник». На все три спектакля, которые представил этот театр, были аншлаги, в проходах стояли стулья, для зрителей пришлось даже задействовать оркестровую яму – спектакли давали в Большом зале Консерватории. На улицах спрашивали «лишний билетик» – всё как в старые времена, когда не бывать в театре считалось неприличным; когда на спектакли Товстоногова люди стояли в кассы ночами; когда обменивались билетами – и два спектакля на «Ленком» шли как четыре в «Моссовета», а билеты на «Современник» равнялись Таганке (правда, не на все спектакли)…
– Галина Борисовна, один из спектаклей, которые вы привезли в этот раз в Петербург, – «Пять вечеров». Это пьеса, которая имеет славную театральную историю. Её в 1959 году взялись ставить сразу два театра – БДТ в Ленинграде и «Современник» Олега Ефремова…
– Да, Володин – наш любимейший автор, прекрасный драматург, мы много его ставили в нашем театре и дружили с ним. После того спектакля, который поставил Олег Ефремов, у нас было несколько попыток дать «Пять вечеров» – потрясающий рассказ о настоящей любви, об ответственности перед жизнью… И вот несколько лет назад мы, наконец, это сделали.
– Скажите, а сейчас, когда не существует цензуры, стало больше хороших пьес? Таких, например, как драматургия Володина?
– Хороших пьес всегда мало, во все времена. Если бы такая пьеса, как «Пять вечеров», сегодня мне попалась на глаза, я бы её с руками оторвала…
– Когда было проще работать руководителю театра – когда была цензура, но давали деньги или когда отменили цензуру, но при этом театральные коллективы должны зарабатывать деньги сами?
– И тогда, и тогда – непросто. Мне сравнивать даже трудно. Потому что те трудности, которые были связаны с цензурой, они всё равно для театра несопоставимы с трудностями нашего времени. Но я однозначно не променяю наше время на то, что тогда было.
– В «Современнике», говорят, запрещали каждый второй спектакль?
– Ха-ха-ха… Вы что, недавно родились? Каждый первый! Запрещали ВСЁ! Ни одного спектакля не было, который бы прошёл спокойно, с первого раза. Некоторые спектакли проходили с пятнадцати раз, с шестнадцати… Вспоминаю, как мы выпускали «Крутой маршрут» в 1989 году, – хронику времён культа личности. Это был первый спектакль после отмены цензуры. Я пришла на генеральный прогон, сижу и жду. Ребята не начинают – ждут моей команды. Уже мне говорят: «На сцене всё готово». А я всё сижу. И вдруг думаю: кого я жду? И ловлю себя на мысли, что жду комиссию. Так эта схема в кровь мою вошла… И вот тот момент я очень хорошо запомнила – момент счастья. И надежду – на то, что этой комиссии никогда уже больше не будет… Да, всё было. И спектакли надо было отстаивать, за гастроли надо было бороться. Один раз, когда нас уже ждали в Стокгольме, пришлось от поездки отказаться, потому что двое из наших артистов оказались, как тогда принято было говорить, невыездными.
– Перед гастролями я встречалась с некоторыми артистами вашего театра и спрашивала их, что для актёра составляет высшее наслаждение на сцене. И, вы знаете, все они, не сговариваясь, сказали, что не цветы и аплодисменты, не слёзы на глазах растроганных женщин. А – момент, когда настаёт звенящая тишина в зале.
– Молодцы! Правильно! Не зря я их учу всё-таки…
– А что составляет для режиссёра то самое высшее счастье?
– То же. Когда наступает вот эта звенящая тишина, в этот миг я испытываю совершенное, полное, абсолютное счастье. Для меня в этом и состоит высокий смысл того, ради чего работаем. Вот сейчас мы выпустили спектакль Римаса Туминаса «Играем Шиллера». Там есть несколько таких моментов… Это не моя постановка, и я, как зритель, сижу в зале, но всё равно ловлю всеми своими локаторами вот эту невероятно наполненную тишину.
– Вы говорили как-то, что очень любите бывать в Петербурге. И раньше любили…
– То время сейчас очень далеко – когда я ходила в Ленинграде по антикварным лавкам и покупала стулья по пять рублей, которые вылезали из авоськи ножками кверху. Сейчас у меня, к сожалению, нет ни времени, ни иных возможностей, чтобы гулять по потрясающему городу, который я продолжаю любить. Город, конечно, изменился. Но есть мой театр, и есть петербургские зрители, ради которых мы сюда приезжаем.
– Жаль только, что гастроли вашего театра не так часто бывают, как хотелось бы. И вы не все спектакли привозите.
– Ох, это вопрос скорее не ко мне, а к организаторам гастролей. А что касается репертуара, то он рассматривается с нескольких позиций. Есть множество нюансов. Например, не везде мы помещаемся с нашими декорациями. Не всегда можно спектакль быстро вытащить с родной сцены – и столь же быстро вернуть. Есть вообще «невыездные» спектакли – такие декорации понастроили... А так – мы бы ездили к вам, честное слово!
– А мы бы ходили! И тоже – честное слово!
– Верю. Судя по тому, как в этот раз нас принимали в Петербурге.
– Галина Борисовна, вы говорили, что стремились показывать свои премьеры именно в Питере?
– Надо говорить не «в Питере», а «в Петербурге». Меня на моём творческом вечере поправила одна славная женщина, она написала в записке, что говорить слово «Питер» – неправильно. А я все записки читаю вслух… Почему? Да потому, что мы получали ответ из зрительного зала – именно тот, который ожидали, который хотели. Видели, как тут ломали двери, чтобы попасть на некоторые наши спектакли. Например, на «Голого короля», который мы впервые показали в Питере. Ой, в Петербурге! И в этот раз мы привезли в подарок городу премьерный спектакль «Осенняя соната». Это работа молодого, ей ещё тридцати лет нет, но перспективного режиссёра. Я имею в виду Екатерину Половцеву. Ей удалось поставить такую сложнейшую вещь – Бергмана, с Мариной Неёловой, Алёной Бабенко и Еленой Плаксиной в главных ролях.
– Вы доверяете сцену «Современника», театра с именем и с безупречной репутацией, молодым режиссёрам! Огромный риск ведь…
– Для меня всё риск. И когда спектакли ставят молодые режиссёры, и когда опытные. И когда я ставила сама – тоже рисковала. Вот когда у меня кончится это чувство – способность рисковать, – то надо будет уходить на пенсию. Однозначно.
– Театральная критика любит «Современник»?
– Критика? Для меня критика закончилась с уходом из жизни замечательных специалистов, которых мы уважали и к которым прислушивались. А сейчас? Судьи кто? Я называю их «модельеры от театра». Я уже двадцать с лишним лет не читаю ни одного театрального издания, не смотрю театральные рецензии. Не получаю театральных премий. И не выставляю даже спектакли на эти премии. Правда, в этом году мы сделали одну ошибку – выставили-таки один наш спектакль. Но поскольку он был не мой, и я решила изменить своему правилу. Будет, подумала я, бесстыдство, если они ничего не дадут постановке Евгения Арье «Враги. История любви». Прекрасная режиссура, блистательная игра артистов – Чулпан Хаматовой, Алёны Бабенко… И я расслабилась, сказала: ну ладно, выставляйте. Хотя заранее знала, что победит тот, кто побеждает всегда. И действительно – этому спектаклю не дали ни-че-го.
– Игорь Кваша как-то сказал в одном из интервью, что в «Современнике» всегда аншлаги. И это тоже нехорошо. Как узнаешь, где сфальшивил, а где – нет?
– Может быть, я с ним соглашусь, но только отчасти. Зритель – это человек строгий. Он не испытывает чувства благодарности только за то, что мы есть на этом свете. Он не будет льстить просто так. Но разве может быть, чтобы у театра были одни победы? Так не бывает, к сожалению. А может, к счастью... И у нас тоже есть свои поражения и разочарования… А то, что много лет в «Современнике» аншлаги, – в этом есть заслуга нашего учителя – я имею в виду Олега Ефремова – и всех тех, кто с нами работал всё это время. Существует доверие к бренду, как это принято сейчас говорить. Когда-то один из самых лестных для меня комплиментов «Современнику» сделал Зиновий Гердт. Он посмотрел один из наших спектаклей, я даже помню, как он это произнёс, как всегда, безо всякого пафоса: «Есть только два места в Москве, где вас никогда не обманут, – это Консерватория и театр «Современник». Такие слова дорогого стоят.