Россию ждёт инженерный ренессанс
Какие изменения необходимы системе образования, чтобы привлечь выпускников школ в технические вузы
Какие изменения необходимы системе образования, чтобы привлечь выпускников школ в технические вузы
Инженерное образование начинается на школьной скамье, продолжается в вузе, затем на предприятии и никогда не заканчивается. Этот тезис вряд ли можно оспорить. Как и то, что базируется инженерное образование всё же на знаниях, полученных в школе. Увы, качество этих знаний остаётся невысоким. Особенно это касается базовых естественно-научных дисциплин – физики, математики, химии, биологии. Эти пробелы вынуждены восполнять вузы, организуя для вчерашних абитуриентов на первом курсе дополнительные занятия по школьным программам.
Школа и вуз должны стать партнёрамиМне кажется, что улучшению ситуации способствовало бы включение физики в перечень обязательных предметов, по которым необходимо сдавать ЕГЭ. Ещё один шаг – согласование образовательных программ по этим дисциплинам на уровне школы и вуза. Это кропотливая и трудоёмкая методическая работа, но её надо делать в рамках совершенствования государственных образовательных стандартов, причём делать сообща.
В ХХI веке технологии стали меняться быстрее, чем срок подготовки инженеров. Чтобы успевать за временем, вузы обратились за помощью к высокотехнологичным инновационным предприятиям. Возникло долгосрочное стратегическое партнёрство на базе совместной научно-образовательной деятельности, которое выгодно и вузу, и предприятию, и студенту: все повышают свою конкурентоспособность. Очевидно, что настало время включить в стратегическое партнёрство и процесс подготовки современных инженеров и школу. Бизнесу, власти, высшим учебным заведениям надо помогать школе, помогать комплексно – и ресурсами, и знаниями, и технологиями, и кадрами.
В прошлом году мы предложили правительству города создать в ряде школ – при нашей поддержке и поддержке инновационных компаний – современные учебные лаборатории по естественно-научным дисциплинам. Наша инициатива была одобрена, и в декабре первая такая междисциплинарная лаборатория в области нанотехнологий открыта в 239-м физико-математическом лицее. Мы изначально договорились, что эта лаборатория будет базовой, – заниматься там смогут ребята и из других школ. В ближайшие год-два подобные лаборатории должны появиться в каждом районе города. Надеюсь, это скажется не только на повышении качества школьного образования, но и разбудит в ребятах интерес к науке, творчеству, техническим специальностям.
А пока из-за слабой базовой подготовки до финиша – получения диплома ЛЭТИ – не доходят около 20 процентов поступивших, причём большая часть отсеивается именно на первых курсах. И не потому, что наши преподаватели чересчур требовательны. Скажу больше, в трудные 1990-е годы у нас в ЛЭТИ, да и во многих других вузах, требовательность как раз снизилась, сложилась практика завышения оценок. Реже ставились двойки – вместо них в зачётке появлялись тройки, хотя по требованиям прежних времён студент такой отметки не заслуживал.
По-видимому, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что при избыточном приёме по инженерным специальностям и направлениям подготовки кадровый голод на инженеров в промышленности далеко не удовлетворён.
Мечтали о миллионах, получили миллиардПравда, в последние годы государство повернулось лицом к высшему образованию. В рамках национального проекта «Образование» был реализован конкурс инновационных образовательных программ развития университетов, вышли постановления правительства с многомиллиардными объёмами финансирования проектов, разыгрывались достаточно серьёзные гранты в рамках Федеральных целевых программ.
Иногда вспоминаю, как в самом начале 2000-х, когда лишь обсуждались проекты программ поддержки ведущих вузов, мы мечтали о выделении университету гранта в 100 миллионов рублей на 5 лет. А прошло немного времени, и в 2007 году мы выиграли грант почти на 1 миллиард! И подобных примеров у нас в последние годы было много. Поэтому на государственную поддержку, учитывая провальные 1990-е, сегодня просто грех жаловаться. Хотя денег всегда не хватает, особенно на зарплату преподавателей.
Тревожит другое. Высшее инженерное образование не может нормально развиваться без хорошо поставленного инженерного дела в промышленности. Если труд и знания инженеров будут востребованы, адекватно оценены, то и инженерное образование будет отличным. Увы, сегодня далеко не все промышленные предприятия можно назвать высокотехнологичными. Спрос на инженеров есть, и довольно высокий, но многие предприятия не могут предложить выпускникам технических вузов достойную зарплату. А не могут они это сделать потому, что не обладают современными технологиями, неконкурентоспособны.
Заявки таких предприятий мы не можем удовлетворить годами – не идут туда наши выпускники. Причём не только из-за маленькой зарплаты. На устаревших предприятиях им просто неинтересно, да и перспективы карьерного и профессионального роста тут сомнительны, а это тоже имеет значение.
С другой стороны, если предприятие готово платить даже новоиспечённому инженеру достойную зарплату, оно должно быть уверено, что делает это не напрасно. Лучший способ убедиться, что не берёшь кота в мешке, – проверить будущего работника в деле ещё на этапе его обучения в вузе. Поэтому специалиста с улицы берут неохотно. И наши выпускники это хорошо понимают. Как понимают и то, что если голова с руками дружит, то с дипломом ЛЭТИ не пропадёшь. Университет старается им в этом помочь, как говорится, дать нужные компетенции.
Большую роль играет наш Центр профессиональной адаптации и трудоустройства. Он организует производственную практику студентов, помогает им установить хорошие контакты с предприятиями, вплоть до помощи в оформлении на работу по будущей специальности – в последние годы для наших старшекурсников это стало нормой. Ведь более 40 предприятий высокотехнологичных областей промышленности являются стратегическими партнёрами университета, имеют долгосрочные соглашения.
Самый лучший вариант, когда на таких предприятиях есть наши базовые кафедры или учебные центры. Тогда после прохождения практики в следующем семестре по ряду дисциплин студенты учатся на такой базовой кафедре. И диплом они пишут по теме, предложенной специалистами предприятия.
Такая система профессиональной адаптации хорошо сказывается на учебном процессе, реально помогает готовить практико-ориентированных специалистов. Ведь на предприятии студенту дают самостоятельную работу: сосчитать, измерить, придумать… Было бы разумно частично освободить такие предприятия от налогового бремени и в части затрат на оборудование для учебного процесса, и в части затрат на сам учебный процесс, поскольку подготовку будущих инженеров они ведут за свой счёт, и ведут очень хорошо.
Кто нужнее – бакалавры или магистры?С момента присоединения России к Болонскому процессу прошло много времени, и сегодня в наших университетах уровневая подготовка стала реальностью. ЛЭТИ уже не первый год выпускает бакалавров и магистров. Но если раньше мы готовили в небольших количествах так называемых академических бакалавров и магистров, предназначенных для работы преподавателями и научными работниками, своего рода элиту, то сейчас перед нами стоит задача массовой подготовки бакалавров-инженеров и магистров-инженеров. В условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты это не так-то просто: требуются изменения и содержания, и форм обучения.
Проблема в том, что для производства в основном требуются бакалавры-инженеры. Это значит, что за 4 года мы должны подготовить такого же инженера, на подготовку которого раньше уходило 5 или 5,5 года. Это возможно лишь за счёт «усечения» гуманитарных, экономических и естественно-научных дисциплин. Понятно, что такие бакалавры, их часто называют «прикладными», будут уверенно себя чувствовать на производстве, а вот успешно продолжить обучение в магистратуре не смогут – образовательный «секвестр» даст о себе знать. По-видимому, им для продолжения обучения в магистратуре после определённого времени работы на производстве необходимо осваивать дополнительные образовательные программы, и это тоже задача технических вузов.
Получается, что система профессионального образования должна готовить бакалавров двух типов, и как наиболее рационально решить эту проблему, пока неясно. Это один из недостатков уровневой системы, который и породил её критику. Кстати, как мне известно, эта проблема существует и за рубежом. Например, в знаменитом американском МIT (Массачусетском технологическом институте) приоритет отдают гармонизированным и согласованным бакалаврским и магистерским программам. На мой взгляд, решить эту проблему будет весьма непросто, и, возможно, со временем у нас появятся не только два типа бакалаврских программ, но и два типа технических вузов – ориентированные на подготовку бакалавров и на подготовку магистров.
Утром резюме в интернете, к вечеру – хорошая работаЧасто приходится слышать два полярных мнения: российское инженерное образование одно из лучших в мире и, наоборот, одно из самых отсталых. Да, мы остаёмся лидерами в таких сферах, как атомная энергетика, ракетно-космическая техника, кораблестроение. Но прекрасно отдаём себе отчёт, что разрушительные 1990-е не обошли стороной и больно ударили по образованию, в том числе и по инженерному.
На мой взгляд, здесь стричь под одну гребёнку все отечественные вузы не следует, а лакмусовой бумажкой может быть международное сотрудничество. К примеру, мы давно сотрудничаем в рамках академических обменов с Технологическим университетом Лаппенранты, куда ежегодно направляем по магистерским программам «включённого обучения» и «два диплома» 15–20 студентов. Никаких проблем с адаптацией у них не возникает. Более того, после окончания обучения почти все они при желании находят работу по специальности или продолжают обучение в аспирантуре в Финляндии либо в других европейских странах.
Вот другой пример: не так давно мы подписали соглашение о сотрудничестве с Техническим университетом города Ильменау – весьма уважаемым вузом Германии. Когда мы стали сравнивать образовательные программы, оказалось, что отличия незначительные. И у наших ребят, приехавших туда на семестр учиться, тоже никаких проблем не возникло. Эти примеры можно продолжать и в отношении других европейских стран, но, главное, европейские профессора отмечают высокий уровень фундаментальной подготовки наших студентов.
Рейтинг дипломов ведущих технических вузов России и Санкт-Петербурга традиционно очень высок. Как мне не раз рассказывали, если наш выпускник, имеющий опыт работы, утром вывесит в интернете своё резюме, то к вечеру он его снимает – достойная работа непременно будет найдена. Конечно, кто учился спустя рукава, у кого есть пробелы в образовании, кто не ставил перед собой амбициозные цели, найти достойную работу ни в России, ни тем более за рубежом не сможет. Но, как говорят математики, и обратное утверждение верно.
Несколько лет назад на Таллинском шоссе появилось современное инновационное предприятие – одно из немногих в мире и единственное в России, обладающее современными технологиями и полным циклом производства светодиодной техники. Так вот, его основали выпускники ЛЭТИ, которые некоторое время поработали в Германии, организовали там довольно успешный бизнес, а затем создали предприятие и у нас. Таких энергичных, изобретательных людей среди наших выпускников много. Не случайно один из первых вузовских бизнес-инкубаторов появился в ЛЭТИ, сегодня здесь работают десятки малых инновационных предприятий.
Мы поощряем участие в этих малых инновационных предприятиях наших студентов, где они получают практические знания в самых «прорывных» отраслях науки и техники. Например, в нанотехнологии. В ходе такой работы у них вырабатывается вкус к открытиям, так необходимый не только будущим учёным, но и техническим специалистам, инженерам. Ведь в переводе с французского, инженер означает изобретатель! И только в прошлом году наши подшефные компании получили 36 патентов. Как интегральный результат – всё больше молодых учёных и преподавателей остаются работать в ЛЭТИ, всё больше недавних выпускников ЛЭТИ защищают докторские диссертации в возрасте 35–40 лет.
Аналогичные процессы идут и в других авторитетных технических университетах города. Инженерное образование отвоёвывает утраченные некогда позиции, и экономика страны с каждым годом будет получать всё больше технически грамотных и инициативных специалистов, способных работать в самых современных сферах промышленности и науки. А значит, Россия сможет наверстать отставание от ведущих экономик мира.