Дети закулисья

В День театра «НВ» рассказывает о петербургских актёрских династиях

В День театра «НВ» рассказывает о петербургских актёрских династиях

Мария Лаврова: «Дедушка говорил папе, что актёр – профессия не мужская…»

Дружная семья Лавровых: Кирилл Юрьевич, Сергей Кириллович, Мария Кирилловна и Валентина Александровна

Юрий Сергеевич Лавров пришёл в БДТ в 1919 году. К семейным преданиям относится рассказ о том, как он оказался в театре. После революции Юрий (его отец эмигрировал, а мать с детьми осталась в голодном Петрограде) оказался единственным кормильцем в семье. Сменил множество профессий – был даже гробовщиком. А тут, под боком, зарождалось новое революционное искусство. И друг сказал ему: «Юрка, пошли в театр! Там чисто, тепло, поесть дают… И делать ничего не надо!» И Юрий Лавров стал артистом. В 1938 году, когда в Ленинграде начались репрессии после убийства Кирова, уехал на Украину, где стал ведущим актёром Киевского русского театра имени Леси Украинки и удостоился звания народного артиста Украины и СССР.

– Я помню, как мы приезжали к нему в Киев, – вспоминает Мария Лаврова, продолжательница актёрской династии. – Он мне рассказывал про своё детство, как он был скаутом, как пришёл в театр, но мне тогда больше хотелось гулять, чем слушать деда. Как я жалею сейчас об этом!

Юрий Сергеевич Лавров как мог отговаривал своего сына идти в актёры. Говорил, что это не мужская профессия… Началась Великая Отечественная. В эвакуации подростком Кирилл Лавров работал в совхозе, стал токарем. В семнадцать лет ушёл добровольцем на фронт. После войны семь лет отслужил на Курильских островах техником на аэродроме. И там стал участвовать в любительских спектаклях на сцене армейского клуба.

– Атмосфера, в которой я росла, была совершенно театральной, – говорит Мария Кирилловна. – Во время репетиций бродила за кулисами. Спектакли видела из директорской ложи. Дома, на кухне, обсуждались спектакли, премьеры, репетиции… Перед сном папа каждый вечер приходил ко мне и целовал. И мне запомнился его запах, такой уютный и родной. Потом я поняла, что так пах вазелин, которым он снимал грим с лица…

Маша занималась в театральной студии Дворца пионеров и в девятом классе точно знала, что хочет быть только актрисой.

Родители не помогали, но и не отговаривали. К творческому конкурсу ей помогала готовиться ведущая актриса БДТ Ольга Волкова… А когда у Марии стала подрастать дочка – четвёртое поколение династии Лавровых, – она один в один повторила закулисное детство мамы. Только театр был – не БДТ, а ТЮЗ.

– Однажды она смотрела прогон спектакля «Рони, дочь разбойника», где меня щипали, царапали – словом, терзали всячески, – вспоминает Мария Кирилловна. – После спектакля прихожу в гримёрку, а там собрались все, кто участвовал в постановке, – успокаивают моего ребёнка. А Оля плачет навзрыд, не может прийти в себя – так она за меня переживала!

Ольга Семёнова, внучка Кирилла Лаврова – актриса ТЮЗа. На днях она сыграла премьеру – Принцессу в спектакле «Бедный рыцарь».

 

Лизу Боярскую предупреждали: «Будешь играть зайцев и ежей…»

Из четверых детей в семье православного священника трое подались в актёры. К двоим пришла слава. Николай и Сергей Боярские были ведущими артистами Театра имени Комиссаржевской. Оба женились на представительницах той же профессии. Женой Сергея стала актриса из его театра Екатерина Мелентьева, а супругой Николая – ведущая актриса Александринки Лидия Штыкан. А вообще-то о знаменитой актёрской семье написана целая книга – «Боярские. Петербургская династия». Автор – известный петербургский театровед Екатерина Боярская, как она себя называет – сначала «дочка Козлевича» (Николая Боярского, который сыграл эту роль в фильме Швейцера «Золотой телёнок»), потом «сестра Д’Артаньяна».

У всех братьев был высокий рост, статная фигура, обаятельная внешность, музыкальный дар и своеобразный, слегка с хрипотцой голос. Это всё можно сказать и о Михаиле Боярском, которого знают все.

Все думали, что актёрскую стезю выберет и сын Михаила Боярского и Ларисы Луппиан Сергей, который в детстве пел с отцом песню «Динозаврики» и успел сняться в двух фильмах. Но нет, не случилось, при всех ярко выраженных способностях. А вот Лиза Боярская взлетела на вершину славы легко и непринуждённо.

– Ничто в детстве такую карьеру не предвещало, – рассказывает актриса Театра им. Ленсовета Лариса Луппиан. – Девчонка была озорная, весёлая, училась так себе. До последнего момента не знала, куда пойдёт. Что с ней случилось потом, я не знаю, просто в секунду изменилась.

…На премьеру дочери Лариса Регинальдовна шла совершенно спокойно. «Ну что там может быть? – думала она. – Плохо, так плохо, значит, найдёт себе ещё что-нибудь...»

А Лиза удивила всех. Сыграла так, что у родителей сердце замирало. Конечно, сначала на неё смотрели как на дочку Боярского. Но она не обращала на это внимания. И к известности не стремилась.

– Об этой работе мы ей говорили только самое плохое, – продолжает Лариса Луппиан. – «Лиза, знай, ты будешь нищая, ни о каких деньгах не мечтай, – твердили мы. – Идти в эту профессию надо, если ты не можешь без неё, а не потому, что хочешь заработать. Ты будешь играть зайцев и ежей, и то если повезёт. Роль Снегурочки – предел мечтаний. Ты будешь ходить с протянутой рукой по театрам, будешь умолять, чтобы тебя взяли. Будешь униженной и оскорблённой. Ты готова?» – «Готова», – отвечала она спокойно.

На вопрос об артистических генах Лариса Луппиан отвечает со смехом:

– Ну да, наверное, гены передаются. Вот математических генов мы дочери точно передать не могли…

 

Андрей Ургант: «Мама – мой ангел»

На вопрос о своих самых первых впечатлениях от сцены Андрей Ургант ответил так:

– В театре я появился в грудном возрасте, поэтому самые первые впечатления я озвучить не могу. По рассказам очевидцев, я был маленьким, синеватого цвета младенцем, который редко видел мамину грудь, потому что мама очень была занята в театре. Когда я родился, за мной ухаживала вся труппа. Пеленали меня на раскроечном столе в Театре имени Ленинского комсомола, на пятом этаже, где тогда была пошивочная мастерская.

Родители Андрея Урганта познакомились ещё студентами Ленинградского театрального института. В дипломной постановке «Три сестры» Нина Ургант (дочка офицера) играла Машу, Лев Милиндер – Андрея. Поженились…

– Маму приняли в труппу Театра имени Ленинского комсомола, когда главным режиссёром там был Георгий Александрович Товстоногов, – рассказывает Андрей Ургант. – И сначала он был ею недоволен. Даже хотел выгнать её из театра за профнепригодность. Но потом посмотрел фильм «Укротительница тигров» и передумал…

Первая работа в кино сделала актрису Нину Ургант знаменитой. Она должна была просто играть в массовке, но режиссёр её заметил и сказал: «Нет, зачем же такую конфету будем прятать в массовку!» И Нина Николаевна сыграла девушку Олечку, которая изо всех сил старалась понравиться артисту цирка Фёдору Ермолаеву, герою Павла Кадочникова.

– Я этот фильм много раз смотрел в детстве, и мама там потрясающая красотка, с тонкой талией, розовощёкая... – вспоминает Андрей Львович. – А потом я увидел спектакль «Сирано де Бержерак». Пересмотрел все сказки, которые шли в Театре Ленинского комсомола, все «ёлочные спектакли». И я понял, что мама – великая, непревзойдённая актриса. Говорю это как сын, потому что я её нежно люблю, и как профессиональный артист. Впрочем, она для меня – вне всякой критики. Моя мама – мой ангел.

Отец Андрея Львовича Лев Максович Милиндер больше 50 лет прослужил в Театре Комедии. Блестящий комедийный актёр, король знаменитых ленинградских театральных капустников, упоминание одного имени которого вызывало на лицах добрую улыбку.

Дебют самого Андрея на театральной сцене состоялся в шестилетнем возрасте. Актёры Сергей Иванов и Адольф Шестаков сговорились устроить на сцене импровизацию. И неожиданно для всех вывезли в коляске мальчика, который стал носиться по сцене, кричал и стрелял из пистолета. Ему было радостно и весело. Зрительный зал замер. Нина Николаевна за кулисами устроила актёрам настоящий разнос. Бузотёрам тогда вкатили по выговору, но эту выходку долго вспоминали со смехом.

Вопрос о выборе профессии для Андрея звучит странно. Что отвечать, когда спрашивают: «Кто надоумил вас стать артистом?»

– Я понимал с самого начала, что занимаюсь любимым делом, которое приносит мне радость, остальное меня не волновало. Любовь к театру я впитал с детства, – улыбается актёр, телеведущий, шоумен. – А вот про гены не знаю. Гены – это волосатая папина грудь и мамина улыбка. А всё остальное – как карта легла. Счастье, удача, везение. Повезло мне с родителями…

Наверное, и сын Андрея Урганта, популярный шоумен и актёр Иван Ургант может сказать то же самое: «Повезло с мамой-папой!»

Надежда Толубеева: «Я абсолютно закулисный ребёнок…»

Молодая актриса продолжает династию в третьем поколении. Дед – непревзойдённый Юрий Владимирович Толубеев, актёр Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринки), которого помнят также как «человека с ружьём», городничего и Санчо Пансо, – самые известные его роли в кино, был женат на актрисе того же театра Тамаре Алёшиной. Их сын Андрей, выросший за кулисами, сделал попытку от семейной профессии уйти. Мальчик мечтал стать космонавтом. Но не прошёл по зрению. Поступил на факультет подготовки врачей для Военно-воздушных сил в Военно-медицинскую академию. И всё же… Однажды он вышел на самодеятельную сцену, и, уже став врачом, Андрей Толубеев поступил в Театральный институт, окончил и был приглашён в труппу лучшего тогда в Ленинграде театра – БДТ – самим Товстоноговым.

Мать Надежды – актриса Большого драматического Екатерина Марусяк. Дочь вспоминает: маму и папу вместе на сцене на протяжении многих лет она видела в спектакле «Любовные письма». Повзрослела с этой постановкой.

Надя Толубеева впервые вышла на сцену в спектакле «Дворянское гнездо». В три года играла «за гвоздики» – за кулисами были всякие инструменты, и ей разрешалось взять несколько настоящих гвоздей для игры. Потом гонораром была жвачка. И наконец, за выход ей стали давать тридцать 

рублей – на карманные расходы. Так и играла в «Дворянском гнезде», пока не случилось то, что и должно было произойти, – из возраста (детсадовского!) вышла.

– Меня пригласили в спектакль «Перед заходом солнца», – говорит Надежда Толубеева. – Там было весело: много детей. И это была моя вторая роль в театре, пусть без слов и на заднем плане, но мы там пели, а мне доверили вывозить на сцену огромный торт. Относилась к работе очень серьёзно, старалась «проживать» её и готовилась абсолютно по-честному. Злилась, когда мои юные коллеги баловались. Помню сбор труппы осенью – режиссёр собирал нас, чтобы мы всё восстановили после перерыва. И что-то он не так вспомнил, и я ему чуть ли не замечание сделала: мы сюда должны войти, а не туда!.. Я настолько в театре варилась, что даже не видела никаких других профессий. В шестом классе пошла заниматься в театр-студию «Форте». Мне дали роль Листика, который кружится над Эйфелевой башней в Париже.

Учёба не складывалась. Математика, физика и химия жутко утомляли и приносили кучу двоек. Вела девочка себя соответственно. Выяснилось, например, что у неё два дневника: фальшивый – с четвёрками, настоящий – с двойками и замечаниями учителей. Однажды Надя подслушала разговор в кабинете директора. Мама чуть не плакала, а директор её успокаивал: «Да не расстраивайтесь вы! К чему ей эта физика, она же пойдёт в актрисы…»

– Папа меня никогда не ругал. Мы виделись мало. Какая школа, какие отметки! Хоть бы просто поговорить со своим ребёнком, пообнимать его! Но он всегда в меня верил, – признаётся Надя.

Куда поступать, было ясно. Конечно, в Академию театрального искусства. Родители уехали на гастроли и даже не представляли, какие стихи и басни готовит на творческий конкурс их дочь.

Сейчас Надежда Толубеева – актриса «Этюдтеатра», в котором собрались ученики замечательного театрального педагога Вениамина Фильштинского. В пьесе «Прекрасное далёко» она играет Марусю-ангела. В постановке «Птица Феникс возвращается домой» – сумасшедшую кошку Тосю, приехавшую покорять Москву. В спектакле «Двое бедных румын, говорящих по-польски» она – Джина, юная женщина с маленьким ребёнком… Сестра Нади, в отличие от неё хорошо учившаяся в школе, окончила Академию МВД. Но вдруг решила получить второе высшее образование. И никто не удивился, что второй профессией для неё стала театральная режиссура.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.