Удельный – не у дел?

Несмотря на все попытки защитить зелёную зону от посягательств застройщиков, будущее знаменитого парка остаётся туманным

 

Несмотря на все попытки защитить зелёную зону от посягательств застройщиков, будущее знаменитого парка остаётся туманным

Удельный парк – одно из любимых мест отдыха жителей Приморского и Выборгского районов – не станут использовать в качестве плацдарма для прокладки новой скоростной автомагистрали. Об этом петербургские градозащитники и экологи активно заговорили в середине марта, когда стало известно о включении парка в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Территория попала в него в качестве «объекта культурного наследия регионального значения». Однако, как стало известно «НВ», строительству трассы М7 это вряд ли помешает.

Новый документ закрепляет границы рекреационной зоны. Из бумаг следует, что Удельный парк – это территория, ограниченная Фермским шоссе в районе дома № 21, улицей Аккуратова, а также проспектами Испытателей, Энгельса и Богатырским. Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский считает, что теперь застройщикам (это касается и строителей дороги, и тех, кто хотел бы возвести на территории зелёной зоны элитное жильё) не удастся отрезать у парка землю и использовать под свои нужды.

– После того как объект стал памятником культурного наследия, перед любым строительством на его территории необходимо проводить специальную государственную экспертизу, – рассказал корреспонденту «НВ» заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов. – Вторгнуться на территорию Удельного парка стало гораздо сложнее. В экспертизе должен быть прописан предмет охраны.

По словам Александра Кононова, по данным экспертизы специалисты сразу же смогут сделать выводы, угрожает ли что-то конкретной части парка или нет. А затем в случае необходимости градозащитники оповестят об этом петербуржцев.

– Насколько я знаю, трасса М7 до сих пор значится в городской транспортной схеме, – сообщил Александр Кононов. – Но говорить о том, что она непременно пройдёт по парку, я бы не стал. Во-первых, ещё ничего не решено, а во-вторых, новый статус даёт определённые гарантии сохранения зелёной зоны.

Напомним, скоростная магистраль М7 – один из амбициозных инфраструктурных проектов, который город пытается реализовать аж с 2005 года (тогда трассу внесли в Генплан). По плану она должна пройти от нового моста в створе Таврической и Арсенальной улиц вдоль железнодорожной ветки до Приозёрского или Выборгского шоссе. Ежесуточно дорога должна пропускать через себя 73 тысячи автомобилей. От строительства моста чиновники давно отказались. А вот с новым автобаном вопрос всё никак не решится.

Как сообщил корреспонденту «НВ» источник в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), решение о строительстве магистрали М7 (или же отказе от него) пока отложено. Не последнюю роль в этом вопросе играет недостаток финансирования. Дефицитный бюджет не позволяет реализовать и более важные проекты (например, строительство новых переправ через Неву), а государственно-частное партнёрство (ГЧП) при строительстве столь крупных объектов пока особо не приживается. Впрочем, это совсем не означает, что парковая зона спасена.

 

Вообще-то решение официально закрепить за Удельным парком охранный статус в комитете по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) приняли ещё 13 февраля (распоряжение №10-53). Но широко объявлять об этом чиновники почему-то не спешили. Как считают некоторые эксперты, причина кроется в том, что даже «охранная грамота» не исключает уничтожения части парковой территории.

– Конечно, это решение значительно улучшает ситуацию, – сказал депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв. – Тот факт, что границы парка официально закреплены, говорит в пользу его защитников. Но сам документ в нынешнем виде не гарантирует Удельному парку безопасность. Практика показывает, что любое вторжение можно рассматривать в качестве «приспособления территории для современного использования».

В качестве примера парламентарий приводит ситуацию в Петергофе, где недавно тоже разгорелся крупный градозащитный скандал. Прямо на территории Английского парка (тоже, кстати, памятника) чиновники решили возвести автомобильную развязку. Объяснение нашли простое – с помощью виадука несколько жилых кварталов соединят с дорогой. При этом ни жители, ни администрация местного муниципального образования не участвовали в общественных слушаниях. Проектирование закончено, сейчас идёт экспертиза проекта, после которой чиновники примут окончательное решение. По словам Алексея Ковалёва, Удельный парк может ждать та же судьба.

– Нужно наконец определиться, какой статус официально придадут Удельному парку, – продолжает Алексей Ковалёв. – Если территория станет считаться памятником, то построить на ней что-либо будет довольно сложно. Но если документ определяет её просто как «достопримечательное место», то режим охраны менее строгий. И здесь возникает вопрос о самом предмете охраны.

Как отметил депутат, есть очень большая вероятность, что часть Удельного парка тоже решат приспособить под «современные нужды», не прописав в документах, что конкретно в нём подлежит охране, а чем в исключительных случаях можно пожертвовать. И тогда у чиновников даже может появиться совершенно логичное объяснение: мол, без дороги в этом самом месте ну никак не обойтись, север города давно задыхается в пробках, пора их ликвидировать. А парками, как известно, у нас официально считаются благоустроенные территории с дорожками, лужайками, аллеями и так далее. Всё остальное – так называемые лесопарки, деревья в которых растут как придётся. Нередко они из себя представляют настоящий бурелом.

К слову, и в Удельном парке таких мест предостаточно. Фактически благоустроенная территория здесь тянется лишь от проспекта Энгельса до железнодорожной ветки, а также в районе Фермского шоссе и по площади значительно уступает такому вот «лесопарку». Есть ещё база футбольного клуба «Зенит», расположенная недалеко от улицы Аккуратова, вокруг которой царит определённый порядок. Если же пройти в глубь парка, зелёные насаждения постепенно теряют свою стройность и превращаются практически в непроходимый лес. Нетрудно догадаться, что такой бурелом чиновники при большом желании враз признают несоответствующим парковому устройству и разрешат на его месте строительство. За последние годы такое уже не раз происходило. Между футбольной тренировочной базой и административным комплексом парка, например, появились жилые дома, а в западной части зелёной зоны вдруг возникли два торгово-развлекательных комплекса, загородившие вход в неё. С начала 2000-х территория Удельного парка сократилась почти на треть – со 151 до 112 гектаров! Правда, до недавнего времени официальных границ у парка как бы не существовало. Но его защитники уверены: при большом желании чиновники сумеют обойти и охранный документ.

По официальной версии, трасса М7 на границы Удельного парка никак не влияет. Как сообщила корреспонденту «НВ» официальный представитель КРТИ Надежда Косицкая, дорога по проекту может пройти в урезе железнодорожной ветки, которая и так не имеет отношения к зелёной зоне. Но эксперты сильно сомневаются в том, что это возможно.

– М7 – это скоростная магистраль, и чтобы пропускать в сутки более 70 тысяч автомобилей в ней должно быть не менее четырёх полос, а скорее всего, – шесть полос, – считает аналитик рынка транспортного строительства Алла Евдокимова. – Даже если проложить дорогу вплотную к железнодорожному полотну, она вряд ли уложится в «урез». Не говоря уж об ущербе, который строительство нанесёт всей экосистеме Удельного парка.

Часть парка уже застроили элитным жильём По аллеям и дорожкам горожане привыкли гулять со своими питомцами. Собаководы готовы поддержать противников строительства скоростной магистрали Работники садово-паркового хозяйства расчищают территорию от поваленных  деревьев даже в самых дальних уголках Удельного парка. Но на всё сил не хватает Сегодня горожане кормят в парке с рук белок. После строительства трассы М7 такая картина станет невозможна

тем временем… Экологи подсчитали ущерб

Защитники парка уже подсчитали, сколько деревьев исчезнет с зелёной карты города в результате строительства трассы М7. Как рассказал один из лидеров инициативной группы в защиту Удельного парка Модест Соколов, речь идёт более чем о 4000 деревьев. В основном это берёзы и чёрная ольха, но встречаются и более ценные породы – буки, ясени, дубы, клёны. По мнению активистов, общий ущерб для города составляет около 432 миллионов рублей! В эту сумму вошли затраты на восстановление посадок и газонов, а также кадастровая стоимость земли.

При этом, как рассказал источник в КРТИ, для строительства трассы М7 существует и альтернативный вариант – она может пройти вторым ярусом над Пискарёвским проспектом. Предыдущий глава комитета Борис Мурашов высказывался как раз за такой вариант (он вообще неоднократно подчёркивал, что является ярым сторонником мостов, тоннелей и виадуков). Но и здесь есть проблемы: в непосредственной близости от трассы живут сотни тысяч петербуржцев, и вряд ли им понравится, если к постоянному шуму и так загруженного транспортом в любое время суток Пискарёвского проспекта добавятся ещё и дополнительные 70 тысяч машин в сутки.Защитники Удельного парка уверены, что окончательную точку в вопросе сохранения зелёной зоны может поставить только новый документ, в котором помимо её границ пропишут и конкретные объекты охраны. В ближайшее время активисты при поддержке ряда депутатов Законодательного собрания намерены обратиться с таким требованиям к городским властям.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.