«Традиционные формы соединим с безбашенным экспериментом»

Труппе БДТ представили нового главного режиссёра. Андрей Могучий пообещал актёрам, что будет обновлять театр и экспериментировать осторожно

Труппе БДТ представили нового главного режиссёра. Андрей Могучий пообещал актёрам, что будет обновлять театр и экспериментировать осторожно

Актёры сидели на месте зрителей, в партере. Все вместе: труппа, сотрудники театра, журналисты и официальные лица, приехавшие из Москвы (их было замечено два – министр культуры Владимир Мединский и управляющий делами президента, он же председатель попечительского совета БДТ Владимир Кожин), – заняли весь небольшой зал Каменноостровского театра. Всё самое интересное на этот раз происходило не на сцене, закрытой занавесом, а перед ней.

Пролог встречи получился грустным. Темур Чхеидзе, который вёл этот театр все последние годы, официально попрощался с труппой. Раздались аплодисменты и крики: «Браво!» Артисты аплодировали стоя. Темур Нодарович был растроган.

– Спасибо большое, – сказал он, медленно проговаривая слова. – Когда что-то заканчивается, всегда грустно. Но я убеждён: такой театр, как БДТ, будет развиваться. Я уверен, что с вами всё будет хорошо. Спасибо вам. Я был счастлив здесь. Не всё, может быть, удалось из задуманного, но в этом я виню только себя.

Темур Чхеидзе отдал Большому драматическому театру двадцать два года. Именно он выпустил первую после смерти Георгия Товстоногова премьеру. В феврале этого года Чхеидзе подал в отставку, причины которой объяснил так: «Настало время, когда БДТ нужны перемены, на которые лично я не могу пойти…» И ещё: «Один молодой человек сказал мне, что мои спектакли воспринимаются как анахронизм. Я благодарен ему за честность…»

В знак благодарности за то, что сделал Темур Нодарович для театра, министр культуры Владимир Мединский наградил бывшего худрука БДТ высшей ведомственной наградой – серебряным знаком «За вклад в российскую культуру».

– У меня в голове какие-то слова роились – «эра», «эпоха»… – сказал Олег Басилашвили, которому поручили выступить от имени артистов театра. – Да какая там эра! Мы просто начинаем новый этап. Дай Бог, чтобы он был для всех счастливым. Я только знаю, что все, кто сидит здесь, мечтают о работе – зубами готовы выгрызть любую роль. Помогите им! Но и на нас с вами лежит такая же ответственность за будущее театра…

Олег Валерьянович восхитился фамилией нового руководителя, пообещал, что труппа поможет ему «крепко взять штурвал в свои руки», и пожелал «успеха, удачи, оставаться самим собой, но помня всё же, что труппа воспитана в традициях русского реалистического театра».

Спустя несколько минут главный режиссёр БДТ Андрей Могучий был представлен труппе. Он тоже был встречен аплодисментами, но не переходящими в овацию.

– Здравствуйте! – сказал Андрей Анатольевич, оглядывая собравшихся. Бородатый режиссёр был в кепке, с неформальной причёской (хвостик), никакого намёка на галстук и официальный костюм. Он тоже был немногословен. Сказал, что вырос в Ленинграде и БДТ для него – его «детство и даже часть судьбы». Признался, что своё решение, которое он назвал «рискованным» и «экстремальным», принимал сверхбыстро, поэтому сейчас находится в состоянии стресса. Выразил недоумение тем, что информация просочилась в прессу задолго до срока, ведь на художественном совете все участники договорились молчать, чтобы сделать публике сюрприз.

– Я обязательно должен сказать, что руководить вашим театром для меня большая честь, – сказал Могучий. – Тут некоторые издания писали, что начнутся кровавые перемены. Так вот, я заявляю, что это не так. (Зал напрягся.) Всё будет медленно… (смех в зале) и небольно.

– У меня остаются обязательства перед Александринским театром, – продолжил Андрей Анатольевич. – И я должен их завершить, иначе подведу гигантское количество людей. Александринка заканчивает строительство новой сцены, в это дело я вложил много своих сил и пять лет жизни. Сейчас мне надо хотя бы открыть новую сцену, в мае. Поэтому пока буду совмещать работу у вас и в Александринке.

 И тут же поделился с актёрами своей идеей, которая показалась плодотворной и худруку Александринского театра Валерию Фокину: использовать новую площадку для экспериментов («безответственных», как определил Андрей Могучий) двух театров. Это позволит аккуратно и бережно отнестись к репертуару основной сцены.

– Это будет новая режиссура, новая постановочная культура, – завершил свою речь Андрей Могучий, – и традиционные формы, как у БДТ и Александринки, обязательно должны соединяться с безбашенным, непредсказуемым экспериментом.

Итог подвёл министр культуры. Заверив, что государство постоянно следит за судьбой театра, и пообещав, что осенью после масштабной реконструкции откроется основная сцена на Фонтанке, он поделился своей мечтой:

– Вот соберусь я, к примеру, в командировку в Петербург и скажу, что хотел бы попасть вечером на спектакль в БДТ. А мне ответили бы: «Вы знаете, мест нет. Ни в партере, ни на балконах – нигде, но вам, как министру (если я ещё буду служить министром культуры), так и быть, один приставной стульчик в углу мы поставим». Если такое сбудется, я буду знать, что всё, что мы делаем сейчас, правильно.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.