Юрий Назаров: «Хотел стать моряком, но почему-то стал актёром»

Народный артист России говорит, что сегодня его беспокоят не роли в кино, а то, как остаться человеком

 

Народный артист России говорит, что сегодня его беспокоят не роли в кино, а то, как остаться человеком

За его спиной – созданные образы в двух с лишним сотнях фильмов. Кого бы ни сыграл Юрий Назаров – белого офицера, офицера НКВД, красного комиссара, великого князя, старого солдата, влюблённого мужчину, священника, отца, мужа, деда, – это всегда очень достоверные характеры. Сам же он в чём-то наивный, в чём-то по-мужицки практичный, а в общем добрый и широкий русский человек.

– Юрий Владимирович, самые яркие годы советского кинематографа прошли на ваших глазах и при вашем непосредственном участии. Что сегодня не так снимают режиссёры, чего не хватает отечественному кино?

– Скажу вам: всё не так снимают! Я уверен, искусства без идеологии быть не может. Мы нашу советскую идеологию зачем-то отвергли – а там не всё было плохо, уверяю вас. К демократии же мы не пришли. Как в народе говорят, «от ворон отстали, к павам не пристали». Многие картины – взять хотя бы сериал «Штрафбат» – грешат неправдой, искажением истории. Зачем? Мы должны сегодня бить в набат по поводу того, что поколения не то что 20-летних, но даже 35-летних с трудом называют героев отечественной истории, не знают, кто такой Суворов, Кутузов, кто, в конце концов, Ленин, Сталин, какую роль они сыграли в истории. Я не понимаю, почему Церковь канонизировала царя Николая II, но при этом мы забыли юных подпольщиков «Молодой гвардии», которые погибали за свою родину, не знаем, что подвиг Александра Матросова в Великую Отечественную войну повторили по меньшей мере четыре сотни человек…

– Не все личности, которых вы назвали, могут быть авторитетными для сегодняшних поколений…

– А это потому, что истории не знают! И вдумываться не хотят. Россия может гордиться своей великой культурой, своим искусством. Наша история очень сложна и трагична, но она великая! Помню ещё с 1945 года, когда девятилетним пацаном прочёл про Куликовскую битву, как «соколы на журавлиную стаю двинулись русские на татар», я испытал такую гордость за то, что я русский. Русский – значит герой. А потом, когда прочёл «Дубровского», и «Капитанскую дочку», и «Тараса Бульбу», я ощутил, какие же великие героические силы таятся в наших людях. Да, темнота и невежество на Руси соседствовали с благородством и талантом. Эти трагические парадоксы истории прекрасно отразил Андрей Тарковский в своём фильме «Андрей Рублёв», где мне довелось сниматься (Юрий Назаров сыграл в этой картине две роли – Великого князя и Малого князя. – Прим. авт.). Страшные испытания обрушились на людей – и зависть, и темнота, и дикость. Но всё же к свету этот фильм выводил. И ты невольно испытывал чувство гордости за своё Отечество. Зато сегодня мы договорились до того, что Пушкин себя изжил. А ведь у Александра Сергеевича можно найти много точных ответов на животрепещущие вопросы современности.

– Часто ли приходится отказываться от ролей, потому что они вас идеологически не устраивают?

– Бывает такое. Как-то мне предложили сыграть русского генерала, который высаживается на берег Америки с целью захвата территорий. Какое-то цунами наши военные насылают на США. Была идея подать нашу страну как империю зла. Чушь, бред. Я, конечно, отказался. Я стараюсь выполнять завет моего учителя Сергея Аполлинарьевича Герасимова: он говорил, что при всей свободе мы не должны опускаться до антисоветчины и порнографии.

– Тем не менее вы сыграли в первом советском «порнографическом» (возьмём это слово в кавычки) фильме «Маленькая Вера».

– Сыграл. Но это не порнографический фильм, там всего лишь одна, скажем так, постельная сцена, и она как иллюстрация к жизни, которую ведут люди в провинциальном промышленном городе. Моя знакомая, посмотрев фильм, за чернухой, которую фильм вскрывает, самый откровенный момент как раз и пропустила! Кто-то претензии предъявлял посерьёзнее – обещали восемь интимных сцен, а показали только одну (улыбается). «Маленькая Вера» – это социальный фильм, довольно, кстати, хитрый и не совсем патриотический. Торчат заводские трубы: мол, вот убили они этого маленького человека – отца Веры, которого я играю. Сердце не выдержало. Но эти заводы и давали возможность жить людям, благодаря им мы экономику –  нашу и Европы – подняли. Фильм неоднозначный. Но люди на творческих вечерах тем не менее часто подходили, говорили, что я там очень достоверно сыграл.

– А какой фильм для вас является самым важным, так сказать основополагающим? «Андрей Рублёв»?

– Я считал и считаю Тарковского гениальным режиссёром, и «Андрей Рублёв» – достойнейшая картина. Потом я у него и в «Зеркале» снялся. Но всё-таки есть картины, где гораздо больше моего нутра. Вот «Встречи на рассвете», фильм конца 1960-х. Сыграл там сельского донжуана, пастуха, который «огулял» всех доярок. Наверное, мне удалось чем-то таким жизненным наполнить характер – Павел Луспекаев, посмотрев картину, сказал очень одобрительные слова. Я не знаю, насколько вышел сильным фильм Юрия Егорова «За облаками – небо», фильму уже дай бог 40 лет, но там одна из любимейших моих ролей. 

Неважно, что съёмки длились всего один день. Я играл советского лётчика, которого сбили на самолёте во время Великой Отечественной. Без ног он возвращается с войны и не решается приехать домой, только деньги жене высылает – её играла Лариса Малеванная. Меня увлекают роли, где герою приходится преодолевать обстоятельства жизни, где есть испытание, очищение. В картине «В лазоревой степи» по рассказам Михаила Шолохова я сыграл одного из трёх братьев-казаков. Мой персонаж – белый казак. Режиссёр Валерий Ланской был удивлён, что он не как последняя сволочь братьев своих сдавал, а с мучениями, с тяжестью на душе – любил их, но должен был выполнить воинскую присягу.

– Насколько важно и нужно для артиста при создании роли испытывать реальные чувства – влюбиться, например? Или возненавидеть всерьёз?

– Чего только не случается на съёмках. И влюбляются. И по-настоящему целуются, особенно если этого режиссёр просит. Но не всегда реально испытываемые чувства передаются зрителям. Было так, что я одну актрису по роли целовал не слишком уж страстно, она даже обиделась. Критики, наоборот, написали, что для героя всё было по-настоящему, а вот для героини картины капитан Новиков был лишь забавой. Я думаю, профессионал всегда отделяет жизнь от роли. И физические удары, которые наносят персонажи, должны быть достоверными, но не такими, чтобы потом кровь хлестала и человек сгибался в три погибели. В «Маленькой Вере» Наталья Негода била парня, уходящего в моряки, по-настоящему. А не надо бы, достоверности можно добиться и другим путём. Этому нас в Щепкинском училище учил Аркадий Борисович Немировский, про которого говорили, что он лучший фехтовальщик среди артистов и лучший артист среди фехтовальщиков.

– Вы говорите о ваших любимых картинах из довольно далёкого прошлого. А что же сейчас – нынешние фильмы не радуют?

– Я продолжаю сниматься, это мой хлеб, я актёр. Ничего другого делать не могу. При всём моем деревенском воспитании я и по дому ничего делать не умею – разве что гвоздь вобью. Я был рад поработать в сериале «Юнкера» по купринской прозе – патриотическая вещь, о защитниках Отечества. Но могу признаться в том, что сегодня меня больше заботят не мои роли в кино, а то, как остаться человеком, помнить добро, которое тебе сделали. Как я могу забыть поступок Инны Макаровой, которая очень помогла через своего мужа, знаменитого пульмонолога Михаила Перельмана, – он спас мою дочь, которая заболела туберкулёзом?! Я звоню Инне Владимировне: «Спасибо, солнышко, век обязан буду». А она: «Чего?» Уже забыла! Сотворила добро – и забыла. Вот так и надо жить. Сделал добро – и забудь. Оно к тебе вернётся.

– Вы прекрасно исполняете песни под гитару. Какие песни вы пели 40 лет назад, 20 лет назад и какие – сейчас?

– А всё те же. Героические, патриотические – про войну, про моряков, про Родину. Я же дитя войны. Родители – инженеры-теплоэнергетики – уходили на завод, и я сидел дома наедине с репродуктором, слушал песни. Это всё во мне и осталось. В юности я очень хотел стать моряком. Но почему-то стал артистом.

 

досье «нв»

Юрий Назаров родился в Новосибирске в 1937 году. Окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Работал в Театре-студии киноактёра. Широко известны его роли в фильмах: «Испытание верности», «Горячий снег», «Адъютант его превосходительства», «Андрей Рублёв», «Даурия», «Освобождение», «Отец Сергий», «Поворот», «Кавказский пленник», «Зеркало», «С любимыми не расставайтесь», «Демидовы», «Апостол», «На ощупь».

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.