Могучему дали год
Новый главный режиссёр БДТ за этот срок должен предложить чёткую программу развития театра
Новый главный режиссёр БДТ за этот срок должен предложить чёткую программу развития театра
Новый руководитель БДТ, который в минувшую пятницу был официально представлен труппе (для этого министр культуры Владимир Мединский специально посетил Петербург), вчера встретился с журналистами. Их интересовало в первую очередь, какими соображениями руководствовался Андрей Могучий, принимая это решение, и каким он видит будущее театра.
Интрига, долгое время будоражившая театральную общественность Петербурга, была такова: согласится ли один из самых заметных и самых успешных питерских театральных режиссёров возглавить театр, оставшийся без кормчего. Особенно в то время, когда вот-вот должна открыться обещанная для его экспериментов новая сцена Александринского театра – дело, которому Могучий посвятил несколько последних лет своей жизни…
– Новая сцена открывается 15 мая, на полных парах идёт строительство, – сообщил Андрей Анатольевич. – Но это уже другая история. Я не оставлю своих обязательств перед Александринским театром. Поэтому буду пока совмещать. Как долго? Не знаю. Пока. Потом – ещё пока…
Решение возглавить театр, по словам Могучего, было непростым. На одной чаше весов лежала ответственность за прославленный коллектив, на другой – возможное счастье от предстоящей интересной работы. В первый момент он решил было сказать «спасибо, нет», но потом задумался и в конце концов согласился.
– К тому же мама за меня очень обрадовалась, и этот фактор я тоже учитывал, – улыбнулся Андрей Анатольевич. – Меня смущало, что решение надо было принимать скоропалительно. И ещё то, что я иду в этот театр без программы. Чтобы выработать такую программу, нужно время. В Европе, например, интендант театра (художественный руководитель. – Прим. ред.) готовит программу около двух лет. Но столько времени мне не дали. Дали год… И я понял, что вариантов у меня нет. Жизнь так устроена – она иногда решает за тебя. Ты просто должен сделать шаг, а уж потом разбираться во всём…
Сказав «да», Андрей Могучий такой шаг сделал.
– К своим обязанностям я не приступил, а только начинаю приступать, – поправил он журналистов. – Я не собирался быть руководителем БДТ, не мечтал об этом! Так получилось. Теперь мне нужно понять, на какую почву высаживать цветы. Но идеи есть.
Сначала нужно отсмотреть весь репертуар, который оказался практически незнаком новому руководителю, ведь последний раз он видел премьеру БДТ три года назад. Вникнуть в процесс реконструкции здания театра на Фонтанке (министр культуры пообещал, что старая сцена будет готова
1 ноября этого года). Войти во многие хозяйственные вопросы, которые до этого Андрея Могучего не интересовали.
– Все годы совместной работы с Валерием Фокиным я, к сожалению, не обращал внимания, как он руководит театром. Учился другому, тому, что составляет суть режиссёрской профессии, профессиональным умениям, – заметил Могучий. – Но теперь мне всё интересно. Это как самому вкручивать лампочку в своём доме… Я теперь обращаю внимание даже на то, в какой цвет выкрашены перила, ведь в театре нет мелочей.
В то, что талант театрального менеджера, помимо таланта режиссёрского, у нового руководителя обнаружится, актёры верят. В конце концов первое образование у Андрея Могучего техническое, а технари умеют мыслить системно. Очень кстати среди журналистов обнаружился актёр Андрей Шарков, у которого спросили, как труппа отнеслась к громкому назначению.
– Обрадовались, наверно, не все, но и далеко не все закричали «ужас, ужас!». Труппа оказалась солидарна в том, что нужны перемены. Все ждут их и хотят работать, – сказал Шарков.
Андрей Анатольевич подтвердил:
– Все понимают, что театр должен меняться, и я говорю это максимально мягко, потому что любое моё слово в этой ситуации может травмировать.
Главное условие, которое поставил Андрей Могучий, принимая руководство БДТ на себя, – это полная свобода действий. Она ему предоставлена. Правда, только на словах – в условиях контракта это не записано.
– Зато в контракте написано, что я не имею права разглашать условия контракта! – уточнил Андрей Анатольевич. – В выборе репертуара, актёров, режиссёров моё слово должно быть решающим. Я могу существовать только на территории собственной свободы. В театре, особенно с такими традициями, как БДТ, демократия не совсем уместна.
В этом смысле Андрей Могучий готов продолжить традиции Георгия Товстоногова – тот тоже руководил коллективом по принципу единоначалия, и к месту вспомнились его слова о необходимости в театре «добровольной диктатуры», когда он последнее слово оставлял за собой – ради общего дела.
БДТ должен остаться живым театром. Он не может, по словам Могучего, ни застрять в прошлом, ни стать «театром будущего». Всё это фикция, враньё. Театр живёт только сегодняшним днём, говорит со зрителем на острые, злободневные темы. Как это было, например, при великом Товстоногове – когда за билетами в кассах стояли многочасовые очереди и попасть в БДТ на премьеру было невероятной удачей.
Кстати, тогда Андрею Могучему это удавалось: его отец был дружен с директором Института вирусологии и иммунологии имени Пастера Тамазом Перадзе. А тот в свою очередь был близким другом Товстоногова. Институту билеты доставались. Отец часто брал с собой сына. «История лошади», «Смерть Тарелкина», «Мещане», «На всякого мудреца довольно простоты» – эти спектакли Андрей Могучий помнит с детства.
Кто б знал тогда, что мальчик станет режиссёром?