Инвалидам вход запрещён?
Корреспонденты «НВ» убедились: метрополитен Петербурга – не для инвалидов. Впрочем, не только метрополитен…
Корреспонденты «НВ» убедились: метрополитен Петербурга – не для инвалидов. Впрочем, не только метрополитен…
Часто ли вы встречаете в петербургском метро инвалидов? Наверное, нет. А почему? Ответ очевиден: если осмотреться, станции нашей подземки не приспособлены для перемещения инвалидов-колясочников – пандусы есть далеко не везде. Неслучайно люди с ограниченными возможностями давно называют петербургское метро «полосой препятствий». И все они знают список станций, куда на коляске лучше не соваться: «Пушкинская», «Балтийская», «Невский проспект – 2» (канал Грибоедова), «Чёрная речка»... А на некоторых новых станциях пандусы есть, да только такие, что непонятно, для кого делались, – они не подогнаны под колёсную базу. Но, похоже, в метрополитене не собираются исправлять ситуацию... Чтобы прочувствовать, каково инвалидам в метро, корреспонденты «НВ» спустились в подземку вместе с Никитой Касьяновым, одним из основателей молодёжной организации людей с ограниченными возможностями «И:Volution».
Вообще-то Никита метро не пользуется.
– Даже не помню, когда спускался туда в последний раз, – признаётся Никита.
Ему повезло: по городу он может передвигаться на машине, за рулём которой – его старший брат Виталий.
Но на этот раз Никита согласился на эксперимент. И мы решили встретиться у метро «Чёрная речка». Я, следуя метрополитеновской инструкции для инвалидов, заранее позвонила по указанному на сайте подземки номеру и предупредила о том, что около часа дня молодому человеку на коляске нужно будет спуститься вниз.
– Нет проблем, с 10.00 до 16.30 можете воспользоваться резервным эскалатором, – пообещала диспетчер.
Однако с первым препятствием мы столкнулись ещё на улице. Ведь для того, чтобы добраться до эскалатора, нужно преодолеть несколько ступеней, ведущих в вестибюль станции «Чёрная речка». Оборудованный здесь заржавелый пандус навевал уныние уже одним своим видом, а когда мы приблизились, выяснилось, что воспользоваться им Никита не сможет, – слишком большой угол наклона, и коляска просто скатывается вниз. И даже Виталию, привыкшему управляться с коляской, с этим пандусом не совладать. Пришлось поднимать кресло вручную.
У турникетов сотрудник метрополитена сообщает: резервный эскалатор в ремонте. Так что нужно ехать вместе с остальными пассажирами. Что ж, делать нечего. Внизу сопровождающий нас покидает. А впереди ещё двадцать ступеней, ведущих на платформу. И никаких пандусов. Видимо, вместе с эскалатором заканчивается и забота об инвалидах…
И снова, развернув коляску, Виталий спускает её вручную. Со стороны кажется, что это не стоит ему большого труда. Сам он смеётся, говорит, брат лёгкий. На самом деле тут не до смеха. Как быть тем, у кого нет возможности заручиться поддержкой сильного молодого парня? Получается, им вход в метро заказан?
– Без физически крепкого сопровождающего ездить в метро нереально, – подтверждает Никита. – Если на эскалаторе ещё может помочь сотрудник, то преодолеть многочисленные лестницы на входах-выходах самостоятельно не получится.
Тем временем мы прибываем на станцию «Невский проспект». Здесь снова та же картина – ступеньки от нижнего вестибюля к эскалаторам без какого-либо намёка на пандус. И это на центральной станции!
Из всех петербургских станций по-настоящему приспособлены для инвалидов всего несколько. В основном это станции сравнительно новые: «Парнас» или «Адмиралтейская». На «Адмиралтейской» действительно пандус на входе сделан как надо, есть даже небольшая площадка на середине подъёма, чтобы человек на коляске мог остановиться и передохнуть. Если бы так было повсюду…
Сотрудники метро в неформальных беседах оправдываются: мол, инвалидов в метро мало. Так потому и мало! Не говоря уже о том, что большинству из них даже не выйти из дома – опять же из-за отсутствия пандусов.
тем временем…
Пандус установили, но не тот…
Отсутствие пандусов в метро – это полбеды. В крайнем случае можно проехать в нужный пункт назначения наземным транспортом или выбрать маршрут через станции метро, где есть спуски. А что делать, если нет пандусов в подъезде? Тут уже страдают не только инвалиды, но и мамы с колясками.
Жильцы одного такого дома по Комендантскому проспекту, 32, объединились и пожаловались в свою управляющую компанию. Жилищники прислушались и наконец установили пандусы – одним движением руки ступеньки у двери подъезда превращаются в пандус. Только вот рабочие просчитались в размере спуска – полозья не соответствуют размерам колёсной базы колясок. Получается, деньги чиновники потратили на ненужные приспособления.
Исправить недоразумение с неудобными пандусами жильцы попросили сотрудников районного жилищного агентства. Там нестандартным пандусам нашлось своё объяснение: мол, управляющая компания замеряла расстояние между колёсами, возможно, у отечественной коляски и заказала ширину между колёсами вот по этому принципу, поэтому остальные проехать не могут. В результате управляющую компанию заставили расширить полозья пандуса и укрепить их так, чтобы колёса не соскальзывали. Скрепя сердце жилищники исправились. Кстати, установка пандуса стоит всего 20 тысяч рублей. Деньги небольшие, зато какое удобство!
Между тем проблема съездов для колясок касается всех петербургских домов, построенных 10–20 лет назад. По задумке архитекторов коляски должны были храниться в специальных помещениях на первом этаже. Сегодня вместо колясочных располагаются магазины, а мамы вынуждены таскать коляски на себе.
Пандус установили, но не так…
В битве за пандусы петербуржцы сражаются не только с чиновниками. Иногда, как ни странно, противниками становятся соседи. В доме № 6 по Гражданскому проспекту по просьбе Антонины Елисеевой, мамы полугодовалой Алисы, осенью в подъезде установили пандус. Но продержался он недолго – спустя пару месяцев его убрали под натиском недовольных жильцов.
Оказалось, что он якобы мешает проходу, а на доводы молодой мамы о невозможности справиться с коляской в одиночку пожилые соседки отрезали: мы таскали, и ты потаскаешь, не переломишься.
– Без посторонней помощи мне коляску не спустить, – говорит Антонина. – Если дома нет никого из мужчин, приходится «выгуливать» дочку на балконе.
Казалось бы, абсурд. Но в этой ситуации жилкомсервис вынужден был принять сторону большинства. Жилищники ссылаются на нормы законодательства, согласно которым все решения о надстройке и реконструкции мест общего пользования в многоквартирном доме – сюда относится и установка пандуса – принимаются с согласия собственников жилья. То есть нужно собрать не менее двух третей подписей. В доме 300 квартир, многие из которых сдают, так что сделать это нескольким мамам нереально. В администрации Калининского района о проблеме знают. Даже ответили Антонине на запрос, объяснив, что да, пандус мешал, потому и убрали. Но если все владельцы квартир придут к согласию на общем собрании, обязательно вернут обратно. Круг замкнулся.
Как обустроена жизнь инвалидов в Германии