Как выжить Воркуте? Как выжить в Воркуте?

Корреспондент «НВ» вернулся из шахтёрского города, где узнал, почему из него бегут люди

 

Корреспондент «НВ» вернулся из шахтёрского города, где узнал, почему из него бегут люди

 

резюме

Очередь «на выход» не сдвинулась с мёртвой точки

Воркута сегодня разделена на три категории жителей: шахтёры, бюджетники и очередники на переселение из районов Крайнего Севера. Горняки после двух десятилетий депрессии – а за этот период из 13 шахт выжили только пять – увидели свет в конце тоннеля. Не дай им бог трагедий сродни той, что произошла 11 февраля 2013 года на «Воркутинской», а в остальном дела горняков пошли, как и добытый уголь, на-гора. Средняя зарплата рабочих основных подземных профессий повысилась за два последних года на 15–20 процентов, шахты перестали закрываться, а через пять лет ОАО «Воркутауголь» откроет две новые шахты суммарной мощностью 9 миллионов тонн чёрного золота в год, что даст прибавку сразу в 70 процентов от нынешних объёмов угледобычи.

Вот зарплаты бюджетников Воркуты можно назвать сиротскими, а перспективы – туманными. Мэр города Евгений Шумейко сообщил мне, что зарплата воспитателя детского сада и школьного учителя не превышает 15 тысяч рублей с учётом северного коэффициента! Вот и уезжает отсюда нешахтёрская молодёжь без тени сомнений сразу после школы.

– Я даже не могу пригласить в администрацию толкового человека на должность ведущего специалиста, потому что максимум, что я могу ему предложить, – это 40 тысяч рублей с премией, – сетует мэр. – А ведь без толковых управленцев реализовать адресную инвестиционную программу развития нашего сложного моногорода очень трудно…

Зарплату местным бюджетникам можно повысить, только сбросив «балласт»: 30 тысяч пенсионеров и инвалидов, которые мечтают выехать за пределы Воркуты. На их социальное и медицинское обслуживание тратится 20 процентов доходной части муниципального бюджета. Но если люди будут выезжать на Большую землю сегодняшними темпами – 300 человек в год, – очередь рассосётся только через 100 лет.

Очередь «за пределы» не может сдвинуться с мёртвой точки уже 5 лет. А всё потому, что из трёх списков движется только один – инвалидов труда. В этот разряд из категории простых пенсионеров ежегодно переходят сотни людей, а сумма взятки врачу, как мне шепнули ветераны в посёлке Советский, составляет 200 тысяч рублей. Но и фиктивный переход в разряд инвалидов не гарантирует быстрого переселения людей: в самой льготной очереди сегодня стоят свыше 5 тысяч человек. Проблему быстрого переселения из Воркуты всех очередников с ценой вопроса 60–70 миллиардов рублей может решить только государство. Если, конечно, очень захочет.

 

слово мэру

«Город выживет, если станет компактнее»

Воркута – один из самых известных российских моногородов. Но кроме традиционных для таких населённых пунктов трудностей у шахтёрской столицы Заполярья есть свои, связанные с жизнью на Крайнем Севере. Как решить проблемы города горняков, спецкору «НВ» рассказал его мэр Евгений Шумейко. В прошлом году он возглавил его администрацию, причём ради этой должности не побоялся оставить непыльную должность члена Совета Федерации.

– Евгений Александрович, коллеги-сенаторы не крутили ли у виска, когда узнали, что вы по собственной воле решили вернуться на малую родину?

– Я мог стать депутатом Государственной думы ещё в 2007 году, так как был в первой тройке по региону, но отказался. Да и в Совет Федерации не рвался – уговорили руководители Коми. Уважаю принцип «где родился, там и пригодился», им и руководствуюсь. После Совфеда немного проработал в правительстве РК, занимался вопросами угольной промышленности. В октябре прошлого года принял участие в конкурсе на должность руководителя администрации МО «Город Воркута», был единогласно поддержан местными депутатами. Это мой город, здесь живёт моя мама, друзья, коллеги-шахтёры.

– Вы имеете 13 лет подземного стажа и право выхода на пенсию в 45 лет. Вам чуть больше. Каков размер вашей пенсии?

– 13 тысяч рублей. Для горняков, отработавших под землёй больше 10 лет в районе Крайнего Севера, такой размер пенсии можно назвать крайне низким.

– Я приезжал в Воркуту три года назад. За этот небольшой период в городе сменились два мэра, вы третий. Почему руководители горняцкой столицы меняются так часто?

– Моногород давно нуждается в кардинальных переменах, однако в системе управления им последние годы наблюдалась инерция, нежелание диверсифицировать экономику. Своё назначение на малую родину, а я здесь родился, воспринимаю как личный вызов. Здесь, в тундре, нет ни дач, ни огородов, и люди обладают активной жизненной позицией, у них обострено чувство социальной справедливости. Не случайно первая советская забастовка в 1989 году произошла именно у нас, на девятом участке шахты «Северная», на которой я в то время работал...

– А какие выводы вы сделали после трагедии на «Воркутинской»?

– Владелец воркутинских шахт – компания «Северсталь» – не виновата. Работодатель не для галочки заботится о шахтёрах, вкладывает огромные деньги в безопасность их труда. Я вспоминаю свою спецовку, которую приходилось стирать самостоятельно, а сейчас все работяги спускаются в лаву в чистой фирменной одежде, с надёжными средствами индивидуальной защиты. Но работа в шахте – это всегда риск, связанный с человеческим фактором и непредсказуемыми горно-геологическими условиями. Мы сколько угодно можем говорить о безопасности, проводить регулярные проверки, сурово карать нарушителей, но без повышения роли государства в отрасли не обойтись. Сегодня эта роль заключается только в контроле со стороны Ростехнадзора. Но все горняки знают, когда именно в забой спустится инспектор, – по сарафанному радио передают «к нам едет ревизор». Я считаю, что на федеральном уровне государство должно участвовать в угольной промышленности не только контрольными функциями, но и финансированием науки. Мы потеряли отраслевые институты, которые необходимо возродить. Именно учёные должны изобретать новейшие приборы контроля за уровнем метана, угольной пылью и проветриванием выработок. А шахты – в обязательном порядке их устанавливать.

– 80 процентов промышленности Воркуты формируют именно шахты. Что вы намерены сделать, как мэр, чтобы эта доля уменьшилась?

– Реструктуризация угольной отрасли в Заполярье, происходившая 20 лет за счёт ликвидации шахт, слава богу, завершена. Более того, «Северсталь» вскоре приступит к строительству двух шахт производительностью 4–4,5 миллиона тонн угля в год каждая и обогатительной фабрики на Усинском месторождении, что в 17–28 километрах от Воркуты. Это даст населению сразу 3 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, две шахты заложит Новолипецкий металлургический комбинат. Новые предприятия по добыче угля по плану инвесторов должны открыться в 2017–2018 годах, но это может произойти и раньше. Есть у нас и Сейдинское месторождение энергетического угля высокого качества, который можно добывать открытым способом, как в Кузбассе, но наш уголёк-то получше будет. Сейчас мы активно ищем инвестора на Сейдинский разрез и надеемся найти его уже в этом году.

– Евгений Александрович, но развитие угольной отрасли в Воркуте означает не уход от монозависимости, а её наращивание…

– В городе высадился внушительный десант газовиков из 10 тысяч человек, которые прокладывают вторую и третью нитки газопровода Ухта – Бованенково – важной части проекта «Северный поток». После завершения прокладки газопровода в окрестностях Воркуты появятся компрессорные станции по перекачке природного газа, что даст сразу ещё 3 тысячи новых рабочих мест. Но город не собирается зацикливаться только на нефти и газе: есть перспективные проекты по добыче барита и других полезных ископаемых, которых в недрах заполярной тундры достаточно много.

– Доходы городского бюджета в 2010 году составляли 2,5 миллиарда рублей. Сколько сейчас?

– В прошлом году бюджет был очень сильным – 4 миллиарда рублей.

– Неплохо для города с населением в 90 тысяч человек. Бюджет Череповца с населением 320 тысяч, в котором базируется «Северсталь» – собственник объединения «Воркутауголь», – составляет всего 6,5 миллиарда рублей…

– Не забывайте про северные надбавки и районные коэффициенты. Рост доходной части муниципального бюджета позволил в больших объёмах отремонтировать дороги, что не делалось много лет, школы, детские сады, профилакторий «Заполярье», городской ДК шахтёров. Мы даже начали строить спорткомплекс с бассейном.

– Воркута превращается в город пенсионеров…

– Когда-то, в 1950–1960-х годах, наш город был одним из самых молодых и процветающих городов СССР. Люди сюда рвались за заработком и романтикой не по комсомольской путёвке, а по своей доброй воле.

Сейчас Воркута постарела, её нужно спасать, а 30 тысяч человек мечтают уехать отсюда по программе переселения. По нашим расчётам оптимальное население Воркуты должно быть в районе 50–60 тысяч человек. Имея всю необходимую инфраструктуру, город не только выживет, но и будет хорошо зарабатывать. А пенсионерам нужно реально помочь выехать. Это в разы снизит расходы муниципального бюджета на социалку, медицину, транспорт. Для переселения на материк всех воркутинских очередников потребуется 60–70 миллиардов рублей. Деньги огромные, но для федерального бюджета не запредельные. Однако на программу переселения из районов Крайнего Севера на всю Республику Коми выделяется всего полтора миллиарда рублей в год…

 

кстати

Воркутинцы бросают квартиры

Во время командировки я побывал в одном из заброшенных после закрытия шахты-кормилицы горняцких посёлков, Советском, от которого осталась только пятая часть жителей. Таких дышащих на ладан населённых пунктов на воркутинском кольце – пять. Что с ними делать?

– Чтобы иметь разумную экономику и улучшить условия проживания людей, мы должны централизовать население, – уверен мэр Воркуты. – В том же Советском много подъездов, где живёт всего одна семья. Содержание такого дома обходится бюджету очень дорого, управляющие компании ЖКХ выставляют городской администрации огромные счета. В случае неуплаты они могут передать счета в суд, и бюджет заплатит до копейки. Человек не заплатит, а бюджет заплатит.

Аналогичная ситуация, по словам Евгения Шумейко, наблюдается в посёлках Цементнозаводской, Комсомольский, Заполярный и даже в Воргашоре, где пустуют 400 квартир. Руководителей города это категорически не устраивает, поэтому новый мэр поставил перед своей администрацией задачу провести инвентаризацию жилого фонда и выявить пустующие квартиры.

В шахтёрских посёлках уже выявлено 1500 таких квартир, причём 820 из них после надлежащего ремонта можно заселять. Однако люди не хотят из посёлка Комсомольский ехать, к примеру, в Воргашор, а из посёлка Советский – в Северный. Жители умирающих посёлков согласны переселяться либо в Воркуту, либо на материк.

Другая проблема – в посёлках много брошенных квартир, находящихся в частной собственности. А коммунальных долгов у такого жилья больше, чем его рыночная стоимость, поэтому собственник за ней никогда не вернётся. Заселить туда новых жильцов нельзя, потому что сразу вмешается прокуратура. Поэтому правовое управление мэрии начало судиться с теми, кто уже несколько лет не платит за ЖКХ. Евгений Шумейко уверен, что Воркута справится с острейшей проблемой, если весь жилой фонд – а посёлки входят в административные границы города – станет компактным. Мэрия собирается мобилизовать население в трёх населённых пунктах: Воркуте и её спутниках Воргашор и Северный. В этих обжитых посёлках новосёлы улучшат свои условия жизни, город не будет тратиться на инфраструктуру. А то стоит в полупустом Комсомольском школа, как корабль среди тундры, и никто в неё не ходит.

 

Перевоз имущества из тундры встанет в копеечку

Перебраться из Воркуты на материк стало проблемой не только для очередников, ждущих заветный сертификат на выезд «за пределы», но и добровольцев, которые в поисках счастья бросают свои квартиры, которые в посёлках попросту не продать.

Расценки ОАО «РЖД» на транспортировку скарба на железнодорожной платформе местные жители называют не монопольными, а попросту бессовестными. В прошлом году в железнодорожном ведомстве вышла инструкция: перевозка имущества в контейнерах вместимостью 3–5 тонн производиться больше не будет. А ведь в контейнерах именно такой вместимости люди везут на материк мебель и другие предметы домашнего обихода. Переселенец поставлен перед грустной дилеммой: либо заплатить за 20 тонн груза (платформа, разделённая на четыре части, имеет именно такую ёмкость) 60 тысяч рублей, либо ждать, когда в нужную тебе сторону в Центральной России поедут ещё три переселенца.

Дорогим удовольствием давно стала и транспортировка автомобилей. Кольцевая трасса вокруг шахтёрских посёлков протяжённостью 60 километров – единственная здесь автодорога. Так что на своей машине выехать на Большую землю можно только на железнодорожной платформе до Сосногорска. Именно от этого города асфальтовые дороги ведут на все три стороны – кроме севера. Транспортировка на 500 километров на платформе стоит 30–40 тысяч рублей в зависимости от типа и мощности машины.

 

тем временем…

Воркуте скоро стукнет 70

В ноябре 2013 года горняцкая столица Заполярья широко – с гонками на оленьих упряжках, концертами и лыжными пробегами – отметит свой 70-летний юбилей.

В ноябре из Воркуты в сторону Санкт-Петербурга и Волгограда отправится исторический состав с углём, вагоном-теплушкой и делегацией ветеранов войны. В суровые годы и месяцы блокады именно воркутинский уголь позволял работать военным заводам, согревал жилища ленинградцев и жителей осаждённого Сталинграда.

– Идея туристического поезда, на котором отправятся к берегам Невы и Волги ветераны войны, возникла не только потому, что через поставку угля мы породнились с двумя самыми героическими городами Великой Отечественной, – рассказал Евгений Шумейко. – В этом году исполнилось 70 лет разгрому фашистов под Сталинградом, в январе 2014 года нас ждёт ещё одна славная дата – 70-летие полного снятия блокады Ленинграда. Недавно на карте Петербурга появилась улица Воркутинская, как память о том времени и знак признательности блокадников нашему горняцкому городу. По прибытии в Петербург артисты Воркуты и Республики Коми дадут концерт на Кировском заводе, в топки которого в основном и шёл заполярный уголь...

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.