Учитель нас проводит до угла…

Что может и даже должен себе позволить школьный педагог в отношении ученика, а что за пределами дозволенного?

 

Что может и даже должен себе позволить школьный педагог в отношении ученика, а что за пределами дозволенного?

В Петербурге разгорелся новый школьный скандал. В полицию поступило заявление от отца ученицы четвёртого класса одной из гимназий Невского района. По словам папы, учитель английского языка во время урока ударил его дочь учебником по голове (за попытку списать), и медики зафиксировали у ребёнка сотрясение мозга. Полиция начала расследование, а вчера папа обиженной ученицы должен был прийти на приём к уполномоченному по правам ребёнка Светлане Агапитовой. Правда, он до омбудсмена так и не дошёл. Зато мама пришла в школу. Пришла и… отозвала жалобу на учителя, заявив, что никакого конфликта на уроке не было и педагог к травме девочки не причастен. Словом, учителя ложно обвинили в жестоком обращении с учениками. Но, как ни странно, многие тут же поверили, что педагог мог нанести травму обычным учебником. Вчера СМИ наперебой рассказывали «подробности происшествия», а правоохранительные органы стали проводить расследование… Так или иначе, вся эта история наделала много шума и заставила журналистов «НВ» задуматься о том, что в последнее время происходит по линии «учитель – ученик» в целом. Мнения, как водится, разошлись…

 

Заслуженная учительница – значит, бьёт по заслугам?..

Инна Тимченко, обозреватель «НВ»

Сколько бы ни убеждали чиновники от образования родителей будущих первоклассников: не берите штурмом школу, не жгите возле школ костры – тщетно. Упрямые родители всё равно будут докучать руководству престижных школ, пытаясь попасть в заветные списки к избранному учителю. Потому что они на собственной шкуре (или на шкуре старших детей) проверили простую истину – идти нужно «на учителя». 

Официально родителям никто не скажет, каков их будущий учитель. Но этого и не нужно: взрослые получают информацию из самого достоверного источника – от сарафанного радио. И сколько бы ни было регалий у учителя, который не уважает детей и унижает их, какие бы грамоты ни висели в его кабинете – его истинную суть как педагога знают, как правило, и дети, и родители. И даже руководство школы. Но последнее пальцем не пошевелит, чтобы избавиться от такого педагога. Почему?

Потому что ни в одной инструкции не прописано, что такое унижение человеческого достоинства, и уж тем более то, что его нельзя попирать. А вот то, что учитель проработал в школе сорок лет и уже за одну только усидчивость и сговорчивость получил статус заслуженного – это весомый аргумент в пользу такого учителя, даже если он кричит, обзывается или распускает руки. Заслужил!

Родители догадываются, что на слабого ученика он будет спускать Полкана в лучшем случае. В худшем – организует скрытую травлю неудачника руками его же одноклассников – чтобы вынудить аутсайдера перейти в другой класс, школу. А родителям скажут со лживым сожалением: «У нас образцовый класс, сложная программа, такую ваш ребёнок не тянет, в классе попроще ему самому будет легче!»

В моей памяти ещё свежи воспоминания, как одна такая вот «заслуженная» учительница била указкой непослушных учеников по пальцам, таскала за уши расшалившихся мальчишек, а девочкам внушала, что за двойки они попадут в ад. Или ещё одна, которая в первом же классе начала ставить «не любимчикам» двойки, причём устраивала целый спектакль. Дети маршировали к ней через весь класс с открытыми дневниками, вставали в линейку у её стола и по очереди при всех получали двойки. Некоторые рыдали.

Безусловно, в школах есть потрясающие педагоги. Но и им зачастую приходится несладко, потому что рано или поздно в их класс приходят дети от «заслуженных» учителей с привитой ненавистью к школе и исковерканной психикой.

 

Сегодня даже невинная шутка может «нарушить права ученика»

Софья Андреева, заместитель редактора отдела городской информации «НВ»

Сцена из школьной жизни. Перед кабинетом директора одной из петербургских школ выстроились несколько родителей будущих первоклашек. Желая доверить драгоценных чад педагогам именно этой школы, они цепкими взглядами оценивают обстановку. И тут мамы, привыкшие к уси-пусичному обращению в саду, слышат в коридоре рёв будущей учительницы первоклашек:

– Петров! Я тебя ищу, а ты опять по школе шляешься?.. – наткнувшись на колючие взгляды будущих родителей, педагог осекается и, сбавив тон, поясняет, указывая в сторону пронёсшегося Петрова:

– Они по-другому не понимают, приходится кричать, – тут некоторых родителей из школы ветром сдуло.

Почему мы всё чаще слышим про агрессивных, грубых, бестактных и несправедливых учителей? Куда делись гуманные, творческие и тактичные педагоги, которые не только умеют слушать и слышать, но и успевают «дойти» до каждого ребёнка? А может, они никуда не делись? Может, изменились сами дети?

Одна знакомая учительница начальных классов мне с грустью призналась:

– Знаешь, я должна стать универсальным человеком…

– Как это? – не поняла я.

– Мои ученики нарисовали портрет идеального учителя, и знаешь, кто у них получился? Образ универсального человека – робота, который всё знает, всё может и всё умеет…. 

Неудивительно, что сегодня многие учителя обманывают ожидания ребят за партами и в глазах учеников теряют свой авторитет. А потом – по накатанной. Ребёнок игнорирует учителя, не хочет ходить на его уроки (потому что «на них не интересно, а препод – дурак»), жалуется родителям. Последние чаще верят сыну или дочке и пишут жалобы на имя директора. И что в такой ситуации должен делать учитель?

Вариант первый – звереть и срываться на учеников, унижая их, так как злоба – результат бессилия. Вариант второй – сдаться и пустить обучение на самотёк, сведя свою работу с учениками к минимуму.

Что хуже – неизвестно. Результат второго – плохие знания, а значит, плохо сданный ЕГЭ, а значит, 11 лет обучения в школе псу под хвост. Результат первого варианта – конфликты, вспыхивающие в последнее время всё чаще. Недаром детский омбудсмен предложила создать в каждой школе некие службы примирения по решению конфликтов между учениками и учителями.

Кстати, службы детских уполномоченных, признаются учителя, осложняют им жизнь. Современные школьники быстро «просекают» возможность кому-то поплакаться в жилетку и делают это с превеликим удовольствием. Сегодня, говорят учителя, даже невинная шутка или замечание, оказывается, может «нарушить права ребёнка».

Достаточно заглянуть на сайт петербургского омбудсмена – он пестрит жалобами учеников на неподъёмные домашние задания, на несправедливые замечания учителей, на грубое обращение…

 

• В Швеции учитель самое бесправное существо в школе. Правда, с него ничего особенно и не требуют. А вот детям на уроке позволено делать всё. При этом ученик может запросто пожаловаться на своего преподавателя из-за любого пустяка. Достаточно двух таких заявлений, и педагог может лишиться своего места в школе. 

• В 14 южных американских штатах в сельских школах для наказания учеников до сих пор используется деревянная шлёпалка (плоская дощечка разной толщины и размеров). 

• В Великобритании сечение розгами использовалось в разных школах до 1987 года – пока не было запрещено в государственных школах депутатами парламента. Запрет, правда, не включал общественные школы, но многие из них вскоре сами решили прекратить телесные наказания. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.