Закон рассеется как дым?
По оценке некурящего обозревателя «НВ», у антитабачного закона, который уже 1 июня вступит в силу, есть много недостатков. И только одно достоинство – он невыполним
По оценке некурящего обозревателя «НВ», у антитабачного закона, который уже 1 июня вступит в силу, есть много недостатков. И только одно достоинство – он невыполним
В России курят много. При советской власти сигареты и папиросы были простейшей и общедоступной формой релаксации. Причём нередко – фактически принудительной. Известна присказка:
– Объявляю перекур.
– А кто не курит?
– А кто не курит – пусть работает.
Работали тогда тяжело и много. Тут и не хочешь, а закуришь.
Когда советская власть кончилась, выяснилось, что табачная продукция не просто надёжное средство выполнить план по розничному обороту, но и выгоднейший товар. Производители сигарет уже понесли потери в США и Западной Европе из-за моды на здоровый образ жизни. И поспешили возместить утраченную выгоду по ту сторону рухнувшего железного занавеса. Любой ларёк позволял жителю хоть Питера, хоть Владивостока ощутить себя героем голливудского фильма. Тем же, кто грустил о прошлом, табачные фабрики предлагали памятные советские бренды и даже восстановленные дореволюционные марки. Сигаретный дым оказался едва ли не самой надёжной связью поколений: курили и кашляли пенсионеры, затягивались и подростки, и дети 10–11 лет…
Со временем эта безобразная ситуация стала очевидной и для власти, и для общества. В учреждениях и частных организациях появились территории, свободные от курения. Теперь сигаретные пачки предупреждают о болезнях и смерти. Да и вообще курение банально вышло из моды. Достаточно заметить, что если в советских фильмах курили не только герои-любовники, но и героини-любовницы, то теперь «романтическое» курение на экране – большая редкость. Если бы та же «Ирония судьбы» снималась сегодня, очень сомневаюсь, что милая Надежда взяла бы в руки сигарету.
Однако последовательная, пошаговая борьба с курением показалась борцам неинтересной. Так появился закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Его основные положения вступят в силу с 1 июня нынешнего года, а некоторые – позже.
При первом знакомстве с законом возникает ощущение, что он рассчитан на десятилетних курильщиков. Авторы закона относятся к гражданам как к малым детям, которым достаточно сказать «нииззя-а!». И сразу же всё будет в порядке.
В последнее время оппозиция обвиняет депутатов Госдумы в том, что те имеют заграничную недвижимость: виллы и квартиры на Кипре, на Лазурном побережье Франции, во Флориде. Если присмотреться к антитабачному закону, то портрет его автора действительно напоминает жителя южного побережья. Он ходит круглый год в шортах и гавайской рубашке, подставив лицо нежному морскому бризу. И так привык к своему образу жизни, что не верит, будто кто-нибудь может жить в других условиях. Если ему нужно посетить Москву, чтобы проголосовать за очередной закон, наш герой прилетит бизнес-классом, проследует в VIP-зал, а оттуда в Думу. Этот курортный житель курил много лет, а потом бросил. И решил заодно запретить другим.
Итак, пробежимся по пунктам закона…
Концерты и стадионы. ОМОН вызывали?
Основная запретительная статья закона – это статья № 12. Пункт № 1 запрещает курение на территориях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, услуг в области спорта.
Что ж… Если говорить об оперных театрах и даже сельских ДК, то там курить не принято. Любители оперы обычно ждут окончания спектакля. Да и сельская молодёжь курит на крыльце. А вот на большом рок-концерте, на танцполе как курили, так и будут курить. Все зажигалки на входе полиция не изымет.
Что касается образовательных услуг, то территорию, прилегающую к школам и вузам, в принципе можно сделать свободной от курения. Вот только между такими образовательными учреждениями, как средняя школа и университет, есть некоторая разница. В школе – несовершеннолетние ученики и учителя, которые должны подавать хороший пример. В вузе – не только взрослые преподаватели, но и взрослые учащиеся, многие отслужили в армии. С ними тоже как с детьми?..
А уж если говорить о стадионах, то авторы закона, видимо, давно не бывали в России. Как избавить трибуны от курения? Обыскивать при входе? Так ведь проносят файеры и бананы. Или посылать на трибуну ОМОН, едва над ней поднимется струйка дыма?
Война на лестничной площадкеЗапрещено курить в лифтах и помещениях общего пользования жилых домов. С лифтами всё понятно: задымить тесную кабинку – хамство. (Впрочем, курить в лифтах всегда запрещалось.) С нежилыми помещениями сложнее. В данном пункте закон проявляет несвойственную ему гибкость: собственник жилья может выделить помещение, оборудованное системой вентиляции. На бумаге всё просто. Наверное, автор закона и в своей личной реальной жизни смог бы договориться с собственником элитных апартаментов и оборудовать в холле вентилируемый «аквариум» для курения.
А теперь представим себе вместо элитных апартаментов обычные советские пятиэтажки и девятиэтажки. Лестничные площадки, куда некурящие жёны выгоняют курящих мужей. Где найдётся собственник, который выделит помещение, да ещё и оборудует его системой вентиляции? В одном случае из ста – найдётся. В остальных 99 в подъезде начнётся война между ревнителями нового закона и гражданами, которые курили у мусоропровода ещё во времена Брежнева.
Начальник просто закроет кабинетЗапрещено курить «на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях». С этим – проще всего. Кто-то потянется курить на улицу. Но начальники в кабинетах просто закроют дверь и покурят, благо вентиляция у них есть. А строители-ремонтники никуда не пойдут, просто покурят там, где работали.
Для тех, кто не смотрел «Невероятные приключения итальянцев…»Чтобы предоставить читателям удовольствие хоть в чём-то согласиться с авторами закона, отмечу: курение запрещено на автозаправочных станциях! Этот запрет – образец мудрости. Вот только причину, по которой на автозаправках не курят, понимает подавляющее большинство наших сограждан. Даже тот, кто не имеет машины, видел фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» и помнит, какой эффект производит непогашенный окурок, попавший в бензиновый резервуар. Так что борьба с курением тут, увы, ни при чём…
Из хирургии – в пульмонологию!
Запрещено курить и на территории медицинских учреждений. Насчёт поликлиник, это, конечно, правильно. Но в поликлиниках и без закона никто не курит. Сложнее с больницами. Пожилой профессор-хирург, перекуривший между двумя тяжёлыми операциями, – правонарушитель? Впрочем, хирург может перекурить после дежурства. Или покинув территорию больницы. А как быть больным? Пациенту на костылях, доковылявшему до ворот больницы и покурившему в январе, придётся переселиться из хирургического отделения в пульмонологическое – лечить пневмонию.
Отели. Переплюнули Европу…Запрещено курить «в помещениях для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания». И опять перед глазами – завсегдатай курортных отелей. Кто будет спорить: выйти из отеля южной звёздной ночью и покурить под платаном или пальмой не столько обидно, сколько приятно. Но лучше представлять себе не отель в Сочи, а гостиницу в Норильске, Иркутске, Магадане. В январе месяце. И попытаться понять, как поступит гражданин в командировке: выйдет на трескучий мороз или наплюёт на закон и покурит в номере.
Впрочем, даже в тёплых европейских странах немного отелей, свободных от курения. Большинство отельеров благоразумно делят номера на номера для некурящих и для тех, кто курит.
Кафе «Айболит» и бар «Бармалей»Курить запрещено «в помещениях для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков». Что касается рынков и бытовых услуг, с авторами закона можно согласиться: не стоит курить в доме быта или в торговом павильоне. Правда, как и в других случаях, авторы забыли, что во многих крупных и во всех маленьких городах России существуют рынки под открытым небом. Пасущиеся на них полицейские, может, и коррупционеры, но не звери, чтобы заставить тётю, простоявшую пять часов на морозе у стенда с трикотажем, погасить сигарету.
Идея избавить от табака общепит – бары, кафе, рестораны – пришла из Европы. Правда, как отмечают наши соотечественники, сменившие место жительства, кое-где уже на прежний тотальный запрет махнули рукой: сократились налоговые поступления. Может, присмотреться к чужим граблям, а не пробовать их на собственном лбу?
Понятно, что в маленькой пышечной курить не надо. Тем более в детском семейном кафе «Доктор Айболит». Но зачем одновременно с этим запретить курить в пивном баре «Бармалей», к которому дети и беременные женщины никогда не приближались на пушечный выстрел?
Авторы закона на обычном транспорте не ездят
Запрещено курить в поездах дальнего следования и на судах, находящихся в дальнем плавании, если они перевозят пассажиров. Тут автор закона, скорее всего, перепутал пассажирское судно с собственной яхтой. Запретил на яхте – и вся команда бросила бычки за борт. А вот отечественной железной дорогой он давно не пользовался. Разве «Сапсаном». Но кроме «Сапсана» в России есть маршруты на тысячи сибирских километров, когда в день предусмотрены лишь несколько остановок. Причём на иных полустанках поезд простоит две минуты. Впору за поездом посылать дрезину – подбирать тех, не сдал зачёт по скоростному курению.
И потом. Автор закона, создаётся впечатление, давно забыл, что главная его цель – защита некурящих. Но разве некурящим мешают люди, курящие в тесных тамбурах поездов дальнего следования?..
Закон также запрещает, точнее, подтверждает уже существующий запрет курить в самолётах и в городском общественном транспорте. Нововведением является то, что теперь будет запрещено курить на открытом воздухе, на расстоянии менее 15 метров от входа в железнодорожные вокзалы, аэропорты, станции метро, автовокзалы, морские и речные порты. И опять нашему герою – автору закона кажется, что всё будет просто. Возле входа в метро, автовокзал и аэропорт начерчена линия. Хочешь курить – отойди за неё, покури и вернись в здание. Но ему стоило бы прилететь обычным, экономическим классом хоть в Пулково, хоть в Шереметьево. И посмотреть на утомлённую толпу пассажиров, выходящих из аэровокзала и уже в дверях судорожно запихивающих в рот сигарету. Как бороться? Держать у выхода подразделение полиции, как будто приземлился самолёт с самыми отъявленными фанатами? Впрочем, сами полицейские в аэропортах привыкли курить прямо у дверей. Отодвинет их на пятнадцать метров разве что служба собственной безопасности. Да и то если её укомплектовать исключительно некурящими кадрами.
Кроме того, запрещено курить «на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда» пригородного сообщения. Если бы автор закона жил в России, то он усовестился бы составить такую формулировку. Пригородные платформы, особенно в условиях постоянной отмены электричек, используются не столько для посадки и высадки пассажиров, сколько для того, чтобы дождаться поезда. На десять станций с залом ожидания приходится сотня платформ, в лучшем случае с навесом. И кому воевать с теми, кто курит на платформах? Кондукторам-контролёрам? Им едва хватает сил отучить пассажиров от курения в тамбуре электрички. К тому же сопровождающая кондукторов охрана курит сама.
резюме
Это борьба не с курением, а с курильщикамиСуществуют законы, которые хорошо выглядят на бумаге, но, будучи принятыми, корректируются практическим применением: юридическими увёртками, исключениями-привилегиями, банальными взятками. Антитабачный закон стоит особняком среди законов со сложной судьбой – его просто не будут исполнять. Причём в массовом порядке.
Авторы нарушили один из основных законов педагогики – нельзя требовать того, что нельзя выполнить. Если ребёнку запретить одновременно мучить кошку, сморкаться в кулак и… моргать, он признает невыполнимыми все три пункта (включая первые два). А это грустно, потому что некурящие действительно нуждаются в защите. Вот только закон не защищает их. И даже не борется с курением. Он борется с курильщиками.
Социологические опросы показывают, что большинство россиян (в том числе некурящих) проявляют в этом вопросе элементарный здравый смысл: признавая, что вредную привычку наскоком не истребить, они считают, что во многих местах курение было бы достаточно ограничить, но не запрещать. Законодателям этого смысла не хватило. Они так и не поняли, что сказать «нииззя-а!» можно только трёхлетнему ребёнку. Взрослого человека надо убеждать.