Алкоголь – под контроль!

Через несколько месяцев в России начнут внедрять современную систему отслеживания спиртной продукции. Пока только на одном предприятии, но вскоре эта норма может стать обязательной для всего алкогольного бизнеса

 

Через несколько месяцев в России начнут внедрять современную систему отслеживания спиртной продукции. Пока только на одном предприятии, но вскоре эта норма может стать обязательной для всего алкогольного бизнеса

Более половины реализуемого в России крепкого алкоголя – подделки. Такие данные недавно озвучили представители сразу нескольких общественных организаций страны. Исследования проводились на основе информации правоохранительных органов, регулярно обнаруживающих партии контрафактного спиртного. Изменить ситуацию, уверены общественники, может только серьёзное повышение контроля качества выпускаемой алкогольной продукции. За основу они предлагают взять системы, давно с успехом применяемые в европейских странах. Как выяснил корреспондент «НВ», уже в начале осени такие инициативы могут поступить сразу в несколько региональных парламентов, а затем – и в Государственную думу.

– Антиалкогольная кампания в нашей стране фактически провалилась, – считает активист петербургского общества «Трезвость и развитие» Александр Петрунин. – Главная проблема ведь вовсе не в том, что у нас на каждом углу продаётся алкоголь, а в том, что он зачастую очень низкого качества, но при этом доступен по цене практически для всех. Но простое резкое повышение стоимости бутылки водки (как, например, это сделали в странах Скандинавского региона) ожидаемого эффекта в России не даст. Нам в первую очередь нужно заботиться о качестве, делать максимально прозрачным для потребителя процесс производства. Это позволит контролировать алкогольную отрасль. В странах Восточной Европы, близких нам по менталитету, внедрение такой системы позволило значительно снизить уровень бытового алкоголизма. В этом случае алкоголь дорожает не по указке сверху, а в процессе производства. Чем больше затраты на контроль качества, тем выше цена.

По словам Александра Петрунина, сейчас активисты собирают подписи за введение подобной системы на всех алкогольных заводах страны и свои предложения собираются передать в Законодательное собрание Петербурга через несколько месяцев, чтобы депутаты смогли рассмотреть инициативу на осенней сессии. Одновременно с такими же предложениями к своим парламентариям планируют обратиться общественные движения в Курганской, Орловской и Белгородской областях, а также Екатеринбурге.

– Думаю, что, узнав об этом, нас поддержат и в других регионах, – считает активист.

Что такое европейская система контроля качества алкоголя по-славянски, корреспондент «НВ» проверил лично, отправившись на завод «Фруко-Шульц», расположенный на юге Чехии. Российским потребителям его продукция не слишком известна, а вот в нескольких чешских регионах она занимает лидирующие позиции. Водку чехи традиционно употребляют мало, заменяя её различными настойками и ликёрами.

– У нас на заводе производится более двадцати различных напитков – ликёры, абсенты, настойки, а также большое количество различных фруктовых и ягодных сиропов, – рассказал директор предприятия Йозеф Ниедлы. – В Чехии весьма строгое законодательство в плане выпуска алкогольных напитков. Один из главных критериев – всё сырьё должно быть натуральным. Поэтому перед тем, как попасть в производство, сырьё попадает в нашу собственную лабораторию, где мы проверяем правильность заключения, сделанного поставщиками (они по правилам тоже должны перед отправкой на предприятие проверять его). Второй этап – анализ качества алкоголя во время подготовки купажа. Последний раз его проводят за день до того, как разлить продукт по бутылкам. Из подготовленной партии бутылок выбирают несколько перед отправкой в магазины и тоже тщательно проверяют. Если что-то не устроит эксперта или какие-нибудь параметры окажутся выше или ниже нормы – всю партию уничтожат.

Но главный нюанс, по словам пана Ниедлы, вовсе не в многоступенчатой схеме контроля, а в отслеживании судьбы каждой бутылки, которая уходит со склада. Для этого каждый паллет (деревянный поддон европейского стандарта, на которых транспортируют бутылки) маркируется специальным документом со штрих-кодом, в котором зашифрована информация о том, откуда и куда направляется партия алкоголя, где её произвели, из какого сырья и так далее. В случае форс-мажора по этому коду можно легко вычислить слабое звено в цепочке «поставщик сырья – производитель – продавец».

– Контролирующие государственные органы получают в свои руки действенный инструмент, с помощью которого можно определить, есть ли на полках магазина контрафакт, – уверен аналитик рынка спиртных напитков Марат Зайнуллин. – Если партия товара некачественная, можно отследить, где нарушили технологию. Но если в магазине проверяющим подсунут настоящий документ и «палёные» бутылки, это сразу же выяснится. На заводе докажут, что не производили эти напитки. В любом случае нарушителя найдут и накажут. В Европе штрафы за подобные нарушения очень серьёзные. Уверен, у нас этот метод тоже необходимо взять на вооружение.

– На наших заводах такая система тоже применяется, но в большей степени для того, чтобы отслеживать путь продукции внутри самой компании, всё же у нас производственная база намного больше, – сообщил корреспонденту «НВ» директор по развитию промышленной группы «Ладога» (один из ведущих производителей алкоголя в России) Руслан Григорьев. – Но мы пошли дальше и в ближайшее время внедрим систему, которая позволит в буквальном смысле слова отслеживать путь каждой бутылки от завода до покупателя.

Как рассказал Руслан Григорьев, на бутылках (для начала речь идёт о премиумной водке) станут размещать так называемые QR-коды, специальные изображения, позволяющие с помощью смартфона и доступной каждому программы моментально получить информацию о данной таре. На экране телефона покупатель сразу же увидит, где произведена бутылка, в какое время и в какой магазин отправлена.

– Конечно, внедрение подобных технологий ведёт к удорожанию конечного продукта, – продолжает Марат Зайнуллин. – А это значит, что водка на полках магазинов станет дороже, покупать её будут меньше. Это и есть реальная борьба с алкоголизмом и контрафактной продукцией. Но предприниматели здесь не пострадают. Потребление спиртного сократится, но доходы останутся на прежнем уровне, потому что повышение стоимости водки компенсирует уменьшение объёма продаж. Это выгодно всем – и государству, и бизнесу! Невыгодно только бутлегерам, потому что если внедрить такой метод маркировки тары на всех заводах, а не только на «Ладоге», то любая бутылка водки или коньяка без квир-кода на полках магазинов автоматически станет «палёной». Конечно, потребитель не станет её покупать, да и сами торговые точки вряд ли согласятся выставлять у себя такую продукцию.

Впрочем, до возможного введения новых правил маркировки бутылок должно пройти ещё как минимум полтора-два года. Если наши депутаты поддержат инициативу общественников, для того чтобы стать общероссийским законом, ей предстоит ещё пройти три чтения в Госдуме.

 

мнение

Виталий Милонов, глава комитета по законодательству Законодательного собрания Петербурга:

– Мы обязательно поддержим инициативу горожан, если они предложат депутатам внести в Госдуму предложение об обязательной маркировке квир-кодами всей выпускаемой в стране алкогольной продукции. Городской парламент со своей стороны вообще готов поддерживать любое предложение, направленное на то, чтобы с полок магазинов исчезла контрафактная водка. Другое дело, что в этом должны быть заинтересованы и производители спиртного. Иначе переломить ситуацию будет очень сложно.

Я бы пошёл дальше и предложил более жёсткие меры борьбы с «палёнкой». Например, создал бы специальный открытый реестр жалоб, чтобы горожане, сообщающие о точках, где продают контрафактный алкоголь, могли бы онлайн в реальном времени отследить, проверил ли кто-то торговую точку, какие санкции применены к её владельцам. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.