Ломать и строить
В Сыктывкаре готовы начать полномасштабную кампанию по сносу ветхих деревянных домов
В Сыктывкаре готовы начать полномасштабную кампанию по сносу ветхих деревянных домов
Совет Сыктывкара принял муниципальную программу, призванную снять одну из острейших головных болей местной власти. Это проблема ветхих деревянных жилых домов, до сих пор составляющих почти пятую часть всего жилого фонда столицы Коми. И решить её не могут уже чуть ли не полвека.
Сейчас приезжим сразу бросается в глаза: Сыктывкар – город контрастов, где с ультрасовременными сооружениями соседствуют убогие домишки. Главная проблема в том, что они портят не только архитектурный облик столицы внешне благополучной Республики Коми, но и жизнь их обитателям. Весной сквозь потрескавшийся потолок капает талая вода, подгнившие полы проваливаются, фундамент плывёт, трескается канализация, отчего запах нечистот распространяется по всему дому. Отчаявшиеся жильцы пишут жалобы во всевозможные инстанции, подают иски в суд, выходят на митинги, а иногда просто пишут краской на своих развалюхах: «SOS, спасите наши души».
Нельзя сказать, что муниципальные власти их совсем не слышат. Они вынуждены принимать порой запоздалые меры хотя бы потому, что все судебные процессы по ветхим аварийным домам городская администрация проигрывает. Но средств на переселение нескольких тысяч горожан у неё просто нет.
В последние годы, после того как заработал федеральный Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ситуация начала медленно меняться. Пять лет назад в отдалённом местечке Кочпон-Чит начато строительство целого микрорайона малоэтажной застройки. Туда, в недорогие социальные квартиры, потихоньку переселяют жильцов из тех самых развалюх.
Но и здесь всё пошло совсем не гладко. Как было заявлено на заседании коллегии республиканского министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, в 2010 году программа переселения из ветхого и аварийного жилья в Сыктывкаре провалена из-за того, что подрядчики не успели вовремя сдать необходимый по этой программе дом в том самом местечке Кочпон-Чит. А из-за этого республика чуть не лишилась федеральных средств по программам 2011 и 2012 годов.
Сейчас ситуация не лучше. Коми попала в число 42 субъектов Федерации, которым Фонд ЖКХ приостановил полностью или частично выделение средств из-за нарушений условий сотрудничества. Как и другим регионам, республике дан четырёхмесячный срок на исправление, после которого будут изыматься все выделенные деньги, в том числе уже потраченные на исполнение программ фонда.
Впрочем, полностью проваленным этот проект назвать нельзя. Как недавно сообщил глава Коми Вячеслав Гайзер, за последние 3 года переселены более 2000 человек из 194 аварийных многоквартирных домов. Но это по всей республике, а в одном только Сыктывкаре нуждающихся в срочном улучшении жилищных условий в несколько раз больше. Притом что в столице Коми за два года удалось снести всего чуть более двух десятков ветхих домов.
Но на этом же заседании было заявлено, что в 2013–2015 годах предполагается кардинально решить вопрос с жильём, признанным аварийным. На эти цели за ближайшие три года будет направлено около 5 миллиардов рублей. Впрочем, опять же – это на всю республику. Поэтому власти Сыктывкара, чтобы ускорить решение проблемы, намерены пойти и другим путём. При поддержке республики муниципалитет разработал пилотный проект по созданию современных кварталов со сносом двухэтажных деревянных жилых домов.
Суть его заключается в следующем. В городе определили шесть участков, на которых расположено более 220 деревянных двухэтажных домов различной степени благоустройства. Эти территории будут выставлены на аукцион. Победитель будет обязан предоставить жильцам новые квартиры или деньги на их покупку. Земля после переселения перейдёт в собственность застройщика. Проект муниципальные власти намерены реализовать за пять лет, переселив за этот срок свыше 6000 человек из более чем 2000 квартир.
Идея выглядит заманчиво, но перспективы её реализации вызывают вполне здоровый скепсис, учитывая провалы прошлых лет. Кроме того, ещё неизвестно, как поведут себя жильцы старых развалюх. Ведь они могут не согласиться на переезд из центра города на окраину, или их не устроит выкупная цена.
Но в любом случае что-то делать надо. Сыктывкар вступил в двадцать первый век с целыми участками домов, напоминающими трущобы века девятнадцатого. Может, хотя бы к началу третьего десятилетия нового века столица Коми обретёт более или менее современный вид.
прямая речь
Иван Кызьюров, житель деревянного дома по Октябрьскому проспекту Сыктывкара:
– Я бы очень хотел, чтобы кто-нибудь из чиновников пожил в нашем доме, понюхал запах кислой капусты и, извините за выражение, дерьма, которое прёт из всех щелей. И пусть каждый день поднимается к себе домой по скрипучим лестницам, которые держатся на честном слове. Это не дом, а позорище! Вот бы мэра сюда поселить.
Иван Поздеев, глава администрации Сыктывкара:
– Наш проект – это комплексный подход к территории, микрорайонная застройка. Но полностью рыночным его признать нельзя, потому что застройщики сами по себе без помощи государства на эти проекты не идут. Снос двухэтажных восьми- и двенадцатиквартирных домов и строительство на их месте новых в чистом виде на рынке не действует. Мы несколько раз считали и пересчитывали вместе со строительными компаниями, и каждый раз убеждались, что они оказываются в убытке. А мы всё-таки не Москва, которая может себе позволить даже пятиэтажные хрущёвки сносить и строить новые дома на их месте. Без государственного вмешательства нам не обойтись.
история вопроса
Лишь богатые купцы жили в кирпичных домахДореволюционный Усть-Сысольк (так тогда назывался Сыктывкар), как и большинство небольших городов России, был по преимуществу деревянным. Только церкви и одно-двухэтажные дома богатых купцов возводились из кирпича.
Первые десятилетия советской власти если и изменили облик города, то скорее в худшую сторону. Каменные церкви посносили, а взамен партийная верхушка построила для себя несколько четырёхэтажных кирпичных домов в стиле «сталинского ампира», а также небольшой корпус пединститута и величественное, с колоннами, здание республиканского НКВД, в подвалах которого пытали и расстреливали «врагов народа».
Большая часть жителей либо обитала в собственных крепких срубах, либо ютилась в двухэтажных деревянных постройках барачного типа.
Настоящий строительный бум начался в столице Коми АССР в 60-е годы прошлого века и был связан со строительством Сыктывкарского ЛПК – крупнейшего в Европе целлюлозно-бумажного комбината. В городе появились новый Эжвинский район и несколько микрорайонов с большими девяти- и двенадцатиэтажными домами, ничуть не уступающие московским новостройкам. Но на других окраинах и даже в самом центре города деревянные дома продолжали потихонечку гнить и приходить в негодность…
между тем…
Цены квартир почти как в ПетербургеНа заседании республиканского правительства Иван Поздеев заявил, что в Сыктывкаре в четвёртом квартале 2012 года цена одного квадратного метра жилья в среднем составила 57 тысяч рублей. При этом в центре города эта цифра достигает 80 тысяч. В сравнении с другими столицами субъектов Федерации Северо-Западного региона Сыктывкар по стоимости жилья выглядит как самый дорогой город, уступая лишь Петербургу. Сыктывкарский градоначальник объясняет повышение цен на квартиры в последнее время тем, что предложения не поспевают за спросом, который стимулируют власти республики. Тем более что после кризиса 2009 года многие строительные предприятия обанкротились.