«Никогда не сомневался, что буду на сцене»
Накануне своего юбилея Юрий Охочинский рассказал «НВ», почему не стал футболистом и кто предсказал ему карьеру певца
Накануне своего юбилея Юрий Охочинский рассказал «НВ», почему не стал футболистом и кто предсказал ему карьеру певца
Завтра петербургский певец отмечает 55 лет. К этой дате приурочен его сольный концерт, который состоится 20 апреля в Театре эстрады, и выпуск нового альбома «История моей любви».
К Юрию Охочинскому накопилось много вопросов. Один из них: почему он, обладающий уникальным бархатным баритоном, не взмыл в своё время на вершину славы, а выбрал какой-то особый путь на эстраде, в стороне от торных дорог других звёзд? Кто его слушатели? Какие истины хочет донести до них певец? Беседа с Юрием Владимировичем, состоявшаяся в перерыве между телеэфиром и последними праздничными приготовлениями, записана как монолог. Вопросы оказались в ней лишними…
Улица родная – Моховая
– С нетерпением жду очередной встречи с моими зрителями. Что буду петь в этот день? Всё, что люблю, чувствую и понимаю. Обязательно будут романтические баллады, попурри из песен «короля Элвиса», новые произведения. Например, «История моей любви», давшая название альбому. Она входит сейчас в горячую ротацию «Дорожного радио». Ещё одна песня называется «В кафе на Моховой».
Моховая – моя родная улица, на которой я провёл всё своё студенческое время, здесь прошла моя юность, здесь я познакомился с моими друзьями по институту. Я окончил ЛГИТМИК в 1980 году. После занятий мы, голодные (как все студенты во все времена), собирались в одном из кафе на Моховой. В паузе между актёрским мастерством, фехтованием и, допустим, танцами шли выпить кофе (он был дешёвым и невообразимо вкусным!). Много там чего происходило – встречались с девушками, разговаривали с друзьями, влюблялись, переживали…
Вот об этом и получилась песня-воспоминание. Вообще к воспоминаниям надо относиться бережно и осторожно. В прошлое нельзя погружаться слишком глубоко. Сегодняшний день важнее. Я однажды нырнул в свою юность студенческую с головой – и зря. Не мог песню допеть до конца – сорвался голос, и я расплакался в студии на финальной ноте.
Заниматься музыкой никто не заставлял– Я почему-то никогда не сомневался, что буду на сцене. Музыка звучала в доме всегда, сколько я себя помню. Моя бабуля великолепно играла на фортепиано – именно она была моим первым учителем музыки, мама моя тоже очень музыкальный человек, отец – актёр. Слух обнаружился у меня в раннем детстве. Голос? Вообще-то мне рассказывали, что, когда меня крестили, я так орал, что батюшка удивился и сказал: «Певцом будет!» Пел в музыкальной школе, в хоре мальчиков. Тогда у меня был чистый звонкий альт. Все профессионалы, кто меня слышал, предрекали, что я буду тенором. Но я тогда увлекался Фрэнком Синатрой, Элвисом Пресли, Нэтом Кингом Коулом, Томом Джонсом. Мне нравилось, как они звучали. И когда началась мутация голоса – а она была долгая и тяжёлая, – я бегал по берегу Финского залива и кричал: «Господи, ну дай ты мне такой же голос, как у них!»
Пусть вам не покажется это нескромным, но я уверен, что меня услышали. Подарили баритон. Чему я был безмерно рад.
Помню, в какой-то момент я захотел быть футболистом. Но однажды мне мячом заехали по лицу. Было так больно, что спортсменом я становиться сразу как-то расхотел. К тому же понял, что это может отразиться на внешности: что скрывать, артисты ведь все нарциссы в той или иной степени.
Тиль Уленшпигель и рок-гонщик– В 8 лет я вышел на сцену в роли пажа в спектакле по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене». Но театр меня не увлёк. Я – одиночка. Не люблю коллективное действо.
После института меня звал в Театр музкомедии сам Владимир Егорович Воробьёв, легендарная в Ленинграде личность, к которому я относился с благоговением. Я раздумывал. Говорил: «Владимир Егорович, оперетта – это не моё». А он отвечал: «Мы будем ставить мюзиклы!»
Мюзиклы – другое дело. И я какое-то время колебался. Но всё-таки не пошёл. И хорошо – потому что Владимиру Егоровичу оставалось работать ровно год. Потом его сняли. .
Вот так не сложилась моя песня с театром. Что оставалось? Только петь. Какое-то время я работал в «Рок-опере» у «Поющих гитар». Сыграл Тиля Уленшпигеля в опере «Фламандская легенда», советского супермена Леднёва в опере «Гонки». Но её запретили. А больше ничего не происходило. И, не увидев дальше никаких горизонтов, я понял, что пора начинать сольную карьеру.
Постойте, ромалэ!– Это было, когда я учился только на первом курсе, весной. Сидел на скамейке в Летнем саду, готовил домашнее задание – этюд. Мимо шли цыгане. Одна цыганка остановилась и долго-долго на меня смотрела и вдруг высказалась: «У тебя, парень, будет успех. Но очень поздно». Они уже скрылась, а я только опомнился. «Эй, ромалэ, – закричал. – Какой успех? Почему поздно? Когда именно?» Но их и след простыл…
В 1990-е годы наступило время, которое все, не только я, вспоминают с некоторым содроганием. Людям было не до музыки и не до театров; из всех искусств остался только телевизор и та музыка, что из него лилась тогда, – бр-р… Песни тех лет почти все без мелодий и с сомнительными рифмами. Почему? Да просто повсюду в стране, в том числе и на телевидении, начался бандитский беспредел. С нас, профессиональных артистов, музыкантов и певцов, стали требовать деньги за эфир. Ты приходишь к редактору, а тебе говорят: «Плати!» Помню, была такая программа «Парад парадов», я принёс им, радостный, свои песни, а мне говорят: «Десять тысяч долларов». – «За что?» – «За то, что мы вас поставим в эфир…»
Эстраду делали спонсоры. Когда я понял это, тоже попытался найти себе менеджера – ну невозможно было жить в той стране и не играть по тем правилам. Но спонсоров уже всех поделили. К тому же музыку заказывали москвичи, а в столице питерских не любили. Один известный человек сказал: «Юра, вот если бы ты был наш!.. Может, переедешь? Тогда я бы нашёл деньги».
Но становиться москвичом я не планировал. Хотел жить и петь в родном городе.
Молодость – недостаток, который быстро проходит– Моя первая песня называлась просто – «Музыка». Помню, как мы снимали клип: я шёл вдоль канала Грибоедова, мимо Казанского собора, и пел. Скромная съёмка – никаких спецэффектов. К сожалению, ролик не сохранился.
Успех пришёл со следующей песней, которая называлась «Не расстались мы», это был 1983 год. Однажды мне мама рассказала, что ехала в трамвае и услышала, как две женщины обсуждают мой голос. Одна говорила: «Интересно, сколько ему лет?» Вторая отвечала: «Тридцать пять – сорок, должно быть…» Мама, конечно, тайны моей не раскрыла.
Меня в то время по голосу воспринимали как вполне взрослого мужчину. Было несоответствие между вполне оформившимся баритоном и внешностью юного Ромео. Меня и на телевидение выпускать из-за этого не хотели. Только лет через десять равновесие восстановилось. И я много раз слышал изумлённые возгласы в свой адрес: «Какой молоденький!»
Увы, сейчас уже этого не говорят (смеётся).
Звёзды, сделанные из табуреток– Один известный продюсер хвастался, что может сделать звезду из кого угодно, хоть из табуретки. Нужна подходящая внешность, профессиональная техника и… скандал.
Когда-то мы тоже, бывало, безобразничали. Помню, меня не пускали куда-то, и я постарался доказать швейцару, что он не прав. Но тогда это осуждалось: Охочинский – хулиган! Недавно мне сказали: «Давайте придумаем что-то, а то неинтересно. Может, в фонтан кого-то бросите?» Я расхохотался: где же вы были раньше? Мы с фонтанами теперь существуем вполне мирно. Я стал старше, и теперь меня интересуют другие вещи. Творчество, например. Плохо тому, кто думает, что молодость не кончается. Старики, которые шалят, – нет зрелища более жалкого…
Музыку в студии сейчас записывают фразами. Один и тот же кусок перепевается тысячи раз, и песни склеены из мелких фрагментов. Звукозаписывающая аппаратура сейчас такая, что зазвучит любой, даже тот, у кого нет голоса. Вот почему запели балерины, фотомодели, даже парикмахер Зверев. Он признался в одном из интервью: «Уметь петь необязательно. Главное – хорошо выглядеть». Увы, я с ним согласился. Народ сейчас слушает глазами. Но, к счастью, далеко не все.
Мой метод записывать песни – несовременный. Иногда в студии, где меня ещё не знают, спрашивают: «Вы с какого куплета начнёте? С первого или с последнего?» Я говорю: «Не, ребята, давайте сразу всё – от начала и до конца». Мне же надо войти в песню, как в реку, я не могу петь с конца. Откуда эмоции тогда взять? Ведь они развиваются по своим законам – рождаются, набирают силу, затихают. Петь по-другому я не могу.