Экономика сосисок

Сегодня один и тот же товар на лотке калининградского уличного торговца гораздо дешевле, чем в супермаркете. Но долго ли ещё крупные продавцы будут оставаться такими же жадными?

Сегодня один и тот же товар на лотке калининградского уличного торговца гораздо дешевле, чем в супермаркете. Но долго ли ещё крупные продавцы будут оставаться такими же жадными?

Чтобы понять, какова модель участия России в ВТО, достаточно приехать в Калининград. В янтарном крае давно реализуется эксперимент по работе в условиях даже более жёстких, чем режим ВТО. Потому что, согласно федеральному закону об особой экономической зоне, принятому в 1996 году, все импортные товары, ввезённые в наш регион для внутреннего потребления, были освобождены от таможенных платежей и НДС. Зарубежные производители получили односторонний доступ на наш рынок. При этом никаких зеркальных преференций бизнесу области в Старом Свете предусмотрено не было. Импортно-льготное наваждение завершится, как то предписывает закон, в 2016 году. Тем не менее уже сегодня можно спокойно разобраться в хитросплетениях ценообразования, с которым мы, потребители, сталкиваемся каждый день. И заодно ответить на вопросы: почему импортные продукты стоят дешевле отечественных, а нелегальная уличная сеть составляет серьёзную конкуренцию гипермаркетам?..

Каждый калининградец может купить сосиски местного производителя или импортные, причём как в супермаркете, так и на улице. Из чего же складывается цена? Уличный, чаще всего теневой, предприниматель-челнок едет в Польшу, где в супермаркете приобретает разрешённые 50 килограммов товара. Кроме расходов на эту покупку, он тратится на бензин и страховку, время на поездку и реализацию товара. Несёт рисковые издержки, сопутствующие его деятельности: то на таможне изымут излишек, то не в меру бдительная полиция составит протокол. Да и процесс сбыта спокойным не назовёшь. Челноку приходится то и дело переезжать с места на место, время от времени вступать в неприятные переговоры с контролирующими органами. А ещё – платить адвокату, который обращает административное правонарушение в непонятный поступок: «мол, стоял человек возле открытого багажника с продуктами, обсуждал их достоинства с прохожими». В итоговом сальдо на пути от зарубежного супермаркета к потребителю маржа, покрывающая все издержки, включая гонорар частника, составляет обычно 20–40 процентов. При этом в цену входит и НДС страны происхождения, и торговая наценка сети, в которой приобретались продукты. Понятно, что такой продавец не платит налогов и пошлин, но и положенные законом преференции обходят его бизнес стороной.

На прилавке супермаркета те же импортные сосиски подскакивают в цене, по сравнению с соседней Польшей, когда на 50, а когда и на 100 процентов. Откуда же такие цены в магазинах?

В прошлом году эксперты лаборатории антикоррупционной политики и Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси интернешнл – Россия» провели исследование «Коррупция в молочной отрасли и оценка её влияния на стоимость молока». Выяснилось: система «бонусов», то есть различных откатов со стороны поставщиков для внедрения продуктов в ту или иную торговую сеть, составляет от 15 до 22 процентов от стоимости товара. Поставщиков средних объёмов такая цена, которую надо заплатить, чтобы твой товар попал на полки супермаркета, попросту отпугивает. Средний оптовик машет рукой и не работает с ритейлерами. А куда деваться производителям?

Производства платят налоги, несут издержки, связанные с тем, что надо соответствовать требованиям большого количества контролирующих органов. И затраты на это значительно выше, чем у конкурентов за рубежом. Кроме того, предприятию необходимо продать товар, поэтому оно идёт в сети и сталкивается с тем, что описано выше. Сказываются ли поборы контролёров и администраций супермаркетов на отпускной цене производителей? Ответ понятен. Иные предприятия пытаются найти выход из положения, создавая собственную сеть реализации, но это только отсрочка, а не решение проблемы.

Европейские сети уже прошли испытание жадностью. До откатов на загнивающем Западе дело не доходило, но был период, когда магазины держали солидную наценку, пока не осознали – продавать дешевле выгодно. Поэтому, глядя на их опыт, видно, что теневая торговля, да и в большинстве малые торговые формы прекратили там своё существование, не выдержав конкуренции с торговыми сетями, где товар дешевле и качественнее.

Так что нынешние явления в торговле – проявление глобальных процессов, от которых наши сети и производители раньше были защищены границами, таможенными барьерами и статичностью россиян. Но всё течёт и всё меняется, а потому тот, кто проигнорировал новые тенденции, рискует оказаться на задворках рынка. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.