Гимн любви в жёсткой фактуре
В Музее современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ открылась выставка петербургского художника Юрия Штапакова «Алтарь Афродиты»
В Музее современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ открылась выставка петербургского художника Юрия Штапакова «Алтарь Афродиты».
По периметру овального зала – более десятка картин, это обнажённые женские тела – чёрно-белые, контрастные, будто перекликающиеся с ню из журналов 1970-х годов «Чешское фото». Ровно посередине пространства – параллелепипед из оцинкованного железа (любимый материал Штапакова) – это и есть алтарь, а может быть, по выражению искусствоведа Андрея Хлобыстина, «некий ящик Пандоры», в котором и скрыта тайна Афродиты, её манящая сила.
«Алтарь» исписан рядами высказываний, в которых высокое мешается с низменным, и остаётся только догадываться, что и в каком сочетании на самом деле вызывает эмоции у мужчины при разглядывании женского тела.
– Это выставка стильная, концептуальная, в ней читается преклонение художника перед богиней любви Афродитой, и это высказывание художественно сильное, – сказала, открывая выставку, директор музея, профессор Татьяна Юрьева.
В каждой картине сделан акцент на жёсткую фактуру: на телах мы видим то ряды цифр, то букв, взятых из кнопок пишущей машинки, то металлическую проволоку, то верёвку или инвентарные железные номерки. Картина «Наташа» равномерно покрыта розочками, будто срисованными с поздравительных открыток. Почему определённым женским силуэтам соответствует тот или иной «слой» символов, знаков, сам художник объяснить не может.
– Для меня самого многое из того, что я делаю, так и остаётся загадкой, меня манит форма, предмет, я нагружаю его смыслами, которые выходят из моей памяти, из того багажа знаний и наблюдений, который копится всю жизнь, – говорит Юрий Штапаков. – Объяснять своё искусство я не люблю, пусть каждый зритель находит в нём свой смысл и свой ключ к вскрыванию каких-то личных эмоций.
Несмотря на брутальность цвета, форм и инвентарный подход, по общему признанию, художник представил романтический проект, и, по выражению куратора выставки Дмитрия Пиликина, Штапакову удалось создать свой «радостно-чувственный, весенне-бездумный храм любви».