«Прорыв… по-пластунски»
В государственной программе развития Калининградской области на ближайшую семилетку специалисты не увидели ни конструктива, ни перспективы
В государственной программе развития Калининградской области на ближайшую семилетку специалисты не увидели ни конструктива, ни перспективы
Принятая государственная программа развития Калининградской области, по мнению многих экспертов, не оставляет региону шансов для экономического роста и может даже привести к коллапсу. А ведь главная цель документа была как раз найти новые стимулы для роста.
Дело в том, что уже через 3 года прекращается действие льготного таможенного режима, прописанного в законе «Об особой экономической зоне». Именно эти преференции на протяжении многих лет давали возможность российскому анклаву развиваться, несмотря на оторванность от остальной территории страны. Ведь без них калининградская продукция становилась бы неконкурентоспособной из-за своей дороговизны.
Неудивительно, что во время подготовки этого жизненно важного для янтарного края документа вокруг него развернулись нешуточные баталии, о которых не раз рассказывало «НВ». Причём объектом диспута были как закладываемые в него цифры, так и сам факт необходимости появления целевой программы. Ведь многие калининградские политики уверены, что области требуется специальный закон, закрепляющий особые льготы, и губернатор обязательно должен иметь статус министра правительства РФ.
Споры об эксклюзивности области прекратил первый вице-спикер Государственной думы Александр Жуков, заявив в ноябре прошлого года, что в столице в отношении анклава может быть принята только целевая госпрограмма, и рассчитывать на что-то иное не стоит. С точки зрения Москвы, в каждом субъекте России можно отыскать свои особенности и сложности, а принятие закона в отношении одной области станет дурным примером для других.
– Калининграду предложили замечательный карт-бланш, – считает кандидат экономических наук Сергей Дроботов. – Обоснуйте свои предложения и получите по ним гарантированные средства. Госпрограммы для субъектов – это вообще нерядовое явление. Насколько мне известно, существуют на данный момент только два таких генеральных плана развития, подтверждённых федеральных финансированием. Это Дальний Восток и Калининград.
Однако в отношении обоснований направлений развития и объёмов необходимого финансирования команду Николая Цуканова ждал, по мнению многих специалистов, откровенный провал. Изначально в проекте программы, разработанной в недрах областного правительства, значилась цифра в 647 миллиардов рублей. Как пояснял губернатор, в приведённом перечне мероприятий не было ничего лишнего, а указано финансирование более 2000 жизненно необходимых для области объектов. Оппоненты в голос возмущались: проект вообще трудно назвать программой. Простой перечень мероприятий, причём не связанных между собой, при реализации которых всё равно непонятно, по какому пути и за счёт чего далее будет развиваться янтарный край. С лёгкой руки уважаемого в регионе политолога Владимира Абрамова составляемый в тайне от общественности проект получил достаточно язвительное определение «набор хотелок».
В декабре 2012 года, перед самой отправкой набора в Минрегион России, область умерила аппетит, снизив объём запрашиваемых потребностей сразу в полтора раза – до 447 миллиардов рублей. Однако в итоге принятый в конце марта документ превзошёл прогнозы самых неисправимых пессимистов. В подписанной премьером правительства России Дмитрием Медведевым госпрограмме запрашиваемые цифры оказались снижены… на порядок.
– Совершенно неудивительный итог, – пояснил корреспонденту «НВ» региональный лидер «Гражданской платформы», депутат областной думы Соломон Гинзбург. – Если местное руководство называет подписанный документ прорывом, то это прорыв по-пластунски. Просили почти 450 миллиардов, в итоге получим чуть более 50 миллиардов, и то с целым рядом оговорок и вопросов.
По мнению народного избранника, составители допустили качественный ляп в самом начале своей работы. Ведь проект совершенно не связан ни с федеральным законом «Об особой экономической зоне», ни с действующими в области целевыми программами, которые по вине региональных властей идут с большими потугами и задержками.
– И даже не стыкуется со стратегией развития края, – возмущается депутат, – которую в своё время огласил сам действующий губернатор. Поэтому тотальный секвестр неудивителен. Как в старом анекдоте, удава решили наказать и отрубили хвост по самую голову.
Между тем Николай Цуканов считает принятый в столице документ своей победой и пытается убедить в этом жителей области. По мнению губернатора, утверждённые цифры – минимальные потребности региона, оставшиеся дополнительные бонусы не заставят себя ждать, а объём частных инвестиций, благодаря принятой госпрограмме, в ближайшие три года составит 332 миллиарда.
– Игра цифр при немалой доле лукавства, – прокомментировал эту позицию Сергей Дроботов. – При чём тут программа и уже давно запланированные деньги на строительство атомной станции в размере 183 миллиардов? Поддержка автокластера и аналогичные ранее утверждённые отдельные проекты? Всё это работало и без утверждённого документа. Но самое печальное не цифры, а полное непонимание: за счёт чего область компенсирует себе в 2016 году потерю таможенных преференций?
Между тем, если внимательно изучить текст госпрограммы, можно усомниться и в гарантированном получении уже в мыслях освоенных калининградским правительством траншей. Большая часть утверждённой программы носит рекомендательный характер, и, судя по документу, твёрдо и бесповоротно федеральный центр на себя берёт обязательства на перечисление менее 20 миллиардов рублей.
У сторонников нынешнего руководителя региона есть на этот счёт свои аргументы.
– Нельзя сказать, что результатом можно быть довольным, – пояснил корреспонденту «НВ» сенатор Калининградской области Николай Власенко. – Но если бы Калининграду за его «анклавность» перепало 447 миллиардов, другие регионы не поняли бы центр. Другое дело, что надо продолжать биться и отстаивать цифры. И такая работа ведётся каждый день, каждый час. Ведь немало скептиков утверждали, что мы пролетим мимо чемпионата мира по футболу. Тем не менее всё у нас получилось. Так что давайте посмотрим, что выйдет в сухом остатке.
А сухой остаток уже сегодня выглядит действительно усохшим. Цифры наглядно демонстрируют: команда предыдущего губернатора Георгия Бооса при утверждении семилетней программы региона сумела добиться в столице получения федеральных траншей на сумму 58,1 миллиарда рублей. В перспективе нынешней семилетки, прописанной при Николае Цуканове, западной губернии, несмотря на существующую инфляцию, предстоит побороться за право получения более скромной суммы.
прямая речь
Павел Фёдоров, кандидат экономических наук, депутат областной думы и автор самого интересного регионального инвестиционного проекта «Рыбная деревня»:
– Не стоит паниковать и тем более ёрничать. Пусть пока область добилась меньше ожидаемого, это же не вступительный экзамен. Есть возможность поработать в отдельных министерствах, обосновать цифры и убедить в правильности своих позиций. Региону уделяется достаточно большое внимание в столице, и можно не сомневаться, что любая рациональная идея и предложение будут услышаны. Давайте дождёмся не утверждённых цифр, а того, что будет получено и освоено. Надеюсь, по факту всё будет выглядеть гораздо позитивней.
тем временем…
Координатора федеральных денег арестовали за откат
Ещё одно событие, напрямую касающееся перспектив выделения области средств госбюджета, произошло в конце прошлой недели. В своём рабочем кабинете был арестован председатель аукционной комиссии конкурсного агентства Валентин Айвазян, в прямые обязанности которого входила координация денежных потоков и организация торгов по федеральным целевым программам. Чиновник был задержан за откат в 4,4 миллиона рублей, который получил от одной из фирм за недопущение к тендеру по строительству детского сада других претендентов.
– Подозреваемый, используя служебные полномочия, на этапе рассмотрения заявок других организаций на участие в аукционе принял меры к их отклонению. В итоге победителем аукциона стала строительная фирма, чьи интересы лоббировал Айвазян, – пояснили корреспонденту «НВ» в региональном следственном управлении, добавив, что в ходе расследования обязательно всплывёт ещё несколько аналогичных эпизодов.
Вопросы о нереальной стоимости строительства детских садов, в полтора-два раза превышающей стоимость возведения аналогичных проектов в России, систематически задавались в прессе губернатору Николаю Цуканову. Несмотря на обещания главы региона разобраться в странном ценообразовании, тендеры по освоению федеральных денег проходили в янтарном крае регулярно, а стартовые цены практически не менялись. Теперь очевидно, что в накладные расходы на строительство закладывались и банальные откаты. Вопрос только в том, захочет ли федеральный центр посылать средства в регион, где деньги не распределяют, а пилят?