«Мариинка поднялась на новую ступень»
Главным событием майских праздников стало долгожданное открытие второй сцены Мариинского театра, на котором побывали корреспонденты «НВ»
Главным событием майских праздников стало долгожданное открытие второй сцены Мариинского театра, на котором побывали корреспонденты «НВ»
Как и приличествует событию подобного уровня, торжественное открытие собрало самых высоких гостей. Осмотреть новую сцену приехал лично президент России Владимир Путин, поздравивший художественного руководителя – директора театра Валерия Гергиева с юбилеем. Знаменитому дирижёру в день открытия Мариинки-2 исполнилось 60 лет.
Президент прошёл по зданию в сопровождении маэстро, оценив «абсолютно неудержимую энергию художественного руководителя» театра.
– Мариинка за эти годы не только не утратила своего блеска, но и поднялась на новую ступень своего развития, – сказал президент. – Мариинка сохранила все лучшие традиции русского музыкального театра и, безусловно, их развивает. 760 представлений в год, и каждое из них – на уровне эталонного качества мирового уровня. Такого не делает, наверное, ни один творческий коллектив в мире. Конечно, это в известной степени работа на износ, но эта работа очень многое даёт для развития творчества и развития музыкального искусства в нашей стране, за что мы бесконечно благодарны и самому маэстро Гергиеву, и всему коллективу Мариинского театра.
Владимиру Путину показали праздничную гала-программу, в которой приняли участие звёзды театра и артисты из-за рубежа. Динамичную, лаконичную и по-европейски милую гала-постановку осуществили режиссёр Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин. Номера шли один за другим, и каждый – в своих декорациях, что стало возможно благодаря смене платформ, отъезжавших в стороны.
После стремительного видеоролика о полёте бриллианта (вероятно, «сбежавшего» из люстры фойе новой сцены) по коридорам и залам нового здания под звуки «Монтекки и Капулетти» Прокофьева публика увидела на сцене… зрительный зал исторического здания Мариинского – его выстроенную копию. Сцена словно соединяла старое и новое здания, символизируя связь времён, а балерины танцевали посредине.
Связь времён и поколений была и в том, что честь выступать на открытии получили не только заслуженные и народные артисты, но и молодёжь – детские хоры Мариинского театра и ВГТРК «Петербург», хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки (они, стоя в «ложах», исполняли Ave Maria Баха – Гуно), а также учащиеся младших классов Академии русского балета имени А.Я. Вагановой («Этюды» Черни).
Концерт проходил легко, с задором: Ильдар Абдразаков, не переставая петь арию дона Базилио из «Севильского цирюльника», помог вывезти на авансцену рояль сменявшему его Денису Мацуеву. Анна Нетребко в роли Церлины кокетничала сразу с несколькими донжуанами, предлагавшими ей букеты алых роз один другого больше, – Алексеем Марковым, Михаилом Петренко, Рене Папе, Ильдаром Абдразаковым и даже... Пласидо Доминго, «внезапно» оказавшимся вместо Гергиева за дирижёрским пультом.
Позже маэстро в беседе с корреспондентом «НВ» подчеркнул:
– Это номер-сюрприз, Пласидо Доминго давно дирижирует этим оркестром, мы с ним очень близкие и давнишние друзья. Первый приезд Доминго в Петербург состоялся в далёком теперь 1992 году, когда никто сюда не ездил. Новой России было несколько месяцев. Он первым приехал из мегазвёзд и поддержал нас тогда.
В гала-концерте Доминго вышел на сцену лишь однажды – исполнить арию Зигмунда из оперы Вагнера «Валькирия». А в полной мере насладиться его вокальным и артистическим талантом петербуржцы смогли в спектакле «Набукко» несколько дней спустя, на главной сцене театра.
Этот спектакль вошёл в череду ярких событий, приуроченных к открытию нового здания. Также среди них было выступление Анны Нетребко в опере «Иоланта», балет «Драгоценности» с Екатериной Кондауровой и Ульяной Лопаткиной, «Симфония до мажор. Болеро» с Дианой Вишнёвой на новой сцене, а выступление Юрия Башмета, Леонидаса Кавакоса, Дениса Мацуева и Вадима Репина с Валерием Гергиевым – в Концертном зале.
прямая речь
Денис Мацуев:
– Акустика концертного зала и оперного театра – это абсолютно разные вещи, у них другие задачи. В любом оперном театре играть концерт, например, пианисту очень сложно. Потому что акустика в основном рассчитана для голосов, для оркестра и оперы. Я играл очень много раз в «Ла Скала» – это очень трудный зал, его очень сложно наполнить одним инструментом. Здесь (в Мариинском-2. – Прим. ред.) звук летит, всё воздушно, любая нота слышна на галёрке. Мы сделали звуковой тест, и я получил огромное удовольствие.
Майя Плисецкая:
– Новая сцена замечательна. Я знала, что будет очень хорошо, но она превзошла мои ожидания. Изумительна придумка, что пол смещается в стороны, – я такого ни в одном театре мира не видела. Мне кажется, что сейчас Петербург занимает первое место. Особенно этот театр и, конечно, Гергиев, которому приношу свой поклон и восторг, потому что он абсолютный гигант. То, что он провернул, возможно ли это было у нас? Балетный класс здесь чудо. Должна сказать, что сейчас балет вообще лучше, чем когда бы то ни было. Никогда так не танцевали, как сейчас. Никогда не было ни формы, ни техники такой. Сегодня каждая кордебалетная годится для солистки.
Родион Щедрин:
– Впечатления у меня восторженные. Мне кажется, что Россия получила огромный подарок для своей культуры, для своего престижа и показала многим странам, как нужно относиться к классическому искусству. Зал замечательный, мне он очень и очень нравится. В том числе и с внешней стороны, я не согласен с критиками. Вчера мы поздно ночью проезжали мимо Мариинки-2, всё было так подсвечено – ну просто волшебство исходит! Сегодня при дневном свете он также привлекателен. А что касается нутра театра, я только могу сказать, что радуюсь, радуюсь и радуюсь. Акустика прекрасная, звучит всё полнокровно, красочно, контрастно, помогает голосам. Оркестр выпуклый, хор звучит очень могуче – или тихо, когда это нужно. И здесь множество технических возможностей, которые дадут много добрых идей для фантазии тех, кто будет работать на этой сцене, – художников, постановщиков. И я поздравляю Валерия Абисаловича, отметившего круглую дату, от всей души. Думаю, что для него этот театр – самый важный и самый необходимый подарок, потому что он родился, он уже живёт. И я поздравляю всех нас.