«Я всего себя отдал «Зениту»

Александр Спивак рассказал «НВ», чем нынешний «Зенит» отличается от того, в котором он выступал, и что наиболее важно в чемпионской гонке

Александр Спивак рассказал «НВ», чем нынешний «Зенит» отличается от того, в котором он выступал, и что наиболее важно в чемпионской гонке

Его мнение всегда интересно: один из самых ярких полузащитников «Зенита» прошлого десятилетия анализирует игру так же чётко, быстро и хладнокровно, как играл за петербургскую команду под руководством Юрия Морозова, Властимила Петржелы и Дика Адвокаата.

– Какой вам видится развязка чемпионской гонки? Кто выиграет золото – «Зенит» или ЦСКА?

– Мне кажется, ситуация у армейцев более сложная: они лидируют, впереди тяжёлые матчи, на них давит огромный груз ответственности. «Зениту» с этой точки зрения легче.

– А говорят, нет ничего хуже, чем ждать и догонять.

– Не этот случай. Да и график у петербуржцев гораздо проще.

– А ещё говорят: «Где тонко, там и рвётся». Где, на ваш взгляд, может «порваться» у «Зенита»?

– Вы знаете, это футбол. В нём порваться может где угодно и когда угодно. И что-то предсказать я не возьмусь.

– Может, предскажете, у кого больше шансов выиграть Лигу чемпионов – у «Баварии» или у дортмундской «Боруссии»?

– Наверное, у «Баварии». Но это финал, в котором будут биться обе команды. И, опять же, фактор везения ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Что касается «Боруссии», то вспомните – реализуй немцы свои два голевых момента, такого «Реала», который всем так запомнился по концовке, мы бы не увидели.

– Почему, на ваш взгляд, «Барселона» уступила «Баварии» с общим счётом 0:7? Значит ли это, что гегемония каталонского клуба подошла к концу?

– Мне кажется, это просто стечение обстоятельств. Да, «Бавария» переиграла «Барселону», но это абсолютно не означает, что в мировом футболе появился новый лидер. «Баварии» ещё многое надо доказать. В любой период даже с самой сильной командой может произойти всё что угодно. Испанцы понимали – отыграться после 0:4 практически нереально. Отсюда и результат ответной встречи.

– В воскресенье «Зенит» встречается с «Ростовом». Помните, в 2003 году команда Властимила Петржелы тоже отправилась в Ростов-на-Дону и матч 28-го тура, в котором вы забили гол, завершился вничью – 1:1. Потерянных двух очков тогда не хватило, чтобы побороться за золото с ЦСКА. Может ли 12 мая случиться нечто подобное?

– Сейчас в «Зените» подобраны игроки самого высокого уровня, команда в целом стала выше классом, так что сравнивать я бы не стал. Хотя, повторюсь, может произойти что угодно. Когда ты боишься сделать ошибку, ты её обязательно сделаешь. Мы, например, тогда чувствовали огромное напряжение. А ещё помню, как в 2004-м мы опережали ЦСКА на пять очков. Всем казалось, что чемпионство совсем рядом, однако мы там споткнулись, здесь ошиблись. В итоге нас достали и обогнали, да так, что мы остались за пределами призовой тройки. Сейчас «Зениту» догнать ЦСКА легче, чем армейцам не потерять ни одного очка.

– И в чём принципиальная разница между «Зенитом» начала 2000-х и сегодняшним «Зенитом»?

– В стиле. Тогда мы играли в довольно скоростной футбол с фланговыми атаками, сейчас делается ставка на контроль мяча, комбинации, пас на третьего, за спины защитникам. И при Спаллетти это проходит. Но каждый тренер видит игру по-своему.

– Недавно пересматривал записи матчей «Зенита» 2003 и 2004 годов и не мог налюбоваться на ваши голы, забитые прямыми ударами со штрафных. Ничего подобного в нынешнем «Зените» видеть не приходится. Почему?

– Думаю, такие голы мы ещё увидим (улыбается). Мне кажется, сейчас ставка не делается на штрафные или пенальти. Акцент на победу. И неважно, как она будет достигнута. Выиграли 1:0 – и хорошо. Что касается штрафных, то всё зависит от тренировочного процесса. Оставайся после тренировки и отрабатывай всё, что ты хочешь. При Морозове, например, во главу угла ставился прессинг. А то, чего не хватает, добирали уже самостоятельно.

– Знаю, что Морозов давал команде серьёзные нагрузки. Выдержало бы их современное поколение зенитовцев?

– Вы знаете, я бы не назвал их какими-то чрезмерными. Уверен, что футболисты «Зенита» с ними вполне справились бы. Да и восстановление сейчас другое.

– Вы работаете с 15-летними футболистами в Академии «Зенита». Есть ли среди них ребята, которые способны в будущем пробиться в основной состав?

– Конечно! У нас есть очень способные игроки. Мне кажется, философия руководителя академии Хенка ван Стее, которую он проповедует в клубе, действует. Обучение даёт результат, схема работы выстроена. Просто надо ещё немного времени.

– Пока в основе «Зенита» не появилось ни одного воспитанника академии.

– Это сложный вопрос. Перед «Зенитом» стоят очень серьёзные задачи. Бросать в топку молодых парней, наверное, не совсем правильно. Но при этом тренеры главной команды постоянно следят за юными футболистами, просматривают матчи, интересуются положением дел.

– А вот Юрий Андреевич Морозов доверял молодёжи.

– Тогда бюджет «Зенита» не позволял приобретать дорогостоящих игроков. В результате и было принято решение привлечь из дубля молодых игроков. Они заиграли. А мы этому, конечно, поспособствовали (улыбается).

– Вы закончили играть в 33 года. Не жалеете, что так рано повесили бутсы на гвоздь?

– Что было, то прошло. Да, наверное, можно было ещё поиграть, у меня были предложения, но выступать на более низком уровне я не захотел. И не жалею об этом. Я полностью отдал себя «Зениту» и, как только понял, что больше не тяну – это было при Адвокаате, – решил закончить карьеру.

– Сергею Семаку в феврале исполнилось 37…

– У каждого своя судьба. Как у человека, так и у футболиста.

– Обид на Дика Адвокаата не осталось?

– Нет, какие могут быть обиды? Я выполнял свою работу, мне за неё платили. Меня уважали, ценили. Так что всё в порядке. Тем более что Петербург стал моим вторым домом.

– 13 мая Юрию Андреевичу исполнилось бы 79 лет. Знаю, что вы часто ездите на его могилу в Сестрорецк и всегда вспоминаете его с особой теплотой.

– Этого человека уважали не только в Советском Союзе, но и в Европе. Друг Лобановского, замечательный тренер, отличный психолог, хороший человек, о котором можно сказать только самые добрые слова. Да, иногда он требовал очень жёстко, но нас порой надо было ставить на место. Воспоминания очень приятные. Юрий Андреевич изменил подход к каждому футболисту. Помню, на сборе в Финляндии он собрал команду и стал давать характеристику каждому игроку. Когда подошла моя очередь, он в шутку сказал: «А Спивака я бы застрелил из пистолета!» Все рассмеялись. И Юрий Андреевич в том числе (улыбается).

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.