Челночная бухгалтерия

Чиновникам предстоит решить, нужен ли городу ночной челнок в метро и во сколько обойдётся это удовольствие

 

Чиновникам предстоит решить, нужен ли городу ночной челнок в метро и во сколько обойдётся это удовольствие

Эксперимент с пуском в петербургском метро ночного челнока для доставки пассажиров с правого берега Невы на левый и обратно завершён. Теперь экспертам предстоит решить, насколько обоснованным стало решение запустить челночную электричку между Петроградским районом и центральной частью Петербурга. Если эксперимент признают удачным, на ночной график метрополитену придётся переходить не только по праздникам, но и во все другие дни.

Впрочем, первые результаты работы челнока вовсе не впечатляют. Напомним, ночной поезд запустили 1 мая, и за пять ночей работы он перевёз между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» лишь около 1000 пассажиров. При этом основной поток (почти 500 человек) пришёлся на пасхальную ночь, когда многие верующие воспользовались челноком, чтобы добраться до ближайших храмов. Данные о пассажиропотоке во время второго этапа эксперимента (с 9 по 12 мая), как рассказал корреспонденту «НВ» официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, чиновники пока не получили. Но надеются, что цифры окажутся выше.

– Есть уверенность, что результат окажется гораздо лучше, чем 1000 пассажиров, – отметил Дмитрий Игнатьев. – Сейчас сложно сказать, оправдал ли проект себя полностью или нет. Но интерес у горожан к нему есть определённо.

Правда, эксперты уверенности чиновников не разделяют. По словам аналитика рынка транспортных перевозок Сергея Светлых, эффект от запуска ночного поезда слишком мал, а затраты на эксплуатацию задействованного в этом проекте участка подземки несоизмеримо велики.

– Я не верю, что новые данные о количестве пассажиров будут сильно отличаться от той тысячи человек, что проехали на челноке с 1 по 5 мая, – считает Сергей Светлых. – Возможно, небольшой «привес» дадут народные гулянья на День Победы – всё же многие горожане и туристы смотрели салют в центре Петербурга и могли остаться там и после полуночи. Но в обычные дни между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» поезда ходили почти пустыми.

Корреспондент «НВ» наблюдал за первыми рейсами ночного челнока и убедился – большого интереса у пассажиров он не вызывает. Председатель комитета по транспорту Станислав Попов тогда списал это на неосведомлённость жителей. Чиновник заверил, что как только петербуржцы узнают о том, что у них появилась возможность ездить в метро и после полуночи, они чуть ли не бегом бросятся в подземку. Но даже после масштабной информационной кампании желающих проехаться на челноке не слишком прибавилось.

Возможно, причина кроется в неудобстве выбранного участка. Реальную пользу челнок представляет лишь для тех, кому вдруг срочно потребовалось доехать до центральной части Петербурга с Петроградской стороны или обратно. Но подавляющее большинство жителей города проживает в отдалении от этих двух районов. Например, для обитателей Ржевки, Весёлого посёлка, Купчино, Девяткино или Рыбацкого ночной поезд метро совершенно бесполезен. Такси до этих спальных районов стоит одинаково что от «Адмиралтейской», что от «Спортивной». При этом метрополитен сталкивается с серьёзными проблемами – для обеспечения работы ночного челнока необходимо с 1 до 3 часов держать не отключённым от контактной сети участок от «Садовой» до «Чкаловской». А это значит, что значительно сокращается время для ремонтных и профилактических работ в тоннелях и на станциях. Проблема в том, что и этот-то участок нашли с большим трудом. На всех других линиях запуск ночного поезда технически вообще невозможен!

Не стоит забывать и о материальной составляющей. По словам Сергея Светлых, ночные поезда могут принести городу огромные убытки.

– Не удивлюсь, если себестоимость таких перевозок составит 170–200 рублей, – сообщил эксперт. – Если у города есть лишние деньги, пусть лучше направит их на строительство новых станций.

На постоянной основе ночной челнок «Адмиралтейская» – «Спортивная» может начать курсировать уже с 1 июня. До этого срока воспользоваться подземкой после полуночи можно будет ещё дважды – по выходным. От решения судьбы поезда зависит и будущее ночных автобусов. Как рассказал Станислав Попов, рассматривается вопрос и их перевода на ежедневный график работы. По задумке чиновников, наземный транспорт должен развозить пассажиров, прибывших на челноках на «Спортивную» или «Адмиралтейскую».

– Решить проблему разведённых мостов в нашем городе пытаются давно, и до сих пор никто не смог найти выход, – говорит Сергей Светлых. – Установить круглосуточную работу метрополитена невозможно – у нас нет такого количества линий, как, например, в Нью-Йорке. Это там ветки друг друга дублируют и можно на месяц-полтора закрыть одну из них без ущерба для пассажиров – они в это время пользуются параллельными линиями. Челноки-катера через Неву – тоже не вариант: по требованиям безопасности во время прохода караванов сухогрузов и танкеров по реке маломерные суда не должны создавать им помех. Единственное решение, которое я вижу, – построить ещё два-три высотных моста, которые не придётся разводить. Но это очень дорогое удовольствие. Городским властям нужно поднапрячься и добиться федерального финансирования этих проектов. Иначе всё так и останется на уровне запуска никому не нужных подземных челноков. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.