Москва становится ближе
К 2018 году между двумя столицами должна появиться новая современная скоростная железнодорожная магистраль
К 2018 году между двумя столицами должна появиться новая современная скоростная железнодорожная магистраль
Россия намерена активно развивать высокоскоростное железнодорожное движение. Через пять лет в стране должны появиться как минимум две протяжённые железнодорожные линии, которые свяжут с Москвой все наиболее значимые города не только центральной части, но и Урала и даже Сибири (последнее, впрочем, перспектива довольно отдалённая).
При этом уже сегодня почти со стопроцентной вероятностью можно прогнозировать, что проекты не останутся только на бумаге или в головах авторов. Это как раз тот случай, когда интересы всех заинтересованных сторон (железнодорожников, властей и простых пассажиров) полностью совпадают. А гарантию реализации программы должен обеспечить серьёзный контроль со стороны чиновников высшего уровня. Не случайно на прошлой неделе из названия недавно созданного общественного совета по вопросам развития высокоскоростного движения исчезла приставка «при президенте ОАО «РЖД», а руководить им теперь вместе с Владимиром Якуниным станет первый зампред Госдумы Александр Жуков.
По протяжённости высокоскоростных железнодорожных линий сегодня в мире лидирует Китай – уже сейчас в эксплуатации там находится более 6400 километров путей для скоростных поездов (а к 2025 году эта цифра должна увеличиться аж до 10 600 километров). В лидерах также Франция, Испания, Япония, Германия, Италия. Даже у Тайваня и Турции уже есть высокоскоростные ветки, а Саудовская Аравия и Марокко активно строят их. Напротив России в этом списке красуется унылый ноль. Но уже к 2018 году наша страна должна резко подняться в рейтинге.
Первая высокоскоростная линия длиной 659 километров появится между Петербургом и Москвой. Как сообщил на специальном совещании, посвящённом развитию скоростного движения, первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, для неё предстоит построить совершенно новую двухпутную ветку шириной всего 25 метров (для сравнения: скоростное автомобильное шестиполосное шоссе втрое шире). К 2025 году по ней должны проехать около 12 миллиардов пассажиров.
Стоимость работ пока не называется, но средства явно потребуются очень большие (по некоторым данным, речь идёт о 630 миллиардах рублей). Такие линии вообще удовольствие очень дорогое. Например, один километр путей ветки Хатинохе – Син-Аомори обошёлся японцам в 47,7 миллиона евро, а итальянцы строили линию Турин – Милан за 43,2 миллиона евро за километр. Даже экономным китайцам самая современная высокоскоростная железнодорожная магистраль Харбин – Далянь (904 километра) обошлась в астрономическую сумму – 11,8 миллиарда евро. Так что, по мнению экспертов, наша стройка на общемировом фоне выглядит не такой уж и затратной.
Зато экономический эффект от появления скоростной линии Петербург – Москва, по мнению экспертов, окажется огромен. Специалисты консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers провели исследование и выяснили, что общий суммарный социально-экономический эффект от запуска только одной ветки скоростного поезда между двумя столицами составит более 2,24 триллиона рублей за ближайшие 30 лет после начала её эксплуатации! В частности, финансовые потоки, связанные непосредственно с реализацией проекта и развитием сопутствующей инфраструктуры (например, станционных и вокзальных комплексов), оцениваются почти в 1,2 триллиона (одних только налогов с них государство до 2050 года получит более 432,5 миллиарда).
– При возведении новой железнодорожной трассы между Петербургом и Москвой российский бизнес на одни лишь строительные материалы получит заказ на четверть миллиарда рублей, – сообщил Александр Мишарин. – Высокоскоростные магистрали (ВСМ. – Прим. ред.) дадут не только экономический, но и очень высокий социальный эффект, а также помогут сформировать некий внешний положительный имидж страны как высокотехнологичной державы. Нам нужен серьёзный толчок для развития тех отраслей промышленности, где задействованы высокие технологии. ВСМ – это шанс для их развития!
От пуска новой линии выиграют прежде всего пассажиры. Сейчас, например, самый быстрый поезд «Сапсан» преодолевает расстояние между Петербургом и Москвой в среднем за 4 часа (в основном из-за мощного трафика на этом направлении «Сапсаны» проводят в пути по 4,5 часа). К 2018 году на новой ветке это время сократится почти вдвое – до 2,5 часа! А это значит, что прекрасный шанс для повышения уровня жизни получат и все города, расположенные на пути следования поезда (например, Тверь или Бологое). В перспективе таким образом можно решить все проблемы моногородов. Свяжи скоростная ветка с Петербургом жителей Тихвина или Пикалёво – и не пришлось бы им устраивать митинги или перекрывать федеральные трассы в ожидании помощи от президента. Так что появление ВСМ принесёт ещё и очень важный социальный эффект. Крупные же города смогут получить необходимую рабочую силу из ближайших окрестностей и отказаться от части мигрантов.
– В своё время Франция столкнулась с тем, что в небольших городках жизнь замерла, они стали приходить в упадок, – рассказал старший вице-президент компании «Альстом-Транспорт» (один из ведущих мировых операторов по обслуживанию скоростных линий) Франсуа Лакот. – Например, старинный Реймс фактически перестал существовать, у людей не было там перспектив, и они уезжали в Париж. Но как только через него прошла ветка высокоскоростного поезда и путь до того же Парижа стал составлять не более 45 минут, город снова стал развиваться. Сейчас это очень успешный регион, где живёт много хороших специалистов, раньше обитавших исключительно в столице.
По словам Франсуа Лакота, богатые люди уже не хотят жить в мегаполисах и стараются переехать в расположенные не очень далеко от них городки (при условии транспортной доступности, конечно) – такая тенденция заметна не только во Франции, но и во всей Европе.
– Экономика высокоскоростных магистралей зависит от населённости региона, где они появляются, – говорит президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Чем больше жителей в регионе, тем успешнее проект. Поэтому на первом этапе мы планируем запустить ВСМ на тех участках, где они востребованы.
Помимо ветки Петербург – Москва, как рассказал Владимир Якунин, скоростные поезда соединят столицу с Казанью и Екатеринбургом (по пути они также будут заходить в Нижний Новгород). Время в пути между агломерациями, по словам главного железнодорожника страны, не превысит 2–3 часов. Получается, от Петербурга до столицы Урала пассажир сможет добраться за каких-то 9,5 часа! Сейчас этот путь занимает полтора дня минимум. Дальше эту линию предстоит разделить и продлить до Челябинска, Уфы и Перми.
Третья ветка, которая должна появиться в ближайшей перспективе, свяжет Москву и Ростов-на-Дону, а дальше протянется до Адлера. Это направление востребовано прежде всего в летний период, и в «РЖД» не сомневаются, что высокоскоростные поезда здесь окажутся сверхпопулярными у тех, кто отправляется на отдых и сможет сэкономить один или два дня, которые сейчас приходится проводить в пути. Но её появление, скорее всего, возможно не раньше 2025 года.
– Обоснование строительства магистрали между Петербургом и Москвой уже готово, в ближайшее время мы передадим его на рассмотрение правительства страны, – сообщил Александр Мишарин. – Такие же документы по другим веткам сейчас разрабатываются.
А вот вопрос с финансированием проекта пока находится только в стадии обсуждения. Ожидается, что высокоскоростную ветку Петербург – Москва построят по очень популярной сейчас схеме государственно-частного партнёрства (ГЧП).
– Пока существует вариант, при котором 70 процентов денег на ВСМ даст государство и ещё 30 – частные инвесторы, – рассказал Владимир Якунин. – Но возможен и пересмотр этого соотношения. Я считаю, что оно может измениться на схему 50–30–20. 20 процентов средств в этом случае могут предоставить частники, не входящие в состав ГЧП. Нам нужно привлекать любые законные источники финансирования, чтобы как можно быстрее реализовать наши проекты.
При этом глава ОАО «РЖД» подчеркнул, что нынешние грандиозные планы потребуют полного пересмотра концепции строительства железнодорожных путей до 2025 года. Этот документ, как рассказал Владимир Якунин, предусматривает прокладку всего 1500 километров новых линий по всей стране.
– Это совсем не тот километраж, который нужен, – отметил он. – Нам требуется построить за это время как минимум 7–7,5 тысячи километров железных дорог. И не менее 3000 из них должны быть предназначены для движения высокоскоростных поездов.
тем временем…
До Иматры по железной дороге пока не добратьсяЗапуск туристического поезда Петербург – Иматра, запланированный на начало мая нынешнего года, откладывается на неопределённый срок. Об этом корреспонденту «НВ» сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
– Начало движения состава зависит не только от железнодорожников, это вопрос межгосударственного взаимодействия, – сказал Владимир Якунин. – Мы видим, что интерес к этому проекту есть и в России, и в Финляндии. Я уверен, что со временем этот поезд обязательно начнёт курсировать. И не только он – в планах и запуск составов в другие регионы соседнего государства. Например, зимой может начаться движение между Петербургом и Лапландией.
Напомним, пробный рейс поезда между Петербургом и Иматрой состоялся в ноябре прошлого года и вызвал огромный интерес как у петербуржцев, так и у жителей финского города. Планировалось, что регулярное движение откроется 3 мая. По информации «НВ», этого не произойдёт из-за нерасторопности пограничных ведомств. В районе Иматры до сих пор нет удобного погранперехода, оборудованного для пропуска железнодорожных составов. Рассматривался также вариант запуска поезда до Иматры через другой популярный у россиян финский населённый пункт – Лаппенранту, но здесь ситуация с пунктами пропуска не лучше.