«Врачей нужно учить не на лекции, а на клиническом разборе»
Руководители центра «Кардиология» Никита Перепеч и Юрий Шубик рассказали «НВ», зачем создали это научно-образовательное учреждение
Руководители центра «Кардиология» Никита Перепеч и Юрий Шубик рассказали «НВ», зачем создали это научно-образовательное учреждение
Научно-клинический и образовательный центр «Кардиология» был создан на медицинском факультете Санкт-Петербургского государственного университета чуть более года назад. В преддверии 12-й Санкт-Петербургской школы кардиологов мы попросили прокомментировать ключевые аспекты деятельности центра его директора – профессора Никиту Борисовича Перепеча и заместителя директора по научной работе, руководителя отдела аритмологии профессора Юрия Викторовича Шубика.
– До организации центра его ведущие специалисты были сотрудниками кафедры кардиологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени Мечникова, которую с 2001 года возглавляли вы, Никита Борисович. За время своей работы кафедра достигла больших успехов. Ваш коллектив трижды становился лауреатом премии «Пурпурное сердце», которая присуждалась кафедре за лучшие образовательные проекты и как лучшему образовательному центру страны по кардиологии. Почему же кафедра в полном составе покинула Северо-Западный государственный медицинский университет, организованный путём слияния Академии имени Мечникова и МАПО?
– Мы довольно быстро поняли, что во вновь организованном медицинском университете нам не удастся сохранить традиции кафедры, сложившиеся более чем за 10 лет её работы, и полноценно реализовать принципы и методики последипломного образования, которые мы считаем эффективными и соответствующими современным запросам врачей.
– А каких принципов обучения врачей придерживаетесь вы и ваши сотрудники?
– Во-первых, мы считаем, что время, которое врач проводит на цикле повышения квалификации, должно быть потрачено на получение самой свежей профессиональной информации. И эти сведения врачу должен сообщить тот сотрудник кафедры, который наилучшим образом разбирается в какой-либо узкой проблеме. Каждый преподаватель следит за своим разделом кардиологии и оперативно обновляет учебные материалы. Пришедший к нам врач за время обучения должен иметь возможность общаться со всеми сотрудниками, занимающимися учебной работой, а не только с прикреплённым к его группе ассистентом. Во-вторых, основной формой обучения врачей, по нашему мнению, должна быть не традиционная лекция, а клинический разбор, составленный по определённым правилам, и семинар по той или иной клинической проблеме, что позволяет перевести процесс обучения в режим диалога. В-третьих, в процессе обучения врач должен иметь возможность высказать своё мнение по тому или иному вопросу, а его знания должны постоянно контролироваться. Поэтому уже несколько лет мы используем систему интерактивного голосования с помощью индивидуальных миниатюрных пультов. Это позволяет поддерживать постоянную связь преподавателя с каждым из слушателей, оценивать усвоение информации, выявлять и обсуждать наиболее актуальные для повседневной практики проблемы и вообще делает процесс обучения не скучным, живым. В-четвёртых, для подтверждения сертификата специалиста, на наш взгляд, должна широко использоваться так называемая накопительная система, позволяющая суммировать время, проведённое врачом на образовательных мероприятиях за 5-летний промежуток между двумя сертификационными циклами, и сокращать длительность очередной очной подготовки на 30–50 процентов.
– Удалось ли вам реализовать эти принципы в Университете?
– В значительной степени. В этом учебном году мы провели два цикла профессиональной переподготовки и около десяти циклов тематического усовершенствования врачей, в том числе вечерних, позволяющих слушателям обучаться без отрыва от работы. А также более двадцати разовых семинаров в различных городах Российской Федерации по актуальным вопросам кардиологии с применением системы интерактивного голосования и других методических приёмов, апробированных на нашей кафедре. Пока не удаётся в полной мере реализовать идею накопительной системы, но определённые шаги в этом направлении делаются.
– Вы имеете в виду проект очно-заочного обучения кардиологов?
– Да. С осени прошлого года функционирует созданный специально для обучения врачей интернет-портал с адресом www.qrs.ru, на котором публикуются аудиолекции ведущих сотрудников нашего центра по основным разделам кардиологии (исключая нарушения ритма сердца), клинические разборы, необходимая для самоподготовки литература. Всего заочная часть программы профессиональной переподготовки составляет 72 учебных часа. Слушатели, успешно ответившие на тестовые вопросы, приезжают в Санкт-Петербург для участия в очной части программы обучения, посвящённой нарушениям ритма сердца, которая также составляет 72 часа. После завершения очной части слушатели проходят итоговую аттестацию, по результатам которой продлевается сертификат специалиста на следующие 5 лет.
– Очная часть обучения проходит в рамках весенней Санкт-Петербургской школы кардиологов?
– Именно так. Нынешняя, 12-я Санкт-Петербургская школа кардиологов, которая будет проходить с 13 по 22 мая, посвящена аритмиям. Программой школы предусмотрены лекции, семинары и клинические разборы ведущих специалистов нашего центра, а также известных российских и зарубежных профессоров. Естественно, участвовать в школе могут не только слушатели заочной части цикла профессиональной переподготовки, но и все желающие врачи. Кардиологи и специалисты по функциональной диагностике, записавшиеся на 72-часовую программу школы, получат удостоверения о тематическом усовершенствовании. Возможно и выборочное посещение лекций и семинаров, предусмотренных программой школы; в этом случае вход на занятия школы по нашей традиции свободный. Все учебные мероприятия будут проводиться в учебном центре «Атомпроф».
– Следующий вопрос, по-видимому, следует адресовать Юрию Викторовичу. Ваш центр называется научно-клиническим и образовательным. То есть вы занимаетесь не только обучением врачей, но и научной работой?
– Если бы мы не занимались исследованиями в области кардиологии, то в штатном расписании нашего центра, наверное, не было бы и моей должности – заместителя директора по научной работе. Мы проводим научно-исследовательскую работу главным образом по двум направлениям: атеросклероз и нарушения ритма сердца. Исследования, выполняемые по первому направлению, посвящены механизмам развития атеросклероза и факторам, определяющим его клинические проявления. Эта работа осуществляется в отделе атеросклероза под руководством профессора Гуревича. Если говорить о проблеме аритмий, то в этом направлении на данный момент нами выполняется сугубо прикладная исследовательская работа. Например, мы занимаемся выяснением причин внезапной сердечной смерти молодых людей. Научная работа прямо связана с клинической. Поскольку молодые люди часто умирают от аритмий на фоне врождённых, наследуемых заболеваний сердца, мы обследуем и лечим их близких родственников. Однако с приходом в Университет мы очень рассчитываем на то, что получим возможность заниматься и фундаментальной наукой в кооперации с кафедрами биологии, физики, химии и другими. Не использовать такую уникальную возможность было бы просто глупо. Да хотя бы та же внезапная сердечная смерть молодых людей – в этой работе не обойтись без молекулярно-генетического анализа. Вот и попробуем решить интересующую нас проблему с участием коллег-генетиков. Впрочем, работы, которые выполняются нашими сотрудниками и вне кооперации с представителями других отраслей науки, привлекают внимание специалистов. За последний год сотрудники центра выступали с сообщениями о результатах своей научной работы не только в России, но и на международных конференциях в США, Германии, Швеции, Сербии, Испании. Есть и другие интересные нам научные направления: например, выявление фибрилляции предсердий у неврологических больных, прогнозирование успеха оперативного лечения фибрилляции предсердий.
– Юрий Викторович, а как сегодня функционирует Северо-Западный центр диагностики и лечения аритмий, который вы возглавляете уже более 10 лет?
– Северо-Западный центр диагностики и лечения аритмий успешно работает и развивается. Прежде он был функциональным подразделением Академии имени Мечникова, а сейчас, не теряя своего названия, к которому давно привыкли наши пациенты, является самым крупным подразделением научно-клинического и образовательного центра «Кардиология» СПбГУ – отделом аритмологии. В этом отделе две научно-исследовательские лаборатории и три клинических отделения.
– В этих клинических отделениях проводится лечебная работа?
– Естественно. Все без исключения научные сотрудники (преимущественно кандидаты и доктора медицинских наук, врачи-кардиологи высшей квалификационной категории) занимаются клинической работой. Правда, в связи с ремонтом нашей клинической базы до середины этого года клиническая работа ограничена приёмом амбулаторных больных, но уже через две недели мы возобновим лечебно-диагностическую деятельность и в кардиологическом отделении стационара. Как и прежде, мы продолжаем консультировать больных со сложными нарушениями ритма сердца в стационарах города, выезжаем с лекциями и консультациями в медицинские учреждения Северо-Запада и других регионов России.
– Никита Борисович, а в каких медицинских учреждениях города сотрудники центра занимаются врачебной работой и передают свой опыт молодым врачам?
– Лечебно-диагностическая и консультативная работа проводится в стационаре УФСБ, городской клинической больнице № 31, клинической больнице им. Соколова (МСЧ 122), студенческом отделении поликлиники СПбГУ, центре сердечной медицины «Чёрная речка» в посёлке Молодёжное и его городском филиале. На этих же клинических базах осуществляется обучение врачей в клинической ординатуре и аспирантуре.
– В заключение, Никита Борисович, скажите несколько слов о планах научно-клинического и образовательного центра «Кардиология».
– Во-первых, мы продолжим все образовательные проекты, пользующиеся успехом в профессиональной среде. С учётом количества врачей, которые зарегистрировались на нашем интернет-портале, – а их к началу мая насчитывается более 900 – мы надеемся, что к успешным проектам можно отнести программу заочно-очного обучения кардиологов и специалистов по функциональной диагностике. В следующем учебном году мы предложим нашим слушателям лекции и клинические разборы по аритмологии – наиболее сложной и наиболее активно развивающейся области кардиологии. Кроме того, с учётом многолетнего успеха весенней Санкт-Петербургской школы кардиологов мы решили расширить этот проект. В ноябре 2013 г. мы планируем в таком же, несколько облегчённом по форме, но не по содержанию режиме провести школу «Кардиология для терапевтов». На наш взгляд, сегодня необходимо повышать профессиональный уровень терапевтов по кардиологии, поскольку в связи со значительной распространённостью сердечно-сосудистых заболеваний большинство пациентов кардиологического профиля лечатся у терапевтов.