Все возрасты покорны?

Как формируются и как соблюдаются возрастные ограничения на фильмы и спектакли

 

Как формируются и как соблюдаются возрастные ограничения на фильмы и спектакли

Девять месяцев назад (срок, если речь идёт о детях, – символический) заработал закон, обязывающий размещать возрастные категории на афишах (или иных объявлениях о мероприятиях), на входных билетах, в эфире телеканалов… Эта инициатива законодателей преследует цель защитить детей от вредной информации. Однако, как показала практика, новоиспечённый закон продуман невнятно и толком не соблюдается. Цифры возле фильмов и передач стали своего рода градусниками, которые погоды не делают. Что делать законодателям? Они поступают по сложившейся традиции: сейчас в Госдуме готовится законопроект – по которому кассиры и контролёры обязаны спрашивать документы, подтверждающие возраст. Иначе они будут оштрафованы на… 600 тысяч рублей! Корреспонденты «НВ» выяснили, откуда появляются возрастные маркировки и главное – работают ли они.

Вступивший в силу с 1 сентября прошлого года закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» вызвал бурную реакцию в обществе. Кто-то увидел в нём спасение подрастающего поколения от «разврата и скверны», а кто-то посчитал, что в беспощадном огне цензуры погибнет даже «нупогодишный» волк и папа из «Простоквашино», которые курят в кадре и подают детям дурной пример.

Тем временем до сих пор нет ясности, кто и по каким критериям решает – где поставить, например, значок «6+», а где «12+». И в чём, к примеру, разница между продукцией, отмеченной «16+» и «18+».

– Возрастные маркировки, – считают в Управлении Роскомнадзора по Петербургу и Ленобласти, – по сути своей просто подспорье для родителей. То есть родители должны принять к сведению маркировку «12+» и не разрешать смотреть дошкольникам такой, скажем, фильм. Хотя понятно, что многие родители не обращают на неё внимания и сами решают, что смотреть их детям.

В то же время специалисты признают: в документе нет чётких критериев, по которым должны выставляться возрастные ограничения. За основу для расстановки категорий взят приказ Роскультуры от 2005 года. Но в нём требования рассчитаны в основном на фильмы, да и сформулированы расплывчато.

– Вопросы морали и оценки уровня культуры не имеют чёткого отражения в законодательстве и поэтому допускают довольно широкий спектр толкований, – считает детский омбудсмен Петербурга Светлана Агапитова. – Ведь важно не только оградить ребёнка от информации, наносящей ему вред, но и не лишить его возможности культурно-эстетического развития.

Итак, в законе о защите детей от вредной информации прописаны лишь технические моменты: соответствующая маркировка должна появляться в эфире в начале каждой телевизионной передачи или фильма, а также при выходе с рекламного блока на протяжении 8 секунд. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах. Определять возрастную планку должен сам телеканал (администрация театра, режиссёр-постановщик, художественный руководитель), а проверять наличие маркировки – органы Роскомнадзора.

По оценке представителя Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерины Егоровой, в Петербурге закон функционирует в полную силу: возрастные ограничения стоят фактически везде. Но…

– Пока мы смотрим только на наличие маркировки, содержание не проверяем. А вот когда будет окончательно выработан единый механизм оценки и сформирован совет экспертов, будем отслеживать и наполнение, – пояснила сотрудница Роскомнадзора.

Как рассказала корреспонденту «НВ» замдиректора по зрителю театра «Буфф» Кира Гуро, возраст постановок определяют художественный руководитель и директор.

– Жёстких рамок для определения возраста нет, – говорит она. – Просто, например, если в постановке есть сцены с обнажённым телом, то мы ставим ограничения «16+». Впрочем, существующий закон – это исключительно рекомендация для родителей. Он не предусматривает реальных ограничительных мер. 

При этом зачастую бывает, что желание перестраховаться приводит к очевидно завышенной планке. Обратите внимание на маркировки некоторых фильмов, которые идут по ТВ. Ленты, которое старшее поколение спокойно смотрело, скажем, в 12 лет, теперь то и дело маркируются «16+».

Каюсь, но я, мама двух девочек 7 и 8 лет, не соблюдаю возрастные ограничения. Например, мои дети обожают смотреть популярный сериал «Папины дочки». Как грамотный родитель, я прочитала маркировку: «12+», и по новому закону дети могут смотреть фильм лишь в моём присутствии. Однако это получается далеко не всегда…

– А я смотрела и «Дом-2», и «Каникулы в Мексике». В «Каникулах…» вообще ничего такого нет, – призналась мне 10-летняя девочка. – Вообще непонятно, почему на некоторых нормальных программах стоит «18+», а других… ну таких, где бывает такое… только «16+»…

Опрос, проведённый недавно аппаратом детского омбудсмена, показал: для детей цифры на экране либо ничего не значат, либо становятся «запретным плодом», который очень хочется попробовать. На вопрос: «Переключаете ли вы канал, когда видите значок более старшего возраста?» – 71 процент опрошенных подростков в возрасте от 12 до 17 лет ответили: «Нет». Получается, что цифры, стоящие на фильмах и передачах, не ограничивают, а наоборот, привлекают детей.

– Конечно, в связи со вступлением в силу закона о защите детей от вредной информации подобные споры будут возникать часто, – считает Светлана Агапитова. – И здесь очень важен здравый смысл и мнение экспертов. Оценивать продукцию должны именно они. Также надо подумать о том, как учитывать мнение общественности. В настоящее время этот механизм нигде чётко не заявлен.

Словом, как это часто бывает, новый закон требует дополнительных законов, комиссий, контролёров, экспертов…

И вот, заметив, что закон о защите детей от вредной информации толком не работает, чиновники пошли дальше. Недавно они решили обязать кинотеатры, концертные залы и организаторов иных зрелищных мероприятий проверять документы у посетителей сеансов. Законопроект о введении новых мер по защите детей от опасной информации уже внесён в Госдуму. Федеральным чиновникам не понравилось, что закон сейчас носит рекомендательный характер и не запрещает учреждениям пускать детей даже на сеансы «для взрослых». Согласно законопроекту, если ребёнок всё же попадёт на взрослую постановку, то кассир или контролёр будут оштрафованы до 600 тысяч рублей, а повторный проступок в течение года влечёт административное приостановление деятельности организации на срок до 30 суток.

«Государство должно обеспечить своему подрастающему поколению информационную безопасность», – написано в пояснительной записке к внесённому законопроекту.

Представители театров к очередной инициативе чиновников отнеслись крайне негативно.

– Кассир и контролёр не могут нести столь высокую ответственность за продажу билетов, – пояснили корреспонденту «НВ» в одном из петербургских театров. – А что делать, если билет для ребёнка купит взрослый? Кто тогда должен за это отвечать – контролёр или кассир? Штрафами проблемы не решить, нужно воспитывать внутреннюю культуру в каждом из нас и сознание общества. В конце концов то, что дети могут увидеть в кино и спектаклях, не самая плохая информация. Намного больше вреда наносят им знания, почерпнутые, например, из интернета.

Что ж, какие-то ограничения, видимо, нужны. Но вот как отделить зёрна от плевел и не уничтожить что-то истинно ценное? Современная жизнь несколько сложнее, чем виделась папе из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». А уж если речь заходит об искусстве, то искать ориентир становится особенно сложно.

 

кстати

• В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений: для любой зрительской аудитории, для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов), для лиц старше 16 лет. В конце 1990-х годов добавили ещё две возрастные строки – 12 и 18 лет. Затем в 2005 году по инициативе педагогов и психологов появилась ещё одна возрастная категория (14 лет).

• Во многих западных странах используется трёхступенчатая система возрастного ограничения: квадрат, треугольник и круг внизу экрана распознаются современными телевизорами как конкретный сигнал к действию. И если в настройках стоит ограничение, например, аналогичное нашему «6+», устройство автоматически блокирует «взрослый» сигнал.

•  В Америке к фильмам и передачам применяются возрастные критерии, чем-то похожие на российские. Существует пять категорий: G  (General audiences) – фильм демонстрируется без ограничений, PG  (Parental guidance suggested) – детям рекомендуется смотреть фильм с родителями, PG-13 (Parents strongly cautioned) – дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями, R (Restricted) – подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей либо законного представителя, NC-17 (ранее X) – лица, не достигшие 17 лет, на фильм не допускаются.

• В тех же Штатах для определения рейтинга для каждого конкретного фильма создаётся специальная комиссия, которая просматривает его. После просмотра и обсуждения происходит голосование, в ходе которого фильму присваивают возрастной ограничитель. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.