«Не должно оставаться чувства безысходности»

Автор фильма «Майор» режиссёр Юрий Быков не боится упрёков в чернухе – он просто не видит другого способа добиться успеха в профессии, кроме как говорить о той действительности, которую знает досконально

Автор фильма «Майор» режиссёр Юрий Быков не боится упрёков в чернухе – он просто не видит другого способа добиться успеха в профессии, кроме как говорить о той действительности, которую знает досконально.

– Юрий, мировая премьера «Майора» состоится в середине Каннского фестиваля, но уже прошёл слух, что фильм исключительно мрачный, тяжёлый и люди в нём показаны страшные. Это так?

– Наоборот. Не открывая интриги, могу сказать, что в «Майоре» очень много достойных людей в погонах и очень много хороших людей без погон. Ситуация вот какая: майор Соболев случайно на обледеневшей дороге сбивает ребёнка. Он звонит друзьям – гаишнику и следователю. Пытаясь спасти майора, они вместе выдумывают легенду, чтобы на суде вопрос выглядел спорным, не было однозначной вины. Но вышестоящие чины, которых постоянно нахлобучивают из центра за все казусы, косяки и должностные преступления, заявляют категорично и без вариантов: никакой огласки у этого дела быть не должно. Внушают: вы должны сломать эту женщину, мать погибшего мальчика, чтобы она подписала свою вину, мол, недосмотрела за ребёнком, тогда дело будет закрыто. Здесь и закручивается сюжет, из которого нет выхода. Следователь убеждён, что надо соблюдать интересы той замкнутой системы, которая называется РУВД, прикрыть своих. Ради них, как он убеждён, можно душу продать и даже умереть. А майор Соболев не в силах избавиться от чувства вины за смерть ребёнка, у него возникает чисто человеческая реакция: он хочет защитить несчастную мать, уберечь её от опасности. Тем самым он начинает идти против системы. Но ещё раз повторю: они нормальные в общем-то люди, только живут в координатах клановости и семейственности, чётко деля всех на своих и чужих. Да, это трагическая история, жёсткая. Хочу дать возможность зрителям думать и спорить, но для начала очень важно, чтобы им было интересно смотреть. Я не вижу другого способа добиться успеха в профессии, кроме как говорить о той действительности, которую я досконально знаю, где я сам живу.

 – Несколько лет назад на «Кинотавре» в программе короткого метра всех поразил твой дебют – «Начальник». Это было очень профессионально, бескомпромиссно, сильно и неожиданно. Где ты берёшь свои истории? За ними есть реальные события и герои?

– С «Начальником» получилось так. У меня было до этого несколько неудачных попыток, которые я ни на какие фестивали не отсылал и вообще никому не показывал, и вдруг сам собой в голове появляется сюжет, и всё сложилось. Была определённая сумма денег, локация – дом, артисты, и нарисовалась история, где есть единство времени и места. Сценарии для своих фильмов я пишу сам, потому что точно знаю, чего хочу. Правда, когда сейчас я пересматриваю «Начальника», мне уже не нравится мизантропия, которая там чувствуется. Слава богу, что это короткометражка, всего 20 минут, шёл бы фильм два часа, можно удавиться от безысходности. Не из-за того, что там рассказано, а из-за способа подачи. 

Даже мой первый полный метр – «Жить» (не путать с одноимённым фильмом Василия Сигарева. – Прим. авт.) не так мрачен. Там главный герой после всего, что с ним было, живой остался, вернулся к жене и детям. Но дело даже не в сюжете – само кино, то, как оно снято, не должно оставлять чувства безысходности. Возьмём, к примеру, великий фильм «Крёстный отец», страшнее картины я не видел. Человек из любви к отцу становится монстром. Но важно ведь, что режиссёр сумел сделать героя сложным, харизматичным, смог увлечь обстоятельствами истории, от неё невозможно оторваться. Конечно, такие фильмы рождаются раз в поколение и многие обстоятельства должны совпасть – фактура, история, артисты, талант режиссёра всё это соединить. Вот такого результата хотелось бы добиться.

– Не боишься упрёков в чернухе?

– Нет. Есть правда жизни и законы жанра, это главное. Драма или тем более трагедия не для того делается, чтобы всех порадовать, в этом жанре нужно заставить зрителя прочувствовать всё до конца. 

Не знаю, насколько мой фильм сочтут провокационным, антироссийским или, наоборот, пророссийским, – для меня главное, что он про сегодняшних русских людей. Они его оценят, я уверен.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.