«Музейную деревню» сделают «музейной столицей»
Полпред Владимир Булавин посетил Старую Ладогу, которая скоро должна превратиться в крупнейший туристический центр
Полпред Владимир Булавин посетил Старую Ладогу, которая скоро должна превратиться в крупнейший туристический центр
Владимир Булавин, сменивший Николая Винниченко на посту полпреда президента в СЗФО, на несколько часов почувствовал себя обыкновенным туристом. Эти часы полпред провёл в Старой Ладоге, которая претендует на роль одного из крупнейших туристических центров Северо-Запада.
В сентябре прошлого года появился президентский указ, по которому Старая Ладога должна превратиться в амбициозный «общенациональный культурно-туристический проект». Причём она будет первой «общенациональной» ласточкой – все последующие программы станут реализоваться по этому образу и подобию, потому что, как уверены в Москве, в субъектах Северо-Запада существуют сходные проблемы, которые можно решать единообразно. Так что Старая Ладога, которая, возродившись, станет центром туристического кластера на базе Ленинградской области, покажет всем остальным пример. Если всё хорошо будет.
А пока что у Старой Ладоги нет даже… генерального плана. Вернее, он есть, но абсолютно недействующий. Его разработали в середине 1990-х годов, и он уже устарел по всем параметрам. Как известно, миссию изготовления генпланов возложили на муниципалов с их более чем скромными бюджетами, поэтому у села Старая Ладога на такую роскошь денег не было никогда – ей бы улицы свои от колдобин избавлять и успевать латать гнилые инженерные коммуникации. Ведь туризм туризмом, а здесь и люди живут, поэтому для местной администрации приоритетной всегда была забота о них.
Но теперь, возможно, глава администрации Нина Ермак уже не будет так агрессивно воспринимать предложения главы Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-запо-ведника Людмилы Губчевской сделать что-нибудь и для развития туризма, ведь на высоком уровне сельскому поселению обещано покровительство. Впрочем, о покровительстве говорят уже давно – ещё с первого визита Владимира Путина в Старую Ладогу, когда музейщики и поселяне, видя неподдельно восхищённое лицо Владимира Владимировича, надеялись на «золотой дождь». Увы, с той поры дожди по-прежнему идут обыкновенные, размывающие давно не чиненные дороги и ветхие дома.
Так что пока на туристическую мекку Старая Ладога не тянет. По-прежнему гости музея, особенно с детьми, не могут рассчитывать на гостеприимство местного общепита и прочие удобства, которые давно стали обыденными в любом туристическом городке, например стран Балтии. Улицы, пыльные в сухую погоду и грязные в мокрую, не располагают к романтическим прогулкам по ним. Информационные щиты, на которых должно быть доходчиво написано и нарисовано, где какие достопримечательности и объекты инфраструктуры искать, взор туриста отнюдь не ласкают.
…Полпред Владимир Булавин родом нижегородский, поэтому ему вполне простительно, что Старую Ладогу он увидел впервые. И всё, что рассказывала ему Людмила Губчевская на небольшой экскурсии по музею, ему было в диковинку. Это наши всё уже давно слышали, что Старая Ладога такая древняя, что, возможно, даже старше Великого Новгорода, как очень хотят верить не только местные музейщики и жители, но и некоторые культурные деятели в правительстве Ленобласти. Впрочем, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, который сопровождал полпреда в поездке в Старую Ладогу, с высоты своего роста и положения несколько сдержанно относится к идее «догнать и перегнать Великий Новгород», но свои сомнения обычно выражает в форме шутки.
А вот полпред, похоже, был абсолютно искренне восхищён и находками, которые выставлены в археологическом музее, и дивными церковками в крепости, и самой крепостью, хотя он увидел её мельком – практически вошёл и вышел. Владимир Булавин, не стесняясь, сказал, что он чувствует себя обыкновенным туристом и уверен, что точно такое же восхищение испытывают все те, кто посещает Старую Ладогу впервые.
Но что делать, чтобы первое посещение не оказалось последним? Ведь простым туристам, в отличие от полпреда, сложнее добраться до Старой Ладоги, а это не самый ближний свет. Инфраструктуры тут нет, включая гостиницу, так что надо возвращаться в Петербург. А дорога тут одна – Мурманское шоссе, которое, конечно, шире просёлочной дороги, но и нагружено соответственно, пробки здесь бывают с пугающей регулярностью.
Увы, как будет развиваться Староладожский кластер, пока не очень понятно. Ясно, что крепость и дальше будут реставрировать, – Александр Дрозденко сообщил о ходе работ, да и так любой желающий может увидеть леса на стене крепости. Но как сделать Старую Ладогу – всю, а не только крепость – привлекательной для внутреннего туризма, каким способом заманить сюда разборчивого нынче посетителя и как удовлетворить его потребности и в культуре, и в обычных бытовых мелочах – это пока покрыто мраком. Умные головы составляют планы и пишут отчёты. Но насколько все эти планы оправдаются и насколько отчёты будут соответствовать реальности – покажет только время. Даже нынешнее лето может внести какие-нибудь коррективы в развитие Старой Ладоги. Ведь туристу не прикажешь срочно что-то полюбить и платить за эту любовь звонкой монетой. Доброе имя надо сначала заработать.
прямая речь
Владимир Булавин, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе:
– Поскольку в Старой Ладоге есть памятники как регионального, так и федерального значения, то реставрационные работы будут софинансироваться из бюджетов Ленинградской области и Российской Федерации. На первом этапе работ вложения составят 2 миллиарда, а в целом на реализацию проекта потребуется около 10 миллиардов рублей. Федеральные субсидии на Старую Ладогу гарантированы.
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:
– В областном бюджете на 2013 год заложено 250 миллионов рублей на восстановление инженерной инфраструктуры, реставрацию фасадов и ремонт дорог – это на праздник. А на реконструкцию исторических объектов будет потрачено ещё 200 миллионов рублей.
Сергей Акулишин, глава администрации Волховского района:
– Мы просили правительство Ленобласти выделить деньги для разработки градостроительного плана Старой Ладоги, поскольку без него невозможно начать подготовку ко Дню Ленобласти, который пройдёт на территории музея-заповедника. Председатель комитета финансов Евгений Елин заявил, что просьба будет удовлетворена, но это единственный случай для всей области, когда генплан разрабатывается за счёт регионального бюджета. Наша просьба была вызвана исключительно тем, что Старая Ладога – объект уникальный, мирового масштаба, и денег у сельского поселения и даже у района совершенно недостаточно для создания грамотного генплана, который так необходим этому месту. Нам областной бюджет выделил 140 миллионов рублей на празднование, но это вообще на все расходы.
Людмила Губчевская, директор Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника:
– К сожалению, пока у нас не получается конструктивного диалога с местной властью. Муниципалам всё не так: и памятник Рюрику с Олегом мы не там собираемся ставить, и здания, которые им самим не нужны, они не хотят передать нам, а мы сделали бы там музейные отделы. А про знаменитое и заброшенное ныне городище Любша на другом берегу Волхова, которое несомненно может привлекать туристов, и заикаться нельзя. Для местной власти это сплошное обременение. Хотя мы ведь и для них стараемся, например, все здешние свадьбы проходят у нас, из Волхова часто приезжают, из других окрестностей. Мы хотим разработать даже специальную программу для молодожёнов в древнерусской стилистике. Видите, кстати, очередная свадьба приехала?