В Михайловском – самая трудная опера Пуччини

В то время, когда вся театральная и околотеатральная общественность устремила свои взоры на целую серию мероприятий, приуроченных к открытию Мариинки-2, в Михайловском театре впервые за последние двадцать с лишним лет в Петербурге была исполнена выдающаяся опера Джакомо Пуччини «Манон Леско»

В то время, когда вся театральная и околотеатральная общественность устремила свои взоры на целую серию мероприятий, приуроченных к открытию Мариинки-2, в Михайловском театре впервые за последние двадцать с лишним лет в Петербурге была исполнена выдающаяся опера Джакомо Пуччини «Манон Леско». 

Событие это знаковое по многим параметрам. Во-первых, в одной из главных ролей выступил знаменитый российский тенор Владимир Галузин, никогда не исполнявший труднейшую партию кавалера де Грие в России. Во-вторых, «Манон Леско» очень редкая гостья на российских оперных подмостках. В 1979 году была осуществлена постановка этой оперы в Кировском театре (ныне Мариинском), и, кстати, музыкальным руководителем спектакля был молодой Валерий Гергиев. В главных ролях тогда выступили все ведущие оперные солисты, но по тем или иным причинам шедевр Пуччини недолго задержался на сцене театра. Несколько лет назад в том же Мариинском театре была предпринята попытка заново поставить «Манон Леско», и вновь почему-то не сложилось. Михайловский театр оказался более мобильным и творчески решительным – дали оперу в концертном исполнении, от которого пуччиниевская музыкальная драма не только не потеряла, но и приобрела.

В пресс-релизе Михайловского театра приведены слова тенора Владимира Галузина: «Этот спектакль очень редко ставится... попробуйте найти такого сумасшедшего тенора, который возьмётся за эту работу! Это физически выдержать очень сложно. Четыре акта на сцене, сложнейшие арии, безумные тесситуры, дуэты... Я обожаю эту музыку, но до сих пор побаиваюсь этой партии... Это самая трудная опера Пуччини».

Ну, допустим, нельзя назвать лёгкими и многие другие теноровые партии в операх Пуччини. Чего, например, стоит Дик Джонсон в «Девушке с Запада», да и Калаф из «Турандот» тоже далеко не подарок. Но тем не менее артист не очень кривит душой, говоря о том, что побаивается петь Де Грие…

Первое исполнение состоялось 3 мая, спустя несколько дней после «Пиковой дамы», в которой Галузин выступил в своей коронной партии Германа, и было это ожидаемо блестяще. Возможно, нужно чуть больше времени, чтобы перестроиться с драматической партии (Герман) на партию спинто (Де Грие), но голос Галузина совсем не соответствовал возрасту и образу героя. Напомним, что де Грие 18 лет. С самого начала артист зазвучал очень драматично, надрывно, и сразу стало понятно – добром история кавалера де Грие и Манон Леско не закончится. Через день, 5 мая, Галузин чувствовал себя куда свободнее, пел легко, верхние ноты были звонкими и яркими, хотя драматизм никуда не ушёл, но певец будто расслабился и целиком владел собой и своим вокальным аппаратом. Обладая огромной харизмой, большим сценическим темпераментом, который сразу захватывает публику, Галузин даже в скупом на сценические эффекты концертном исполнении умудряется создать образ несчастного влюблённого, вызывая сочувствие и сострадание у зрителей. Надо отметить, гораздо большее сочувствие, чем партнёрша тенора по второму спектаклю – Наталья Тимченко. Обладательница не очень большого и не очень интересного по тембру голоса, она довольно-таки заунывно и с одной краской пропела грандиозную партию Манон. Юная девушка из первого действия, превращающаяся в обольстительницу и кокетку во втором и затем заканчивающая оперу трагическим монологом отчаявшейся и опустившей руки женщины, требует от певицы, исполняющей роль, как огромной палитры красок – от пианиссимо до двух форте, так и недюжинного актёрского мастерства. Конечно, концертное исполнение со стоящими на просцениуме пультами ограничивает певицу в актёрской игре, но тем труднее задача: показать судьбу героини голосом, когда к её услугам не представлены костюмы, парики, грим и декорации. К сожалению, не везде исполнительница была убедительна, а местами, дабы «поддать драматизма», даже начинала покрикивать. Думаю, что её явно лирическому голосу не стоит браться за такую тяжёлую партию, дабы не форсировать голос.

А вот кто с честью справился со своей задачей, так это первая партнёрша Владимира Галузина по спектаклю 3 мая – солистка Михайловского театра Марина Трегубович. Она имеет солидный багаж партий веристского репертуара (Сантуцца в «Сельской чести», Тоска, Мими в «Богеме») плюс кинопрошлое не прошло для неё даром – скупыми средствами, почти не отрываясь от пульта, Марина смогла взаимодействовать с партнёрами, и с каждым из них по-разному, и рассказала о трагической судьбе своей героини с подлинным артистическим мастерством. Кульминационным в её исполнении стал четвёртый акт, в котором певица была абсолютно в своей стихии как вокально, так и актёрски. Весьма впечатляющим было и второе действие, где певица находится на сцене всё время и должна продемонстрировать все грани характера Манон – от сердитой мещаночки до умопомрачительной кокетки и раскаивающейся в своей вероломности любовницы.

На высоте оказались и оба исполнителя роли Леско, кузена героини. Молодой лирический баритон Борис Пинхасович создал образ обаятельного повесы, стилистически и вокально безупречно исполнив непростой по тесситуре и наполнению текст Пуччини. Отрадно отметить и творческий рост другого баритона – Александра Кузнецова. Тёмным, хорошо сфокусированным звуком он убедительно «отоварил» партию, непростую даже для того певца, который, несмотря на молодой возраст, успел спеть Скарпиа в «Тоске». Очень качественно показала себя молодая часть труппы театра в небольших партиях Эдмондо (способный лирический тенор Евгений Ахмедов и более спинтовый Сурен Максутов) и в исполнении короткого, но очень эффектного Мадригала (Софья Файнберг в первый вечер и Анастасия Заболоцкая-Виноградова – во второй). Киевский гость Андрей Гонюков в роли Жеронте прозвучал несколько облегчённо и как-то опереточно, что не помешало ему тем не менее зычно пропеть последнюю сцену с Манон, в которой певец неожиданно зазвучал драматически. То же самое можно и отнести к Юрию Мончаку, второму исполнителю той же партии, который «разыгрался» только к концу своей партии, где показал очень неплохую вокальную кондицию.

И теперь об одном из главных героев обоих вечеров – об оркестре.

Видимо, здесь уместно сказать про психотип дирижёра – «Манон Леско» поддаётся музыкантам холерического типа с пылкой душой, которым подвластны и понятны страсти, так потрясающе точно переданные композитором. Вот почему можно однозначно признать работу молодого маэстро Михаила Татарникова удачной и впечатляющей. Оркестр под его управлением с упоением и азартом сыграл красочную партитуру Пуччини.

К счастью, исполнение оперы «Манон Леско» не было отягощено изысками режиссуры и можно было просто наслаждаться великой музыкой, не отвлекаясь ни на какие детали. Хорошо бы Михайловский театр, который, по всей видимости, захочет поставить на своей сцене эту оперу в следующем сезоне, нашёл адекватного прекрасным музыкальным составам, имеющимся в театре, режиссёра, который сумеет гармонично развить достойную музыкальную концепцию редкого шедевра Пуччини.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.