В Петербурге готовят зарубежный культурный десант
Фонд имени Д.С.Лихачева при поддержке фонда Б.Н. Ельцина и Комитета по внешним связям Петербурга готовит новых зарубежных стажеров – победителей конкурса «Творческие стажировки в России»
Фонд имени Д.С.Лихачева при поддержке фонда Б.Н. Ельцина и Комитета по внешним связям Петербурга готовит новых зарубежных стажеров – победителей конкурса «Творческие стажировки в России».
С подобной инициативой в истории международных культурных обменов Россия выступила впервые, и это принесло свои плоды. Западные интеллектуалы, любители русской культуры, – писатели, художники, режиссеры, искусствоведы получили возможность глубже познакомиться с культурным своеобразием России, инициировать множество международных проектов, популяризирующих российскую культуру на Западе.
- …Эта программа очень важна, поскольку позволяет налаживать культурные связи между людьми. В результате когда-нибудь именно люди будут определять политику между странами, а не правительства,… - выразил надежду Генеральный консул США Брюс Тёрнер на презентации проектов стажеров в Американсом консульстве.
Конкурс стартует уже в шестой раз. В этом году поступило 80 заявок. Победители (в этом году их 12) получили двух-недельную стажировку в России с индивидуальной программой.
Влюбленный в Петербург британец Марк Сатклифф по примеру известного издательства «Гудзон и Темза» назвал свой издательский дом в Лондоне – «Фонтанка». Он специализируется на издании книг и художественных альбомов, связанных с русской культурой. К юбилею Эрмитажа Марк готовит книгу о его сотрудниках – от руководства до смотрителей, пишет труд об охране памятников Петербурга, а также собирает материалы для выставки, посвященной революционным событиях 1917 года. Глава Фонда искусств Саксонии Манон Бурсиан уже работала в Петербурге в Институте Гете около двадцати лет назад и с удовольствием приехала вновь для организации совместных творческих обменов и визитов немецких и российских интеллектуалов.
- У нас, в Саксонии, давние традиции исполнения классической музыки, но не хватает современных музыкантов, развит дизайн, но не хватает художников, прекрасный кукольный театр, но не хватает артистов и режиссеров. А в России каждый художник – целая планета! Я была приглашена на спектакль Андрея Могучего – это лучший спектакль за последние пять лет, который я видела. Из музыкантов меня покорил Владимир Волков. У меня есть хорошие идеи для тех, кто захочет работать вместе, – рассказывает Манон.
В программе участвует и эмигранты из России. Так, Наталья Марэй активно пропагандирует русское искусство в Великобритании, будучи преподавателем искусств в Институте Курто. Она готовит программу студенческих обменов с Академией Художеств, а также выставку русского авангарда в Лондоне, кроме того собирает материалы для своей новой книги о праздничном оформлении Петрограда. А вот Люба Таубвурцель, уезжая из Ленинграда в 1978 году, не думала, что через тридцать пять лет вернется совсем в другой город Петербург. Ей хочется устроить в пресс-клубе Вашнгтона фотовыставку, на которой открыть планету под названием Санкт-Петербургская Консерватория. В Америке, о ней не знают, хотя известны ее великие выпускники Петр Чайковский, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, а ныне Валерий Гергиев.
Истории бедных эмигрантов из Европы и России тронули Морриса Вогела – президента «Квартирного музея Нижнего Ист-Сайда», где и представлена их жизнь. Он приехал в Россию для пополнения коллекции. Кстати, музей этот – один из самых посещаемых в Нью-Йорке (200 тысяч посетителей ежегодно). Скрестить джазовые традиции двух столиц джаза Петербурга и Нового Орлеана, знаменитых своими джазовыми пароходами, намерен в своей новой пьесе драматург Дэвид Уайт. По его мнению, именно русская песенная традиция наложила отпечаток на русский джаз, сделав его уникальным. Книгу 21 века обещает создать мультимедийный художник и писатель из Нью-Йорка Тал Халперн. Он собирает визуальные материалы для иллюстрированного романа «Фантастический мир Е-506», основанного на жизни и творчестве Евгения Замятина.
Несколько проектов было связано с русским театром. Так, театральный режиссер из Нью-Йорка Дэниел Макклейнфелд готовит совместную мультимедийную постановку с Андреем Могучим в Александринском театре, а для американской аудитории пишет статью о творчестве Андрея Могучего. Наша театральная школа чрезвычайно ценится за рубежом, что подтвердила режиссер и актриса из Нью-Йорка, Фэй Симпсон. Ее заинтересовала работа со сценической речью преподавателей Академии театрального искусства Валерия Галендеева и Юрия Васильева. Они будут участниками ее нового документального фильма, который поможет в преподавании актерского мастерства студентам Йельского университета. Кроме того, Фей – автор уникального метода сценического движения «Прозрачное тело», о котором написала книгу. Для подкрепления актерского образа она использует его внутреннее состояние, с которым работает с помощью теории теней Карла Густава Юнга и системы чакр. (чакра сердца - человек приветливый, отзывчивый; чакра живота - человек ума, секса, гордыни и т.д.) В России Фей ищет издателя для своей книги. Режиссер и преподаватель театрального факультета Американского университета (Вашингтон) Гейл Хамфрис готовит спектакль кабаре Петрограда 20-х годов к дням Петербурга в Американском университете. Для своей постановки она уже приглашала пять режиссеров из России и намеревается повторить этот опыт, поскольку ее студентам было полезно поработать с режиссерами другой традиции и культуры.