Александр Худилайнен: «Доверие жителей – основа для движения вперёд»
В разговоре с корреспондентом «НВ» глава Карелии подвёл итоги первого года своей работы на губернаторском посту
В разговоре с корреспондентом «НВ» глава Карелии подвёл итоги первого года своей работы на губернаторском посту
Год назад Карелию возглавил новый руководитель – Александр Худилайнен, который пришёл на эту должность с поста председателя Законодательного собрания Ленинградской области. В интервью корреспонденту «НВ» Александр ХУДИЛАЙНЕН признался, что «отчётный» год был для него непростым, но работа в Карелии его не разочаровала.
– Александр Петрович, свою деятельность вы начали с того, что побывали во всех районах, в том числе самых проблемных. Если сравнить с первоначальным впечатлением, изменилась ли ваша оценка состояния и перспектив республики?
– Прежде чем приступить к работе в Карелии, я постарался изучить состояние экономики и социальной сферы республики с помощью как доступной справочной информации, так и в ходе встреч со многими руководителями федеральных органов власти, уроженцами карельской земли, аналитиками и экспертами. И в целом понимал, чем дышит Карелия, какие есть трудности. Разумеется, когда начал детально заниматься ситуацией в разрезе каждой отрасли, каждого района, осознал, насколько много проблем и как непросто их будет решить.
Но разочарования не произошло, потому что понимаю: всё в наших руках. Уверен, что люди, которые живут и трудятся в Карелии, с помощью той команды в правительстве, которую удалось сформировать, в силах изменить ситуацию к лучшему.
– Вы пришли к руководству регионом в достаточно непростой политической ситуации, которая на тот момент сложилась в республике. Не секрет, что тогда в Карелии обострилось противостояние между различными политическими и бизнес-элитами, непросто складывались отношения исполнительной и законодательной ветвей власти. Изменилась ли сейчас обстановка?
– Усилия, которые мы направили на консолидацию общества, постепенно дают результаты. Сегодня совсем по-иному, гораздо конструктивнее, складываются отношения правительства и Законодательного собрания. Удалось в значительной степени добиться и взаимопонимания с муниципальным сообществом. Напомню, что год назад в структуре исполнительной власти даже не было ведомства, отвечавшего за взаимодействие с органами местного самоуправления. Теперь такой госкомитет появился. И мы теперь объективнее оцениваем ситуацию на местах, активнее помогаем муниципалитетам решать имеющиеся у них проблемы.
– А отношения с властями Петрозаводска? Это всегда было той подножкой, о которую спотыкались предыдущие губернаторы…
– Год назад, действительно, в отношениях между Петрозаводском и республикой, как правило, использовались два местоимения: «мы» и «они». Сейчас превалирует местоимение «мы». Очевидно, что от взаимодействия с городской властью зависят не только повседневная жизнь и развитие Петрозаводска, но и восприятие Карелии в целом. Ведь именно через Петрозаводск в республику прибывают большинство туристов, представителей бизнеса. Поэтому его облик, состояние улиц, дорог должны быть визитной карточкой региона.
– Состояние дорог, как и инфраструктуры в целом, например крайне низкий уровень газификации, остаются одними из самых острых проблем в Карелии. Получилось ли хотя бы сдвинуть их решение с мёртвой точки?
– Что касается строительства и реконструкции федеральных автотрасс, то если в 2012 году на эти цели было выделено около 4,5 миллиарда рублей, то в этом году уже 6,7 миллиарда. Активно занимаемся формированием регионального Дорожного фонда за счёт собственных источников, сейчас он составляет чуть больше 3,2 миллиарда рублей.
Один из важнейших для нас проектов – газификация республики. За предыдущие годы ОАО «Газпром» вложило в Карелию всего около 800 миллионов рублей. В этом году было подписано соглашение о том, что в ближайшие три года объём инвестиций вырастет в разы – до 4 миллиардов 100 миллионов рублей. Уже начались работы по газификации Приладожья: к концу года голубое топливо придёт в Олонецкий район.
За три года в республике будут построены почти 470 километров газопроводов и разводящих магистралей вокруг Ладожского озера, появится порядка 78 современных котельных в четырёх районах. Я убеждён, что большая газификация приведёт к кардинальным переменам в жизни республики. Возрастёт само качество жизни в отдалённых районах Карелии, появятся объективные условия для значительного роста инвестиций в районы и поселения. Более того, в ближайшее время намерены начать предметные переговоры о газификации так называемого второго кольца – вокруг Онежского озера. Думаю, что найдём понимание, чтобы создать технические и экономические возможности для газификации территорий вокруг Онего с 2015 года.
– Есть ли подвижки в преодолении энергозависимости республики? Дефицит электроэнергии, высокие тарифы серьёзно тормозят развитие экономики.
– Да, сегодня реализация любого крупного инвестиционного проекта наталкивается на ограничения, связанные с недостаточно развитой энергетической инфраструктурой. Решаем этот вопрос не только с помощью газификации. Например, активно подключились к работе по изменению схемы строительства линии электропередачи на 330 кВ, которая проходит транзитом через Карелию с Кольского полуострова на Ленинградскую атомную станцию, что позволит улучшить энергоснабжение республики.
Ведём переговоры по продолжению строительства малых ГЭС. Первая такая электростанция была введена в строй в 2010 году в посёлке Ляскеля Питкярантского района. В сентябре планируется окончание строительства ещё одной ГЭС в Сортавальском районе. В перспективе возведение ещё трёх станций, причём эти ГЭС обеспечат электроэнергией те населённые пункты, к которым не подведены внешние сети энергоснабжения. Таких посёлков у нас девять, и они достаточно крупные – Реболы, Валдай. Там используются дизель-генераторы, что, конечно, очень дорого. До недавнего времени тарифы на электроэнергию для малого бизнеса в этих посёлках были в четыре с лишним раза выше, чем в среднем по республике. Нам удалось ситуацию изменить, и с этого года предприниматели там вздохнули легче.
– Кроме энергетики, к каким ещё отраслям проявляют интерес инвесторы? И начал ли давать плоды новый республиканский закон о господдержке инвестиционной деятельности, принятый в этом году?
– Опыт общения с представителями деловых кругов показывает, что этого закона действительно очень ждали. И инвесторы начали приходить в республику ещё раньше, только под гарантии его принятия. Сразу отмечу, что не могу раскрывать подробности тех соглашений, которые сейчас планируются, это, на мой взгляд, неэтично по отношению к инвесторам. Назову отрасли, в которых намечены крупные проекты. Это целлюлозно-бумажная промышленность, причём речь идёт как о модернизации существующих производств, так и открытии новых. Например, нашли инвестора для Сегежского ЦБК, ведём с ним диалог.
– Насколько известно, речь идёт в том числе о возобновлении когда-то нашумевшего проекта «Белый медведь» по производству белёной целлюлозы…
– Да, предварительная заинтересованность у инвестора в этом проекте есть. Для республики он особенно важен, поскольку позволит перерабатывать не только хвойную, но и лиственную древесину. Сейчас используется лишь малая её часть для производства современного биотоплива – энергопеллет. Это производство, кстати, тоже намерены развивать, есть планы по открытию нового предприятия.
Среди других проектов – модернизация Кемского порта, строительство порта в Беломорске, новый завод по производству минераловатных плит в Кондопоге, новое деревообрабатывающее производство в Костомукше, предприятие по производству пиролизного масла и так далее. Это те проекты, у которых уже есть конкретные инвесторы. Достаточно активно пошли вложения и в сельское хозяйство.
– А туризм? Недавно были опубликованы экспертные данные о том, что Карелия находится на третьем месте по туристической привлекательности среди российских регионов…
– А по активным видам отдыха – на первом. Самым серьёзным образом намерены использовать это преимущество: в ближайшее время в структуре правительства появится отдельное ведомство по туризму. Сейчас Карелию посещают около 1 миллиона 700 тысяч гостей ежегодно. Уверен, это количество можно увеличить как минимум вдвое, но дело не столько в количестве гостей Карелии, а в качестве предоставляемых им услуг, которые, в свою очередь, способны стать одной из реперных точек экономического роста. Конечно, для этого надо создавать инфраструктуру, чтобы люди не просто приезжали с палатками и байдарками, а имели возможность отдохнуть в хороших гостиницах, отведать национальной кухни, посетить те достопримечательности, доступ к которым сегодня затруднён из-за состояния дорожной сети. Я уже не раз говорил: к туристу надо относиться с заботой и любовью, чтобы он был готов приехать в Карелию и оставить здесь свои деньги за предоставленные услуги.
Поделюсь и радостной новостью о том, что с 6 июня этого года возобновляются авиарейсы между карельской столицей и Петербургом. Пока два раза в неделю, но если будет хорошая заполняемость, то, возможно, впоследствии самолёты станут летать чаще.
– Александр Петрович, понятно, что оценивать свою работу любому человеку достаточно сложно. И всё-таки, какое у вас ощущение от прошедшего года руководства регионом?
– Ни разу не пожалел о том, что приехал в Карелию, что согласился занять этот пост. Работа тяжёлая, работы много. Но я к этому привык и много работать умею. И убеждён: если человек проявляет упорство, настойчивость, максимально вкладывает свои силы, то результаты будут, успех придёт. Думаю, из того, о чём мы говорили, видно, что подвижки есть. Есть и понимание, что делать дальше. Я опираюсь на жителей Карелии. Их доверие и непосредственное участие в решении общих задач позволяет всем нам двигаться вперёд. Тем более что удаётся найти всё больше союзников, которые хотят и способны изменить ситуацию в Карелии к лучшему.
взгляд со стороны
«У правительства есть стратегическое видение будущего республики» Юрий Савельев, директор Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук: – По моему мнению, год работы на должности главы Республики Карелия – это очень малый срок, чтобы давать какие-то объективные и обоснованные оценки об успехах или неуспехах. По существу, работа только начата, и первые её результаты, которые можно будет оценить с использованием «экономического лекала», появятся не ранее чем через два-три года.Социально-экономическая обстановка в республике в последние несколько лет складывается крайне сложная, а в ряде сфер деятельности – просто кризисная. Глава Карелии и правительство это в полной мере осознают, и сегодня все основные усилия направлены на изменение этой ситуации в положительную сторону. Уже сделаны крайне важные шаги в этом направлении.
Например, принят ряд законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Карелии. Прежде всего это закон РК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и закон РК «Об инновационной деятельности в РК». Кстати замечу, что последний закон учёные Карелии совместно со специалистами Минэкономразвития РК безуспешно пытались принять на протяжении 15 лет, и только в 2012 году дело сдвинулось с мёртвой точки.
Внесены существенные изменения и коррективы в целый ряд нормативных актов, в том числе связанных с улучшением правил и условий землепользования, аренды и продажи земель. Ведётся постоянная работа с потенциальными внешними инвесторами.
Всё это говорит о том, что у правительства РК есть определённое стратегическое видение будущего республики. Была, правда, в один момент, как мне показалось, определённая растерянность и пессимизм у правительства РК. Но эта временная слабость преодолена. И сейчас готовится (в том числе и с активным участием учёных) целый ряд стратегических проектов и инициатив, реализация которых позволит не только в целом повысить инвестиционную привлекательность республики, но и создать точки экономического роста. Поэтому хочется пожелать Александру Худилайнену успехов и упорства, чтобы довести до логического завершения все начинания.
выводы
Главное – решить проблему «монопрофильности» экономикиВ течение этого года Александру Худилайнену, очевидно, было во многом сложнее, чем его предшественнику Андрею Нелидову. Так получилось, что за недолгий срок правления экс-губернатора (вольно или невольно, заслуженно или нет, не о том речь) в регионе сформировалось, мягко говоря, настороженное отношение к так называемым «варягам». К тому же покатилась череда банкротств градо-образующих предприятий, почти встал Кондопожский ЦБК, РУСАЛ объявил о планах по закрытию завода в Надвоицах. Причём складывалось ощущение, что прорвало какую-то плотину. Здесь надо отметить определённую стойкость губернаторской команды, которая рук не опустила, но начала биться за сохранение производств.
Конечно, скептики могут сказать, что весьма существенно помог федеральный центр: например, проблема с Надвоицким заводом решалась при участии Владимира Путина. Но справедливо и то, что помогают тем, кто и сам способен себе помочь и что-то сделать. Яркий пример – поиск нового инвестора для Кондопожского ЦБК, которым стал банк «Санкт-Петербург». За довольно короткое время комбинат удалось снова запустить. Пока примерно на половину мощности, хотя новое руководство предприятия заявляет, что максимум к концу года намерено вывести ЦБК на безубыточность. С Надвоицами ситуация тоже проясняется: речь идёт не только о сохранении, но и перепрофилировании производства на более востребованную продукцию.
Тем не менее всё вышесказанное не снимает проблемы «монопрофильности» экономики республики и зависимости регионального бюджета от нескольких крупных предприятий. Чем она опасна, показала ситуация с ОАО «Карельский окатыш» (он же Костомукшский горно-обогатительный комбинат), которое вошло в консолидированную группу налогоплательщиков «Северстали» и теперь львиная доля налога на прибыль уходит в соседнюю Вологодскую область.
Как следует из выступлений руководства Минфина России, пересматривать решение о консолидированных группах в Москве не намерены. Проигравшим регионам (а таковых, как заявил на днях корреспонденту «НВ» министр Антон Силуанов, в России насчитывается 18) федеральный центр, в частности, предлагает бюджетные кредиты. Это, конечно, лучше, чем банковские заимствования, но учитывая, что у республики и без того растёт госдолг, превысивший к концу года 10 миллиардов рублей, пользоваться этим механизмом придётся с осторожностью.
И одновременно искать собственные источники пополнения казны. В этом отношении уже кое-что сделано. В частности, объявлен бой «серым зарплатам», из-за выплаты которых, по подсчётам карельского минфина, региональный бюджет недополучает около 2 миллиардов рублей. Кроме того, республиканское правительство инициировало ряд изменений в земельное законодательство, чтобы деньги от продажи земли (а в некоторых уголках Карелии, например в Приладожье, она просто «золотая») не текли мимо бюджета.