«У нас мало вундеркиндов»

Тренер юношеской команды «Зенита» Анвер Конеев объяснил «НВ», почему молодым питерским футболистам тяжело пробиться в главную команду

Тренер юношеской команды «Зенита» Анвер Конеев объяснил «НВ», почему молодым питерским футболистам тяжело пробиться в главную команду

Юношеская команда «Зенита» (игроки 1995 года рождения), которую тренирует Анвер Конеев, в конце 2012 года под флагом сборной Северо-Запада стала чемпионом России, а в январе 2013-го достойно представила Петербург на Международном турнире памяти Валентина Гранаткина, заняв второе место. Воспитанники Конеева – защитник Степан Ребенко и нападающий Данила Ящук – уже включались Лучано Спаллетти в число запасных на матчи главной команды. Пять человек выступают за сборную России своего возраста. При этом сам Анвер Конеев еще в юности понял, что футболиста из него не выйдет, и решил стать тренером. Как это произошло и что изменилось с тех пор, как он пришел в школу «Смена», которая теперь стала академией главного петербургского футбольного клуба, он рассказал «НВ».

– Я провел детство в Магадане, где мой отец работал в рыболовецком флоте, – вспоминает Конеев. – Он прошёл путь от матроса до капитана сейнера, был передовиком труда, и он всегда был для меня примером. Я с детства полюбил футбол, играл в турнирах «Кожаный мяч», занимался в секции городской спорт­школы. Магадан нельзя назвать футбольным городом, но у нас был очень хороший тренер – Валерий Павлович Щукин, родом из Владимира. Замечательный человек, к сожалению, уже ушёл из жизни. Когда в Питер приезжают команды из Владимира, передаю через них цветы на его могилу. В десятом классе я удивил родителей, сказав им, что хочу стать тренером. Поехал в Москву, поступил в Московский областной институт физкультуры. Играл за юношескую команду «Динамо», за «Чертаново». Но уже на четвёртом курсе понимал, что футболиста из меня не получилось.

– Девяностые годы – тяжёлое время для футбола. Спортшколы закрывали, поля закатывали асфальтом под рынки и автостоянки.

– В 1995-м я окончил институт, сдал все экзамены на «отлично», но работу в Москве найти не удалось. Пошёл в военкомат, меня призвали в погранвойска, доверили проведение спортивной работы. Организовывал и судил армейские соревнования по футболу, волейболу и другим видам. В это время родители перебрались из Магадана в Петербург, так что я после службы поехал в Питер. Меня взяли в футбольную школу «Локомотива», которая тогда создавалась при активном участии Юрия Андреевича Морозова. Мне доверили команду ребят 1988 года рождения.

– В те времена детскими тренерами могли работать только энтузиасты. Какая у вас была тогда зарплата, если не секрет?

– 700 рублей. Я подрабатывал по ночам охранником в ресторане «Кукарача». В первый год наша школа вышла из второй группы в первую, на второй год – в высшую. И помню, что все поздравляли друг друга с успехом, а я стоял и думал: «Как же мы будем играть против «Смены» и СДЮШОР «Зенит»?» Но, ко всеобщему удивлению, сыграли успешно, в первый сезон произвели настоящий фурор. Из тех моих воспитанников на профессиональный уровень вышел защитник Саша Хохлов, который один матч провёл за основу «Зенита», потом играл в «Кубани», Нальчике, «Ростове». Николай Дубинин – в команде «Русь». Очень талантливый парень был Саша Степанов, много забивал, но, считаю, просто не нашёл своего тренера.

– А в школе «Смена» вы оказались…

– По приглашению завуча Владимира Васильевича Варламова. В 2002 году я набрал команду шестилетних мальчишек и с небольшим перерывом работаю с ними до сих пор.

– Условия работы в «Смене» лет 10 назад и сейчас, уже в Академии «Зенита», не сравнить.

– Конечно, сейчас у нас манеж, отличные поля, но главное – мы получили возможность ездить на турниры в Европу, перенимать передовой опыт. У нас по две-три стажировки в год, выезжают по 10 тренеров. Всё это обходится «Зениту» недёшево, но это действительно очень полезно. Мы побывали во многих ведущих клубах Европы – «Ювентусе», «Милане», «Баварии», «Челси», голландском «Фейеноорде», лиссабонском «Спортинге». Особо я благодарен клубу «Зенит» и руководителю академии Хенку ван Стее за то, что смог неделю провести в Барселоне, наблюдать за работой тренеров академии этого клуба. Я давно болею за эту команду, но дело не в этом. Как тренер, могу сказать: меня восхищает работа академии «Барселоны». Ни в одном клубе столь высокого уровня в мире нет такого количества своих воспитанников в основном составе. И хотя после поражения от «Баварии» в Лиге чемпионов «Барсу» многие спешат похоронить, я уверен, что эта команда продолжит играть в фантастический футбол.

– Далеко мы отстали от «Барселоны» и вообще от Европы в подготовке игроков?

– Знаете, у нас ведь много лет даже методических пособий для занятий с детьми не выпускали. В своё время мы обратились к Юрию Андреевичу Морозову с просьбой помочь в этом. И он через своего друга Валерия Лобановского достал кассету с записью курса занятий, по которому тренировалась вся Европа. А сейчас мы после каждой стажировки и международного турнира обсуждаем на тренерских советах, что можно использовать в работе, и таким образом растём. Лично для меня, например, было удивительно, что в Европе тренеры не ведут команды от 6 лет до 18, как это раньше было у нас, а по мере взросления ребят наставники меняются. Но самым ценным открытием стало, что там с футболистами младших возрастов много занимаются тактикой, индивидуально подходят к каждому игроку.

– А малышам так уж нужна тактика?

– Конечно! Да им самим это интересно. Сейчас все команды нашей академии играют, как и «Зенит», по схеме «4–3–3». С самого детства постигают тонкости игры именно по такой системе.

– Кстати, в последние годы в Академию «Зенита» пришла большая группа бывших футболистов, выступавших за «Зенит».

– Это тоже европейский подход. С детьми занимаются два тренера – один, уже имеющий опыт работы, второй – бывший футболист. Продуктивно получается.

– Считается, что в России слишком много уделяют значения турнирным показателям в ущерб развитию личности футболиста.

– Я так скажу – важно и то и другое. Приведу пример той же «Барселоны». За последние несколько лет я не раз видел на международных турнирах, как играют команды её академии. Они почти всегда занимают первые места. Если правильно развивать индивидуальность футболистов, то и командные результаты придут.

– Я слышал, что на финале чемпионата России в Сочи вам пришлось изрядно поволноваться?

– В тот день в Сочи приехал Владимир Путин, некоторые дороги перекрыли и наш автобус попал в жуткую пробку. Мы поняли: еще немного и опоздаем на стадион. Я предложил выйти из автобуса, мы нашли местного жителя, который провёл по тропинкам туда, где мы смогли поймать несколько такси. Приехали на стадион минут за 20 до начала матча и на эмоциях выиграли 4:0 у сборной Московской области.

– В Петербурге много талантливых молодых футболистов. Почему им так тяжело пробиться в «Зенит»?

– Мое мнение – хорошие ребята у нас есть. И Данила Ящук, и Александр Закарлюка, и Степан Ребенко, и Павел Могилевец, которого недавно назвали «русским Месси», так он здорово сыграл на международном турнире. Но среди них мало вундеркиндов, таких, какими в своё время были, например, Олег Саленко и Владислав Радимов, которые уже в 16–17 лет могли играть на уровне главной команды. Большинству требуется время, чтобы созреть для взрослого футбола.

– Может быть, в структуре клуба не хватает какого-то звена? Как относитесь к предложению организовать при командах премьер-лиги фарм-клубы, выступающие во втором дивизионе?

– Полностью за. Опять приведу пример «Барселоны» – её дочерняя команда выступает во втором по рангу дивизионе чемпионата Испании. Главное, чтобы у команды и фарм-клуба была общая заявка, чтобы в любой момент парень, который проявил себя, мог быть переведён в основу. Но я еще добавлю – в России необходимо организовать и чемпионат юношеских команд, не старше 19 лет, как во всей Европе и даже на Украине.

– Ваши воспитанники уходят во взрослую жизнь. Вы готовы снова набрать шестилетних малышей или есть желание поработать на другом уровне?

– Мне было бы интересно поработать с юношами от 16 и старше. Кстати, у меня были варианты возглавить команды второго дивизиона – я отказался. Были предложения поработать в системе РФС с юношескими сборными страны. Но меня всё устраивает в «Зените», я готов и дальше работать в клубе, в академии, там, где сочтёт нужным руководство. Главное для меня – чувствовать доверие, это меня окрыляет. Пока мне везло на людей, которые мне доверяли, и я, надеюсь, их не подводил.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.