Несчастье – конвертируемый товар…
В жизни, увы, всегда есть место и болезни, и уродству, и смерти, но из этого отнюдь не следует, что такие скорбные явления могут быть конвертируемым товаром. Оказывается, могут!
В жизни, увы, всегда есть место и болезни, и уродству, и смерти, но из этого отнюдь не следует, что такие скорбные явления могут быть конвертируемым товаром. Оказывается, могут!
Неизвестная дотоле, а ныне лауреат кинопремии «Ника-2013» в номинации «Лучший неигровой фильм» Любовь Аркус разъезжает по стране с демонстрацией двухчасового монтажа съёмок о жизни подростка Антона. Фильм называется «Антон тут рядом». Там Антон грустит, смеётся, пытается работать, общается с людьми, плачет – и так день за днём крупным планом, в разных обстоятельствах, ракурсах на протяжении двух лет. Если бы героем ленты был простой школьник, её легко можно было бы принять за семейную хронику кинолюбителя. Но здесь – золотое дно для человека творческого! Антон ведь не обычный подросток, он страдает олигофренией – врождённым слабоумием. Это дефект внутриутробного развития, который, увы, не может быть излечен, по крайней мере на современном этапе развития медицины. Режиссёр, видимо реализуя свой художественный замысел, драматично повествует за кадром о нелёгкой женской доле и рассуждает об аутизме, к которому упорно причисляет мальчика, игнорируя клинические факты и недоумение специалистов. Наверное, Любовь Аркус считает, что слово «аутизм» красивее, чем «олигофрения».
В конце апреля наша кафедра специально посвятила методический семинар обсуждению этого фильма. Помимо педагогов, психологов и врачей – неврологов и психиатров – в нём согласились участвовать режиссёр Аркус и известный в городе философ, который усмотрел в аутизме (не в олигофрении же) средоточие проблем, которые приписал современному человеку вообще: страх общения, замкнутость, невозможность коммуникации с другими людьми. Что ж, психические расстройства на отечественном поле – пока доходные, не занятые шесть соток для философских умопостроений. К сожалению, задуманного обсуждения фильма не получилось. К тому же, как оказалось, обсуждать что-либо и не было задачей новоиспечённого лауреата. Слава, настигшая на склоне творческой биографии, не всем по силам, и беседа то и дело скатывалась к гневной проповеди-отповеди присутствующим. Любовь Юрьевна с присущей её художественной натуре чуткостью обзывала вежливо вопрошающих её специалистов дураками, невеждами и вредителями, порываясь время от времени покинуть аудиторию, где не нашлось ей ни сочувствующих, ни аплодирующих. Стенограмма дискуссии скоро появится на сайте нашей кафедры.
Вопрос, который так и остался без ответа: «Зачем?» Зачем спекулировать на болезни мальчика, несчастье его родителей, их незадавшихся судьбах? На трудностях государственного содержания и призрения людей, подобных Антону? Этими вопросами лауреат, похоже, не озадачивается. Предвижу возражения: мол, Любовь Аркус вскрыла важную общественную проблему, а её фильм заряжен пафосом неогуманизма. Что ж, обывателя легко растрогать показом душевнобольного человека – в средневековой Англии даже существовали специальные заведения для помешанных, куда за небольшую плату водили праздную публику.
А сколько ещё нетронутых сюжетов?! Не удивлюсь, если следующим «киношедевром» станет документальный репортаж о вскрытии умершего. Тема нетронутая и весьма перспективная как для художественных экспериментов, так и для широких «философских обобщений».