Платный Петербург
Некоторым так и неймётся пойти по стопам Остапа Бендера, который торговал видом на Провал
Некоторым так и неймётся пойти по стопам Остапа Бендера, который торговал видом на Провал
В Петербурге затеяли информационную подготовку к введению платного входа в Летний сад. Кампания в пользу билетного входа очень напоминает ту, которая в начале девяностых годов велась за платное пользование туалетами, что, как заверяли, пойдёт на пользу городу, горожанам, туристам и поднимет туалетную отрасль на европейский уровень…
Итак, пресс-служба Русского музея, в ведении которого находится парк, заявила, что посещение Летнего сада пока (!) – на этот сезон – останется бесплатным. Вроде как – ура! Но – к обсуждению проблемы платного входа руководство музея вернётся после подведения итогов сезона.
Ещё в ходе реконструкции сада на входе появились турникеты, правда, тогда руководство музея заверяло, что они нужны исключительно для учёта посетителей. Однако в сентябре прошлого года заведующий филиалом «Летний сад, Михайловский сад и зелёные территории Русского музея» Сергей Ренни заявил, что символическая плата за посещение не будет обременительной для туристов, но избавит парк от нежелательных посетителей. (Можно подумать, что Летний сад – излюбленное место пьяниц и бомжей.) А в этом году добавился ещё один аргумент: мол, бюджетного финансирования саду недостаточно, не хватает 25 миллионов рублей. Так что вход по билетам принесёт выгоду как музею, закрыв финансовую брешь, так и посетителям, которым будет гарантировано изысканное общество. Но чтобы не травмировать психику старшего поколения, которое привыкло к свободному входу, торопиться с введением платы не будут.
Судя по тому, что ни Минкульт, ни Смольный никак не реагируют на пропаганду платности Летнего сада, положительное решение на этот счёт может быть принято уже в этом году. Действительно, если в сам Русский музей мы входим по билетам, то почему его филиал – Летний сад – осматриваем бесплатно?
Логика в таких рассуждениях есть. Но если следовать данной логике, почему бесплатным должен оставаться вход на Дворцовую площадь, которая тоже музей под открытым небом, прилегающий к Эрмитажу? А сколько туристов и горожан бесплатно ходят по красивейшим Сенатской и Исаакиевской площадям, которые вполне можно объявить филиалами музея «Исаакиевский собор» и продавать билетики на их осмотр? Это же золотая жила! Можно также ввести плату за фотографирование Стрелки Васильевского острова с Дворцовой набережной и набережной – со Стрелки. Вслед за этим администрация Центрального района должна ввести плату за прогулки и экскурсии по главной достопримечательности города – Невскому проспекту. Если введут плату за посещение Летнего сада, то и эти меры будут вполне оправданы.
Как известно с бурных девяностых, когда приватизировались уже упомянутые туалеты, самый выгодный бизнес – эксплуатация объектов, которые строил или содержал бюджет. И неважно, идёт речь о стационарном городском туалете, который построил Ленгорисполком, или о Летнем саде, который создали наши предки, а федеральный бюджет только что вложил в его реставрацию более 2 миллиардов рублей. Под предлогом нехватки средств, повышения уровня сервиса, заботы о сохранности памятников коммерсанты, в том числе и от культуры, будут добиваться введения платы. Или, как вариант, разрешения строить на заповедных площадях коммерческие объекты. В своё время ушлые фирмы почти уговорили отдать им под аттракционы и рестораны половину Елагина острова, взамен чего они обещали дать денег на реставрацию оставшейся половины. С руководством ЦПКиО им договориться не удалось, зато они взяли реванш в соседнем Приморском парке Победы, в котором скоро даже кустарника не останется. Не исключено, кому-то придёт идея и в Летнем саду построить, к примеру, «Макдоналдс» – разумеется, в интересах культуры.
Законы рынка никто отменить не в силах, да и не нужно – нужно только правильно их понимать. Коммерческий интерес Петербурга именно в том, чтобы в нём все привлекательные места (включая те же туалеты) были бесплатными. Повышение туристического, инвестиционного и прочих рейтингов города принесёт в его казну и карманы коммерсантов в сотни раз больше денег, чем спекуляция бюджетными объектами.