В городах густо – в районах пусто
Штрафстоянки в столице Коми доказали свою эффективность, но на селе их даже не везде смогли создать
Штрафстоянки в столице Коми доказали свою эффективность, но на селе их даже не везде смогли создать
Прошёл год после принятия Государственным советом Коми закона, регулирующего перевозку и хранение задержанных транспортных средств на специализированные автостоянки. По мнению сотрудников ГИБДД, этот закон заметно облегчил им работу и оказал благотворное влияние на обстановку на дорогах, по словам же глав районных муниципалитетов, бизнесмены, занимающиеся эвакуацией автомобилей, несут убытки, а, по мнению депутатов, закон так и не заработал в полной мере.
К такому неутешительному выводу пришли народные избранники, обсудив ситуацию с реализацией этого закона на заседании президиума республиканского парламента. Хотя, как доложил заместитель начальника Управления ГИБДД по РК Алексей Осташов, штрафстоянки доказали свою эффективность. Только за четыре месяца нынешнего года на 10 процентов снизилось число аварий, совершённых водителями в состоянии алкогольного опьянения. И причина очень проста. Раньше на задержанного нетрезвого водителя оформляли протокол, но оставляли один на один с машиной, и он мог спокойно продолжить движение, по-прежнему находясь в состоянии алкогольного опьянения. Бывали случаи, когда на одного и того же водителя оформляли по два, а то и по три протокола.
– Сейчас там, где созданы штрафстоянки, эта проблема решена, – констатировал Алексей Осташов. – Кроме того, значительно снижен показатель аварийности с участием водителей, лишённых или не имеющих водительских прав. Так что положительный эффект налицо, и мы прогнозируем увеличение таких задержаний в связи с принятием на федеральном уровне закона, в соответствии с которым будут регистрироваться скутеры и мопеды.
Однако владельцы штрафных стоянок столкнулись с целым рядом проблем. Оказалось, что почти 30 процентов выездов эвакуаторов по вызовам ГИБДД – холостые. Это связано, в частности, с тем, что многие автовладельцы оформляют полис ОСАГО, позволяющий управлять машиной другому гражданину. Поэтому появилась возможность пьяному водителю позвонить своему трезвому товарищу с водительским удостоверением и договориться, чтобы тот дальше управлял машиной. Таким образом владелец спасает свою машину от эвакуации на штрафстоянку.
В итоге, по словам Алексея Осташова, за время действия закона в Коми было задержано 24 тысячи транспортных средств, но из них только чуть более двух с половиной тысяч попало на штрафстоянки.
Но главная проблема – окупаемость штрафстоянок в сельских районных муниципалитетах. Кстати, они до сих пор не появились в Печорском, Интинском, Ижемском и Усть-Цилемском районах. В адрес их администраций вынесены судебные решения, обязывающие к определённому сроку такие стоянки организовать. Муниципалитеты, конечно, вынуждены будут исполнить решение судов, но с чем они при этом столкнутся, председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель увидел своими глазами, когда посетил Усть-Куломский район. Там владелец местной специализированной стоянки и эвакуатора Анатолий Кирушев поведал спикеру, что не в состоянии свести концы с концами, а потому намерен закрыть этот убыточный бизнес.
Штрафстоянка в этом районе в полном соответствии с республиканским законом была создана в феврале нынешнего года и представляет из себя весьма убогое зрелище. В одном углу собраны старенькие и никому уже не нужные автомобили и мотоциклы, а в центре – груда металлолома. Отдельно стоит в одиночестве бездействующий эвакуатор.
С февраля и до начала лета сюда эвакуировали всего четыре десятка автомобилей, четверть из которых хозяева просто отказались забирать назад. Ведь для сельских жителей тарифы за эвакуацию и хранение их стареньких машин неподъёмны, поэтому они предпочитают просто забыть про них. Да и некоторые работники ГИБДД не всегда, когда нужно, вызывают эвакуаторы…
По подсчётам Анатолия Кирушева, штрафстоянка окупается, если в месяц на неё эвакуируют не менее 30 машин и все до единой забирают их владельцы.
– Так что не исключено, что через некоторое время работу этих индивидуальных предпринимателей придётся передать МУПам, которые возьмут на себя эти убытки, – заявил на заседании президиума Госсовета РК глава Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин.
– И тогда появится очередная затратная статья в нашем бюджете, – резюмировал Игорь Ковзель.
Однако грех жаловаться тем, кто занимается этим бизнесом в относительно больших городах. В Сыктывкаре муниципальная штрафстоянка испытывает совсем другие трудности. Её территория под завязку забита легковушками и грузовиками. Корреспондент «НВ» насчитал более сотни машин на небольшой территории. А знакомая автолюбительница рассказала, что не смогла самостоятельно выбраться из этого скопления на своей крохотной «Оке»!
Сейчас законодатели Коми пришли к совершенно очевидному выводу: республиканский закон о штрафстоянках необходимо совершенствовать. Только как? Например, вице-спикер Вера Скоробогатова на заседании президиума оптимистично предположила, что, может, на селе закон и не нужен. Кстати, в Усть-Цилемском районе, где до сих пор нет штрафстоянки, издавна живут непьющие староверы. Но Алексей Осташов возразил: именно Усть-Цилемский район держит первое место по удельному весу преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
Игорь Ковзель поинтересовался у руководителя республиканской службы по тарифам Рустама Шаймарданова:
– А каков тариф за услуги эвакуатора в Москве?
Оказалось, 5000 рублей – в два раза больше, чем в Коми.
– Так давайте пять и у нас сделаем, – предложил спикер. – Чего стесняться, в Сыктывкаре цены в магазинах такие же, как в Москве. А иначе через год захлопнутся предприниматели со стоянками и будут за голову держаться.
В итоге народные избранники решили поручить бюджетному комитету Госсовета РК разработать альтернативные варианты тарифов, дифференцировав их на сельские и городские, и предложить проект правительству Коми. Только решит ли это проблему? Ведь если сельским жителям придётся платить ещё больше денег за эвакуацию и содержание на штрафстоянках их машин, то они тем более не захотят забирать свои старенькие «Жигули». А владельцы стоянок и муниципальные власти будут ломать голову: что им делать с этим автобарахлом и как компенсировать убытки?
прямая речь
Игорь Ковзель, председатель Государственного совета Республики Коми:
– Наша задача на «светлое будущее» вовсе не в том, чтобы как можно больше машин поставить на штрафстоянку, а наоборот, добиться того, чтобы люди не нарушали правила дорожного движения. Тенденция должна быть такова, чтобы через два-три-четыре года их число пошло на убыль. Но тогда сократится и прибыль бизнесменов, занимающихся эвакуацией и хранением автомашин на штрафстоянках. И мы должны понимать, что появится очередная затратная статья в нашем бюджете.
Алексей Осташов, заместитель начальника Управления ГИБДД по Республике Коми:
– Эвакуация транспортного средства и его хранение – это не карательная мера. Это мера по обеспечению безопасности дорожного движения. Правонарушители бывают разные, их нельзя всех стричь под одну гребёнку.
цифры и факты
• По словам руководителя Дорожного агентства Коми Эдуарда Слабикова, в республике зарегистрировано 16 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся эвакуацией и хранением на штрафстоянках задержанных транспортных средств.
• В их распоряжении имеется 19 эвакуаторов, из них 5 – с гидроманипулятором, 14 – со сдвижной платформой. При этом в распоряжении сыктывкарского ООО «Городская служба перемещения транспортных средств» только 4 эвакуатора, один из которых с гидроманипулятором. Стоимость услуг эвакуатора с гидроманипулятором обходится в 1,5–2 раза дороже, чем со сдвижной платформой.
• В четырёх муниципалитетах штрафстоянки так до сих пор и не появились.
• Максимальный тариф на услуги по перемещению задержанного транспортного средства в пределах населённого пункта в Коми составляет с НДС 2537 рублей. Для сравнения: в Псковской области – 1400 рублей, Ненецком автономном округе – 1924 рубля.