Вы все деревья пересчитали?

Корреспондент «НВ» сравнил, как ухаживают за деревьями в Петербурге и в немецком Висбадене, где каждый саженец пронумерован. Итог не в пользу северной столицы

Корреспондент «НВ» сравнил, как ухаживают за деревьями в Петербурге и в немецком Висбадене, где каждый саженец пронумерован. Итог не в пользу северной столицы

Большинство молодых саженцев в Петербурге погибает в год посадки. Бюджет ежегодно теряет на этом сотни миллионов рублей

 

Работы по озеленению Петербурга ежегодно обходятся городскому бюджету в сумму с большим количеством нулей. В 2013-м, например, на эти цели город выделил комитету по благоустройству почти два миллиарда рублей, а в прошлом и того больше. Чиновники регулярно рапортуют о достигнутых успехах и высаженных десятках тысяч деревьев и сотнях тысяч кустов. Но зеленее Петербург почему-то не становится. Наоборот, камень и асфальт всё больше угнетают зелёные насаждения, не давая им развиваться и уничтожая большую часть посадок практически сразу же после того, как работники садово-парковых хозяйств отчитаются о выполненной работе.

Происходит это потому, уверены экологи, что в Петербурге до сих пор не существует грамотной и чёткой системы ухода за саженцами. По словам эколога Евгения Полтавского, за деревьями и кустами у нас ухаживают (а точнее – не ухаживают) одинаково во всех районах. Между тем в центральной части города к ним требуется совершенно иной подход, чем на окраинах.

– Центральная часть Петербурга – это раскалённый каменный мешок, в нём деревьям прижиться очень сложно, – говорит Евгений Полтавский. – Соответственно, следить и ухаживать за ними нужно совсем иначе, чем в спальных районах, где есть островки зелени, аллеи. Требуется более частая подкормка, полив. Ничего этого, к сожалению, не делается.

Как рассказал эколог, в европейских странах давно с успехом используют иной метод защиты зелёных насаждений. Каждое дерево там попадает в специальный реестр, и в течение года эксперты отслеживают его состояние и составляют особую программу ухода. Одними из первых по такой схеме начали работать экологи из мэрии Висбадена.

Корреспондент «НВ» побывал в этом немецком городке и убедился: к деревьям у его жителей особое отношение. Вероятно, поэтому столица федеральной земли Гессен и славится на всю Европу как одно из самых чистых в плане экологии мест на континенте.

 

 

Само название «Висбаден» многое скажет лишь знатоку европейских курортов – на этом месте ещё со времён древних римлян устраивали павильоны для лечения минеральной водой (минеральные источники бьют из-под земли прямо в городе, и местные жители пользуются ими почти как питьевыми фонтанчиками). Но при этом более-менее широкую известность за пределами соседних городков Висбаден получил лишь в XIX веке, когда на местные источники начали съезжаться знатные и богатые люди не только из Германии, но и из других стран. Как очень любят рассказывать висбаденцы, очень большой интерес их город всегда вызывал у русских. Особенно местные жители гордятся тем, что в небольшой гостинице в 1865 году здесь начал работу над романом «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский, к тому времени спустивший в рулетку все деньги (и даже карманные часы).

В те годы, по словам историка и экскурсовода Стеллы, Висбаден и его окрестности представляли из себя жалкое зрелище, до глубины души поразившее на рубеже XIX и ХХ веков кайзера Вильгельма. Он пришёл в такой ужас от увиденного, что приказал сровнять с землёй все здания и выстроить на их месте новые.

Особой изобретательности архитекторы не проявили (с историко-архитектурной точки зрения Висбаден мало интересен). Зато обитатели города с тех пор испытывают просто-таки маниакальное упорство в организации садов и скверов. Большая часть Висбадена – это зелёная зона. О деревьях и кустах здесь заботятся чуть ли не больше, чем о жителях.

– У нас очень большой вес имеет Общество защиты природы, – рассказала Стелла. – Именно его активисты настояли несколько лет назад на принятии специальной программы. По ней каждое дерево в Висбадене получило свой порядковый номер. В течение нескольких месяцев члены комиссии, в которую вошли представители мэрии, экологи и простые жители города, обследовали все зелёные насаждения. Затем специалисты проанализировали полученные данные и создали для каждого конкретного дерева свою программу полива, лечения или удобрения. Теперь компьютерная программа сама отслеживает периодичность, с которой необходимо обслуживать каждое конкретное дерево.

Выглядит это примерно так: в начале недели сотрудники службы озеленения получают наряд на работу, в котором указано, что, например, деревья № 35, 44, 47 и 60 на улице Вильгельмштрассе необходимо поливать 3 раза, а не 2, как все остальные на этой магистрали. А расположенные там же деревья № 20 и 56 нужно не только полить, но и подсыпать под них определённое количество удобрений. Отдельно составляется список саженцев, которые требуется подстричь или обработать дополнительно средствами от насекомых.

Конечно, свой идентификационный номер в Висбадене имеют далеко не все деревья (в противном случае для регулярного ухода за ними потребовалось бы привлечь население и соседних городов). Номерки прикрепили только на большие стволы (чаще всего это платаны и дубы), которые растут на разделительных линиях крупных улиц и на идущих вдоль проезжей части аллеях, а также в городских скверах и парках. За деревцами и кустами в садах, разбитых вокруг многочисленных вилл (в Висбадене их около 800), обязаны следить их владельцы или арендаторы. Запущенный сад может обойтись хозяину в кругленькую сумму. Как рассказал житель городка Ханс Вайзенфельд, штраф за разросшуюся, мешающую проходу или засохшую зелёную изгородь может составить до 1500 евро! За этим пристально следят представители общественных организаций и городских властей.

– Я подстригаю кусты в своём небольшом саду примерно раз в месяц, – говорит Ханс. – Очень важно, чтобы они были одного размера и не портили вид. Мы в Висбадене очень гордимся тем, что живём в одном из самых экологичных мест Германии.

По словам Стеллы, поначалу программу слежения за состоянием деревьев в городе многие критиковали. Главная причина – на её создание потребовались дополнительные бюджетные деньги, а немцы привыкли экономить и не любят тратить лишнего. Но за последние четыре года государственные озеленители не потратили ни цента на закупку новых саженцев, а ни одно уже посаженное дерево не пришлось спиливать или выкорчёвывать из-за того, что оно погибло.

– К тому же теперь можно экономить даже на самом простом, например на поливе, – продолжает Стелла. – Часть деревьев не нуждается в таком большом количестве воды, как другие, поэтому на их полив тратится меньше жидкости, чем раньше.

Пример Висбадена, который сегодня считается одним из самых зелёных городов Южной Германии, уже начали перенимать и соседи. Решение пронумеровать деревья на центральных улицах уже приняли в том числе и власти Франкфурта-на-Майне.

 

– Немецкий опыт в Петербурге может оказаться очень полезным, – считает Евгений Полтавский. – Конечно, наш город в разы больше, чем германские городки. Но ведь вовсе не обязательно распространять их методы на всю территорию Петербурга. Достаточно пронумеровать деревья и составить для них особую программу ухода лишь в центральной части. Например, каждый год возникают проблемы у Гостиного Двора. Там эти несчастные липы гибнут моментально, почти сразу же после того, как их посадили. Для этого района метод Висбадена пригодился бы. Главное – всё правильно просчитать и определить, какому дереву какой уход требуется. Я считаю, что в Петербурге так много денег, выделенных на озеленение, тратится впустую, что эффективнее было бы пригласить на них специалистов из Германии. Пусть они создадут нам систему сохранения зелёных насаждений.

 

а как у других?

Будапешт

К 1970 году столица Венгрии оказалась на грани экологической катастрофы. Промышленность развивалась так бурно, что жители попросту стали задыхаться. Поэтому правительство начало программу массового вывода предприятий из города. За 20 лет удалось таким способом выселить около 300 заводов и фабрик, на месте большинства из которых появились сады и парки. Для ухода за ними создано специальное управление, в котором помимо штатных сотрудников работают и внештатные. Как правило, это студенты, которые подрабатывают летом, поливая и опрыскивая деревья и кусты от насекомых и других вредителей.

Лондон

По количеству зелёных насаждений Лондон занимает одно из первых мест среди мегаполисов. Большая часть деревьев сосредоточена в крупных парках в центральной части города, немало зелени и в западной части, где сосредоточены особняки знати и олигархов. Деревья в Лондоне не нумеруют, зато делят парки на квадраты, за каждый из которых отвечает отдельный специалист-садовник.

Токио

В 1960-х годах японская столица настолько разрослась и развилась, что концентрация вредных веществ в воздухе, выделяемых заводами и транспортом, превысила все допустимые нормы в десятки раз. Правительству Японии пришлось принять особую программу развития зелёных зон. По ней в Токио начали массово создавать парки общего пользования (особенно у жителей популярны Хама-рикю, парк Сиба, сад Рику-чиэм, спортивные парки Мейдзи и Комадзава). К каждому парку прикреплены несколько десятков работников, в чью задачу входит обследовать деревья и кусты и вовремя их лечить, поливать и подстригать.

 

А за многочисленными традиционными японскими садиками, разбитыми на всех свободных пятачках (даже среди токийских небоскрёбов), помогают в свободное от работы или учёбы время ухаживать добровольцы. Среди японцев это считается очень почётным и уважаемым занятием.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.